Мечты о Европе. Фэнтези про участие «Оксфорд Юнайтед» в Кубке УЕФА-86/87

Болельщики московского «Спартака» сожалеют, что три года назад обстоятельства оборвали их евросезон на самом интересном месте. Но есть в Англии один клуб, который свою заслуженную путевку в Европу просто не получил.
Выезды «Оксфорда» в Европу всегда были почти случайными. Несколько раз клуб появлялся в упраздненном Англо-итальянском кубке и иногда проводит неделю своих предсезонных сборов где-нибудь на континенте. Обычно это Испания или Португалия, но например в 2015 «Оксфорд» готовился к сезону в Австрии.
Несмотря на победу в Кубке Лиги 1986 года, путь «Оксфорда» к главным европейским турнирам был заблокирован Эйзельской трагедией. С тех пор «Юнайтед» максимально далеки от дебюта в еврокубках, из-за чего тот упущенный шанс сорокалетней давности воспринимается особенно больно.
В 1985 году, после двух подряд чемпионств в Третьем и Втором Дивизионах, «Оксфорд» впервые в своей истории оказался в элите английского футбола. Гол Дэйва Лангана позволил 24 апреля победить «Шрюсбери» со счетом 1:0 и обеспечил «Юнайтед» промоушен в Первый Дивизион Футбольной Лиги.
Чуть больше месяца спустя, 29 мая 1985 года, «Ювентус» встретился с «Ливерпулем» в финале Кубка европейских чемпионов на стадионе Эйзель в Бельгии. Серьезные беспорядки среди болельщиков привели к трагической гибели 39 человек. Власти возложили вину исключительно на болельщиков «Ливерпуля».
Два дня спустя тогдашняя премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер призвала Футбольную Ассоциацию отстранить английские клубы от европейских турниров. Через два дня после этого УЕФА тоже запретила всем английским клубам участвовать в официальных матчах в Европе на «неопределенный срок». Этот запрет ФИФА затем распространила на все мировые клубные матчи, за исключением товарищеских.
Запрет фактически отстранил английские клубы от участия в любых европейских турнирах, а именно в Кубке европейских чемпионов, Кубке обладателей кубков и Кубке УЕФА, на срок пять лет (шесть лет для «Ливерпуля»).
Год спустя, 20 апреля 1986 года, «Оксфорд» встретился с «Куинз Парк Рейнджерс» в финале Кубка Лиги на стадионе Уэмбли. Вопреки большинству прогнозов, «Юнайтед» выиграли тот матч со счетом 3:0 и в обычных условиях квалифицировались бы в Кубок УЕФА. Однако запрет означал, что им не разрешено участвовать в европейском турнире, который тогда был третьим по значимости, вместе с «Манчестер Юнайтед», «Шеффилд Уэнсдей» и «Вест Хэмом», чьи финальные позиции в чемпионате также вывели бы их в жеребьевку Кубка УЕФА в том году.

Для Кубка УЕФА количество слотов, предоставленных чемпионату каждой страны, определялось коэффициентом страны в рейтинге УЕФА. Англия была на первом месте в то время и получила четыре места. Мы знаем, что после запрета эти четыре места были перераспределены между четырьмя странами с более низким рейтингом, у которых было только по два слота у каждой. Этими странами были, в порядке убывания рейтинга УЕФА: Югославия, Чехословакия, Франция и Восточная Германия (ГДР).
Командами, присоединившимися к турниру в 1986 году от каждой из этих стран, соответственно были: «Хайдук» Сплит (теперь независимая Хорватия), «Сигма» Оломоуц (теперь Чехия, а тогда дебютанты еврокубков под руководством еще не великого, а пока просто успешного тренера Карела Брюкнера), «Ланс» и «Шталь» Бранденбург соответственно. Хотя эти клубы все еще функционируют и играют в высших лигах своих стран (кроме «Шталь» Бранденбург, которых после объединения двух Германий постигла общая со многими восточными клубами судьба, и теперь они обитают где-то аж на 7-м уровне немецкой футбольной пирамиды), три из этих четырех стран больше не существуют. Восточная и Западная Германия воссоединились в 1990 году, Чехословакия разделилась на Чешскую Республику и Словакию в 1992, а в начале 90-х Югославия стала пятью, а затем шестью отдельными странами, а именно Боснией и Герцеговиной, Хорватией, Македонией, Черногорией, Сербией и Словенией (Независимость Республики Косово от Сербии до сих пор признана лишь чуть более чем половиной государств-членов ООН).
Итак, давайте выясним, с кем бы мог сыграть «Оксфорд Юнайтед» после жеребьевки первого раунда, если бы англичан не дисквалифицировали. Исходя из жеребьевок прошлых лет, вероятно, «желтые» были бы 4-ми в корзине из четырех команд из Англии, то есть позади тех, кто квалифицировался через свое место в чемпионате, а не выиграв Кубок Лиги. В этом случае «Оксфорд», вероятно, заменил бы резервную команду страны с самым низким рейтингом, которой была тогда «Шталь» Бранденбург. Предположим, что жеребьевка первого раунда прошла бы таким же образом, если бы в ней участвовали английские команды вместо тех, кто их в итоге заменил.
Давайте посмотрим, на кого мог бы нарваться «Оксфорд». Оказались бы «Юнайтед» глубоко за железным занавесом, в одном из контролируемых Советским Союзом государств Восточной Европы, или, может быть, в каком-нибудь солнечном средиземноморском регионе, согреваемом южными ветрами Сирокко?
Нет, в первом раунде «Оксфорду» даже не пришлось бы выезжать из страны. Если бы «Юнайтед» заменили «Шталь» Бранденбург, то они бы начали свою европейскую кампанию против «Колрейн», серебряных призеров чемпионата Северной Ирландии. Колрейн — небольшой город в графстве Лондондерри, примерно в 30 милях к востоку от Дерри. Кажется, что в то время команды из одной и той же страны не могли встречаться между собой в первом раунде, однако УЕФА разрешала командам из каждой из футбольных ассоциаций Великобритании играть друг с другом — например, в следующем году «Колрейн» встретился с шотландским «Данди Юнайтед» в первом раунде. А в 1982 они сыграли с «Тоттенхэмом» в первом раунде Кубка обладателей кубков.

