15 мин.

Яйцо, курица и корона Российской Империи

Сегодня исполняется 166 лет со дня рождения великого русского ювелира - Карла Фаберже.

Началом всему послужила скромная мастерская, открытая в Петербурге в 1842 году отцом Карла, Густавом Фаберже. В мастерской делали небольшие, популярные в то время украшения - брошки, медальоны, браслеты и другие предметы, которые ничем не выделялись. Все изменилось после вступления в дело сыновей Густава - Карла и Агафона. Тогда больше внимания начало уделяться художественной стороне дела.

В 1870 году Карл Густавович возглавил дело. Обладая прекрасными организаторскими способностями, он вскоре расширил предприятие, организовал товарищество "К. Фаберже" и вывел его на новый уровень.

Дела фирмы развивались стремительно быстро, и вскоре Карл открыл филиалы в Москве, Лондоне, Одессе, Киеве и, по приглашению принца Чакрабона Сиамского, в Бангкоке.

Как руководитель, Карл умел привлекать к работе самых талантливых живописцев, архитекторов и скульптров, которые создавали для фирмы неповторяемые и уникальные рисунки и модели. На фирме трудились выдающиеся ювелиры и камнерезцы того времени.

В мае 1885 года император Александр III присвоил Карлу Фаберже звание «Поставщик Высочайшего двора» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба. (Позднее император Николай II – звание «Придворного ювелира и оценщика кабинета императорского величества».) Звания обязывали Фаберже выполнять заказы императорского дома. Для ювелира, связанного придворными заказами, довольно трудно сохранить творческую свободу. Карлу Фаберже это удавалось. Вызывает восхищение его тактичное, но твёрдое отстаивание перед царственными особами своих творческих замыслов. Особенно, когда речь шла о пасхальных сюрпризах. Первый оригинальный сувенир – разъемное яйцо с курицей, рубиновым яичком и короной внутри – изготовлен в 1885 году. Это яйцо положило основание так ценимой сегодня коллекции яиц Фаберже.

Ассортимент фирмы все время расширялся. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные (автономные) мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов, орденов. Обширный ассортимент выпускаемых изделий включал ювелирные украшения для монархов Запада и Востока, уникальные пасхальные сюрпризы для императорской семьи, частные заказы для гвардейских полков, учреждений разных ведомств, церковную утварь, подарки-сувениры, рамки для фотографий, миниатюрные скульптурные фигурки животных и людей, игрушки, часы, букеты из поделочных камней, портсигары, столовые приборы и т.д.

Всемирная выставка в Париже в 1900 году принесла фирме мировую известность. Изделия фирмы участвовали вне конкурса, т.к. К.Фаберже входил в состав жюри. На выставке экспонировались многочисленные изделия фирмы, среди них были миниатюрные копии царских регалий – короны большая и малая, держава, скипетр, – выполненные из драгоценных металлов и камней и установленные на подставке из розового орлеца. (Регалии приобретены с выставки имп. Николаем II, в настоящее время хранятся в Эрмитаже). Яйцо «Транссибирский железный путь» мастера М.Перхина ныне находится в музее Московского Кремля.

Коль скоро речь зашла о Кремле, то и такое яйцо имеется в коллекции Фаберже:

Высокохудожественные работы мастеров фирмы произвели огромное впечатление на посетителей и жюри. Специалисты по достоинству оценили ювелирную работу. К. Фаберже получил Гран-При и французский орден Почетного легиона. Парижская гильдия мастеров золотого дела удостоила его звания метра. Старший сын Евгений получил пальмовую ветвь – знак офицера Академии изящных искусств. Многие мастера отмечены золотыми и серебряными медалями. После успеха на выставке фирма становится поставщиком ювелирных изделий для всех королевских домов Европы и в первую очередь Англии, Швеции, Норвегии, Германии, Дании, Франции.

По заказу русского двора мастера фирмы изготавливали изделия для дипломатических подарков и различных подношений. В разное время из рук художников – мастеров вышли шедевры ювелирного и камнерезного дела: декоративная ваза для Бисмарка, братина для абиссинского Негуса Менелика, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритовая фигура Будды и лампада для придворного храма в Сиаме и др. Одним из доказательств совершенства выпускаемых изделий служат неоднократные предложения западных антикваров исполнить ряд работ без наложения клейм с именем фирмы. Эти предложения сразу отвергались.

До Первой Мировой войны на предприятиях Фаберже трудились около 600 человек; война сократила объемы производства. Немногие знают, что Карл Фаберже приспособил свои мастерские к нуждам военного дела. Его мастерская выпускала различную посуду, табачницы. Компания получила военный заказ на выпуск гранат, ударных и дистанционных трубок, частей различных приборов. Военное ведомство неоднократно ставило в пример изделия фирм за точность и тщательность исполнения.

Среди других работ Фаберже - уникальный натюрморт 1905 года, который представляет собой камень, на котором разложен "джентльменский набор": яичница, обрывок газеты, граненый стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса.

"Революционные веяния превратили яйцо в яичницу, курицу - в воблу, а корону - в граненый стакан" (с) SimpleSimon. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Отделения фирмы закрылись в 1918 году, магазин в Москве работал до февраля 1919 года. Карл Фаберже под видом дипкурьера уехал с семьей из Петрограда в Швейцарию в 1918 году. За границей, лишённый возможности заниматься любимым делом, он мучительно страдал от бездействия. Окружающие в этот период часто слышали от него «...такая жизнь - это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить нет смысла.» 20 сентября 1920 года великого мастера не стало...

Далее небольшая подборка работ Карла Фаберже - яйца, украшения, церковная утварь и др...

В коллекции Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН находится уникальный экспонат — незаконченное последнее императорское яйцо, создававшееся на фирме Фаберже к Пасхе 1917 года.

Главный художник фирмы Фаберже Ф.П.Бирбаум в 1922 году писал: «…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…»

Стул от Фаберже:

Айва Фаберже:

 

В записи, наряду с авторским текстом, использованы материалы собранные на просторах интернета (материал собирался давно; сейчас, к сожалению, уже не восстановить из каких именно источников).

PS. Спасибо большое Диме (SimpleSimon) за креатив с заголовком и за помощь в создании записи!