4 мин.

Тренер Замбии Грант (вы помните его по «Челси») в 2009-м приезжал в Коми. Нашел там захоронения родственников

Летал туда на вертолете вместе с Игорем Рабинером.

Тренер Замбии Авраам Грант возвращается в Москву. Все мы помним его первый визит: 17 лет назад, финал ЛЧ, «Лужники», дождь и промах Джона Терри – финал недолгой карьеры Гранта в «Челси».

Спустя год у него случилась еще одна и более личная поездка в Россию – в Республику Коми, где в уже несуществующем поселке Грант нашел могилу родственников. Ее рыл 13-летний отец Гранта Меер, который вместе с родителями и сестрами оказался в трудовом лагере.  

Как случилась поездка Гранта в поселок Рабог

Подробный репортаж о поездке Гранта в Коми написал Игорь Рабинер (оригинала на сайте «СЭ» нет, но есть копия в LiveJournal). Их знакомство началось с обычного интервью о футболе, но первый вопрос («Есть ли у вас связь с Россией?») все изменил. Через несколько месяцев после интервью состоялась непростая поездка.

Грант рассказывал, что давно знал о похороненных в России родственниках, но не надеялся отыскать их могилу. Помогли установить конкретное место тогдашний глава Коми Владимир Торлопов и его пресс-секретарь: они подняли архивы ЗАГСа и МВД и нашли место захоронения людей с фамилией Гранат – это не ошибка, а изначальная фамилия семьи. Проблема в том, что похоронены они в поселке Рабог, где еще с 1970-х никто не живет, а вокруг – 20 километров лесной тайги.

Сначала Грант, Рабинер и израильские журналисты пытались добраться до Рабога на джипах, но дорога не позволила – пришлось просить вертолет. В итоге они добрались до заброшенного в поле погоста с одним крестом. Грант помолился и высыпал на могилу землю из Иерусалима.

«Посреди русской тайги звучала еврейская песня-молитва. «Сюрреализм», – качали головой израильские журналисты. Я вообще не раз за дни этой поездки ловил себя на ощущении нереальности происходящего», – писал Рабинер в репортаже.

Мистики добавляет еще один факт: за два дня до поездки Меер Грант вышел из комы. Еще через день сын рассказал об этом отцу и сразу получил вопрос: «Там все еще также холодно?»

Как родственники Гранта оказались в Коми

Семья Грантов (тогда Гранатов) жила под Варшавой, но в 1939 году, спасаясь от нацистов, бежала на восток Польши, который оказался под контролем СССР. Через год советская власть переселила около 300 тысяч поляков, 20 тысяч из них попали в Коми. Выбор объяснялся относительной близостью (в отличие от Урала и Казахстана) и невозможностью сбежать из тайги.

Переселенных поляков приравняли к заключенным, а позже амнистировали с возможностью самостоятельно переехать в любой ближайший город. Но большинство оставались на лесоповале. Родственники Грантов тоже остались в Рабоге, и только Меер выжил. Бабушка и дедушка умерли от болезней, а одна из теть скончалась после отравления ядовитым грибом.

«Я всегда пытался представить себе его, тринадцатилетнего, в той ситуации, в которой он оказался. И понять, каким образом он потом смог превратиться в завзятого оптимиста с великолепным чувством юмора», – так тогда Авраам Грант рассуждал об отце.

Удивительная связь с Абрамовичем – его родственников тоже переселили в Коми

Один из самых шоковых моментов поездки для Гранта – открытие для него, что на центральном кладбище Сыктывкара похоронены родственники Романа Абрамовича – человека, который всех удивил, когда доверил Гранту «Челси». Тогда он попросил группу сопровождения также посетить и могилу предков бывшего босса.

Их судьбы схожи. Деда, бабушку и других родственников переселили из Литвы, многие из них скончались в лагерях. Абрамовича воспитывал его дядя Лейб, который как раз и обосновался в коминской Ухте.

«Вы должны гордиться тем, что есть такой человек, который вышел из ваших мест и столько добился. Он должен стать для вас примером того, что достичь в жизни можно всего», – говорил Грант об Абрамовиче школьникам из Сыктывкара.

Фото: Gettyimages/Jamie McDonald / Staff, Shaun Botterill / Staff; livejournal.com/Игорь Рабинер