В этом сценарии «Что если...» «Оксфорд» бы совершил относительно короткое путешествие через Ирландское море, чтобы сыграть матч первого раунда в среду 17 сентября 1986 года в 17:00 по местному времени. Это произошло бы между двумя субботними матчами чемпионата Англии — с «Манчестер Сити» (на тот момент аутсайдер, болтающийся между Первым и Вторым Дивизионами) дома (0:0) и с «Арсеналом» (на тот момент очень крепкий середняк с претензиями на медали, которому «Оксфорд» по итогам сезона передаст в пользование Кубок Лиги) на выезде (тоже 0:0).
На самом деле «Колрейн» начал матч против «Шталь» Бранденбург на стадионе Шоуграундс перед 1 100 болельщиками, и немцы вышли вперед вскоре после начала второго тайма, а хозяева поля сравняли счет, реализовав пенальти на 78-й минуте.
Спустя две недели «Оксфорд» бы снова приветствовал «Колрейн» на стадионе Мэйнор Граунд, где «Юнайтед» сначала предстояло провести домашний матч (победа 3:2 с дублем Джона Олдриджа) чемпионата Англии с «Чарльтоном» (новичок из Второго Дивизиона, который по итогам сезона оказался как раз ниже «Оксфорда» и спасся только в стыковых матчах), а затем выездной матч (унизительное поражение 1:6) с другим фэнтези-участником Кубка УЕФА — «Шеффилд Уэнсдей» (поднялись в Первый Дивизион на год раньше «Оксфорда» и сразу неплохо закрепились).
Возвращаемся в реальный мир, ответный матч был сыгран в 14:30 по местному времени перед более солидными 15 500 болельщиками на Stadion der Stahlwerker (не что иное, как “Стадион Сталеваров” в переводе с немецкого) в Бранденбурге-на-Хафеле. Единственный гол на 41-й минуте в конечном итоге определил успех по сумме двух матчей для восточных немцев.
Итак, если бы «Оксфорд» победил «Колрейн», то кто бы встал на их пути дальше? Ну, вот тут все становится немного сложнее. В турнире, который разыгрывался в реальной жизни, «Шталь» Бранденбург встретились во втором раунде со шведским «Гетеборгом», который разгромил упомянутый выше «Сигма» Оломоуц из Чехословакии со счетом 5-1. Однако в нашем фэнтезийном мире чехов там бы не было, и их заменили бы как раз «Шеффилд Уэнсдей». Так что, хотя «Гетеборг» в итоге стал реальным обладателем Кубка УЕФА в тот сезон (между прочим, уже двукратным), у нас нет возможности узнать, смогли бы они пройти «Уэнсдей» уже в первом раунде.

Несмотря на это, мы можем использовать сценарии «или-или» и представить, что могло бы произойти. Итак, во втором раунде у «Оксфорда» была бы игра на Хиллсборо или на стадионе Уллеви в Гетеборге. Оба на тот момент могли вместить более 40 тысяч болельщиков (Уллеви вообще строился специально для Кубка Мира 1958, а в дальнейшем принимал финал Евро-1992 и несколько других важных матчей). Между матчами чемпионата Англии против «Ливерпуля» (безапелляционные 0-4 на выезде) и «Ноттингем Форест» (домашняя победа 2:1), «Оксфорду» пришлось бы либо прокатиться до Южного Йоркшира, либо паковать чемоданы аж в Южную Швецию. Оба этих клуба играют (как кстати и «Колрейн») в полосатых сине-белых футболках, так что это не должно было создать конфликта цветовых гамм.
Среди звезд «Гетеборга» того времени были правый защитник Роланд Нильссон, который затем в 1989 как раз совершил прямой трансфер именно в «Шеффилд Уэнсдей», и нападающий с весьма кудрявой прической Йонни Экстрем, в то время как в составе «Уэнсдей» были такие игроки, как Ли Чепмен, Ричи Баркер и Гэри Мегсон.
Как бы то ни было, «Гетеборг» выиграл домашний матч со счетом 2:0 против «Шталь» и прошел в следующий раунд по сумме двух матчей со счетом 3:1 после ничьей в Восточной Германии на глазах у 15 500 зрителей. Таким образом, в первом раунде «Юнайтед» бы встретились с «Колрейном», во втором — с «Гетеборгом» или «Шеффилд Уэнсдей».
Если следовать этому направлению движения, то если бы «Оксфорд» вышел в третий раунд, то встретился бы там с бельгийским «Гентом», который ранее обыграл «Спортул Студенцеск» (окончательно расформирован в 2017) из Румынии со счетом 4-1 по сумме двух матчей. В те времена «Гент» принимал своих соперников на старом стадионе Жюль Оттен.
Состав «Гента» не был переполнен очевидными талантами, и хотя в первом матче они проиграли «Гетеборгу» только 1-0 на своем поле, две недели спустя, 10 декабря, они пропустили уже 4 безответных гола перед чуть более чем 15 000 фанатов. Если бы «Оксфорд» встречался с «буйволами», то эти два матча вписались бы между турами Первого Дивизиона против «Тоттенхэма» (домашнее поражение 2:4) и «Норвича» (выездное поражение 1:2), а также против «Лутона» (домашняя победа 4:2) и «Лестера» (выездное поражение 0:2) соответственно.
Становится все интереснее. Если бы «Оксфорд» вдруг добрался до ¼ финала, то жеребьевка свела бы его ни с кем иным, как с миланским «Интером», который в предыдущем раунде с трудом обошел пражскую «Дуклу» со счетом 1-0 по сумме двух матчей (у них там была еще и переигровка из-за тумана, заполонившего Сан-Сиро в ответной игре). Первая из двух четвертьфинальных игр, сыгранная весной 1987 года, должна была состояться (в наших мечтах конечно же) на Мэйнор Граунд в Оксфорде. Давайте на минутку задумаемся — миланский «Интер» в Оксфорде. Их состав тогда представлял собой настоящую команду суперзвезд: защитник-бомбардир Даниэль Пассарелла, который только что стал единственным аргентинцем-двукратным чемпионом мира; еще один чемпион мира и великий полузащитник Марко Тарделли; лучший итальянский страйкер 80-х Алессандро Альтобелли (разумеется, тоже с Кубком Мира); Карл-Хайнц Румменигге, которому стать чемпионом мира просто не повезло – в 1974 его карьера только началась, в 1982 на пути встали упомянутые выше итальянцы, в 1986 – аргентинцы, а в 1990 “Калле” уже закончил с футболом (ну хоть стал чемпионом Европы и насобирал трофеев с «Баварией»).

Как бы то ни было, 4 марта «Интер» отправился в гости к «Гетеборгу», где игра перед 42 692 болельщиками завершилась вничью 0-0. Под присмотром 61 376 зрителей на Сан-Сиро, ответная игра завершилась вничью 1-1 (причем шведы забили оба гола). По правилу выездного гола, действовавшему в то время (вероятно, кто-то уже начал забывать о таком), «Гетеборг» вышел в полуфинал.
Если бы «Оксфорд» прошел дальше вместо «Гетеборга», то его соперником в полуфинале был бы австрийский «Сваровски-Тироль», который кстати по пути выбил московский «Спартак». Вероятно, причина, по которой вы спрашиваете «Что это вообще за клуб такой?», заключается в том, что они существовали всего 6 лет. Википедия говорит нам, что клуб действительно «был основан производителем кристаллов Swarovski как ответвление от «Ваккер» Инсбрук, чью лицензию для участия в австрийской Бундеслиге он принял в конце сезона 1985–86. Под руководством легендарного менеджера Эрнста Хаппеля «Сваровски» дважды подряд взял золото чемпионатов Австрии 1989 и 1990 годов, а также Кубок Австрии в 1989. Тем не менее, клуб был расформирован уже в 1992, и лицензия вернулась обратно к «Ваккеру», только чтобы затем снова перейти к недавно созданному «Тироль» Инсбрук годом позже». Кстати, если вдруг кто-то вспомнил эпические три (!) раунда противостояния московского «Локомотива» с «Тиролем» в квалификации Лиги Чемпионов, то тот клуб тоже сразу расформировали по окончании сезона, хотя он и стал чемпионом Австрии в третий раз подряд (между прочим, все это со Станиславом Черчесовым в воротах, а затем под руководством Йоахима Лева). Надо отметить, что нынешний продолжатель из Инсбрука тоже свалился черт знает куда (уже без Черчесова и Лева конечно же).
Первый матч должен был бы состояться на Мэйнор Граунд 8 апреля в 7 вечера, между субботними матчами чемпионата: выезд на Олд Траффорд (поражение 2-3, уже естественно при Алексе Фергюсоне) и домашней игрой против «Ньюкасла» (1:1). Опять же, никакого столкновения цветовых гамм, как и в предыдущих раундах, так как те австрийцы играли в белом. Второй матч должен был бы состояться через 2 недели в 19:30, ровно через год после исторической победы «Оксфорда» в Кубке Лиги на «Уэмбли». Если предположить, что матчи чемпионата продолжались бы как обычно, то ответный должен был бы состояться между домашней игрой с «Уимблдоном» (победа 3:1) и поездкой к «Тоттенхэму» (поражение 1-3).
Тот стадион в Инсбруке до наших дней не дожил, но рядом с тем местом в 2000 году построили новый, на котором затем сборная России провела два матча (против Испании и Швеции на групповом этапе) памятного Евро-2008. Виды позади трибун конечно завораживающие.

Возвращаясь к реальности, «Гетеборг» уверенно выиграл первый матч со счетом 4:1 у себя на Уллеви перед весьма внушительной аудиторией в 48 510 зрителей, а затем закрепил результат, одержав победу со счетом 1:0 в Инсбруке при подозрительно ровной посещаемости в 19 000 болельщиков.
В этом фэнтези-сценарии «Что, если бы «Оксфорд Юнайтед» играл в Кубке УЕФА 1986/87», мы теперь приходим к окончательному выводу. Итак, обыграв «Колрейн», «Гетеборг»/«Шеффилд Уэнсдей», «Гент», «Интер» и «Сваровски-Тироль», с кем бы «Юнайтед» встретились в двухматчевом финале?
Как вы можете себе представить, список кандидатов длинный, и вот тут, к сожалению, становится невозможным сказать наверняка, кого бы «желтые» там встретили. Если мои расчеты верны, то из противоположной части турнирной сетки «Оксфорд» мог бы встретиться с «Манчестер Юнайтед», греческим ОФИ; болгарским «Тракия» Пловдив (сейчас «Ботев»), румынским «Университатя» Крайова, «Вест Хэмом», «Барселоной», с «Боруссией» Менхенгладбах или настоящими финалистами «Данди Юнайтед».
Итак, мы подошли к Финалу, Которого Никогда Не Было. Первая игра должна была состояться на Мэйнор Граунд 6 мая 1987 года, а ответная — 20 мая на поле гипотетического соперника. Это означало бы перенос выездной игры предпоследнего тура чемпионата с «Лутоном», но ответная игра должна была бы состояться уже после окончания внутрианглийского сезона. В (будем честны) маловероятном сценарии, что «Юнайтед» прошли бы через все раунды, «Оксфорд» завоевал бы лишь свой второй в истории крупный трофей в течение двух сезонов. Но в то же время я уверен, что в мае прошлого года парад, посвященный победе в плей-офф Лиги 1 и промоушену в Чемпионшип вызвал у болельщиков не менее сильные эмоции.

Настоящий финал Кубка УЕФА 1987 состоял из двух матчей, первый из которых был сыгран на стадионе Уллеви в Гетеборге. Начав игру в 19:00 перед 50 023 зрителями, домашняя команда обыграла «Данди Юнайтед» со счетом 1:0. Две недели спустя в ответном матче шотландцы и шведы сыграли вничью 1:1 на стадионе Таннадайс Парк, на котором присутствовало 20 911 зрителей, но при общем счете 2:1 трофей поднял над головой именно «Гетеборг».
Долгое прощание. Последний сезон «Оксфорда» в высшем дивизионе чемпионата Англии
Готов лишь согласиться, что уход Рэя в третьем сезоне очень негативно сказался на перспективах выживания. Но этот переход был далеко не единственной и главной причиной последовавшего краха. Внизу этого материала как раз оставил ссылку на текст о том последнем сезоне в высшей лиге.
Минимум - второй. Кубок кубков был слабее. Да и в Кубке чемпионов было только по одному клубу из всех (в том числе сильнейших чемпионатов), а вот в КУ тех же английских, немецких, испанских, итальянских клубов было несколько.
Хаутон тогда ещё Дасаеву забил на Евро, если не путаю, лень проверять