Пришло время объединить Премьер-лигу и Английскую Футбольную Лигу?
Несмотря на то, что это одна из самых известных цитат в британской политике, бывший премьер-министр Джеймс Каллаган на самом деле не говорил «Кризис? Какой кризис?», когда вернулся с конференции в Гваделупе в 1979 году и увидел, что Соединенное Королевство переживает холодную зиму, высокую инфляцию и массовые забастовки.
Он сказал нечто гораздо более взвешенное, но заголовок The Sun — это цитата, которая передала все настроение.
В английском футболе сейчас царит атмосфера «солнечного Джима», поскольку некоторые руководители клубов Премьер-лиги в последние месяцы говорили нам, что они прекрасно справляются с управлением игрой и их следует оставить в покое, чтобы они продолжали в том же духе.
Однако за это же время мы читаем о существовании разногласий между лигой и ее действующими чемпионами, незаконных правилах, финансовых потерях, угрозах со стороны профсоюза игроков, лазейках, спорах по поводу расписания и неспособности достичь внутренней договоренности о том, как лучше разделить миллиарды от трансляций игры.
Столкнувшись с этими криками о помощи, нынешнее правительство Великобритании решило продолжить реализацию плана своего предшественника по введению независимого регулятора для мужского профессионального футбола в Англии.
Как сказал один человек, работающий в Английской футбольной лиге: «Почему у нас есть регулятор? Это потому, что мы не смогли разобраться с собственным дерьмом!»
Учитывая значительное большинство в парламенте, Премьер-лига или кто-либо другой не сможет ничего сделать, чтобы остановить правительство от введения регулятора в конце этого года. Но еще есть время убедиться, что ему не придется много заниматься регулированием, поскольку почти все проблемы футбола можно решить с помощью футбола.
Как? Давайте вспомним, что именно бывший премьер-министр Борис Джонсон запустил этот шар, когда шесть богатейших клубов Англии попытались вступить в Европейскую Суперлигу в 2021 году, и он пригрозил защитить статус-кво «законодательной бомбой».

Благодаря протестам болельщиков и тому, что план ЕСЛ оказался полным дерьмом, ему не пришлось применять это оружие, но внимание, которое оно привлекло, убедило его в том, что есть несколько голосов за то, чтобы стать тем человеком, который исправит то, что посеяло такие предательские мысли в умах подлой шестерки.
Сам не разбираясь в футболе Джонсон был предусмотрителен/допустил ошибку (похоже, это зависит от того, в каком дивизионе находится ваш клуб), назначив кого-то, кто разбирался: экс-министра спорта Трейси Крауч, председателем «отчета под руководством болельщиков». Она проделала огромную работу и получила множество похвал за то, что выслушала всех, а главный вывод заключался в том, что футболу больше нельзя доверять самостоятельное управление.
Итак, беспринципный Джонсон заинтересовался футболом только потому, что разрыв грозил что-то сломать, как это делают отрывные игроки. И сейчас это так же верно, как и тогда, когда 22 команды Первого дивизиона решили выйти из Футбольной лиги и образовать Премьер-лигу в 1992 году. Так может, пора снова собрать группу?
Давайте восстановим мост. Давайте вернем английский мужской профессиональный футбол в одну лигу, с одним сводом правил и одной командой продавцов. Давайте сделаем так, чтобы больше клубы не делали из лиги дураков, перескакивая из одной юрисдикции в другую. Давайте дадим всем клубам больший кусок от большего пирога.
Сразу же следует признать, что Премьер-лига, по многим показателям, добилась потрясающего успеха для своих клубов, игроков, болельщиков, вещателей и принимающей страны, которая получает повышенные налоговые отчисления, выгоды от туризма и кредиты «мягкой силы».
В начале 1990-х годов английский футбол находился в плачевном состоянии. С продуктом на поле все было в порядке, но посещаемость домашних матчей каждый год падала со времен Второй мировой войны, а заинтересованные стороны футбола не могли ни о чем договориться.
Но в то время как высший дивизион процветал с 1992 года благодаря пятилетнему телевизионному соглашению с BSkyB на сумму £304 млн., конкурентный баланс английского футбола за последние три десятилетия снизился. В 1960-х годах 18 разных клубов выиграли хотя бы один из трех главных внутренних призов, в 1990-х годах было еще 12 победителей, но их число сократилось до девяти в 2000-х и девяти в 2010-х годах.
Это происходит потому, что финансовые трещины, которые начали открываться между дивизионами — и внутри них — в 1980-х годах, превратились в пропасти.
В 1993 году центральный доход Премьер-лиги составил £45 млн., в то время как клубы АФЛ (Английской Футбольной Лиги = Чемпионшип + Лига Один + Лига Два) разделили между собой £34 млн., что составляет около 75% от общего дохода высшей лиги. В 2023 году Премьер-лига заработает £3,5 млрд., а АФЛ — чуть больше £200 млн., что составляет всего шесть процентов от общего дохода высшей лиги.

За последние три десятилетия доходы АФЛ выросли в шесть раз. Неплохо, если не сравнивать с Премьер-лигой — ее доходы выросли в 78 раз (и это только центральный доход лиги от медиаправ и коммерческих сделок). Если добавить к этому доходы клубов от билетов, атрибутики и спонсорства, то в 2022 году разрыв между Премьер-лигой и Чемпионшипом, старым вторым дивизионом, составит £4 млрд. Спустя три года он составляет £5,3 млрд.
Если вам интересно, что сделали клубы с этими дополнительными деньгами, то с 2022 года расходы на зарплату в высшей лиге увеличились на £850 млн.
Выплаты командам, призванные смягчить удар от вылета из Премьер-лиги, теперь больше похожи на батутные, чем на парашютные, искажая конкуренцию в Чемпионшипее и ставя рациональных владельцев конкурирующих клубов перед суровым выбором: перерасходовать средства или забыть о повышении. И даже повышение в классе уже не то, что раньше: похоже, что этот сезон закончится так же, как и предыдущий — все три команды, получившие повышение, вернутся обратно в Чемпионшип.
С 1992 года в английском профессиональном футболе произошло 60 банкротств, в том числе шесть с участием нынешних команд Премьер-лиги — «Борнмута» (дважды), «Кристал Пэлас» (также дважды), «Ипсвич Тауна» и «Лестер Сити», хотя все они были в АФЛ, когда у них закончились деньги, но вы поняли, о чем идет речь.
Великий раскол 1992 года стал отличной схемой для тех, кто был на правой стороне реки, когда взорвали мост, но тем, кто был на другом берегу, пришлось сложнее. Именно поэтому основные задачи регулятора — не допустить банкротства большего количества клубов и обеспечить более равномерное распределение игрового богатства.
Для этого материала я поговорил с несколькими источниками, связанными с Премьер-лигой, но все они отказались давать интервью, поскольку это, безусловно, деликатная тема. Слишком много воды утекло под нашим разрушенным мостом, чтобы его восстановление имело смысл. Но если перефразировать их возражения, то они сводятся к тому, что глобальные бренды в Премьер-лиге имеют еще меньше общего с «общественными клубами» в Лиги Один и Два сейчас, чем в 1992 году. Попытка найти консенсус с таких исходных позиций была бы практически невозможна.
Один из высокопоставленных источников также не согласился с теорией о том, что английская клубная игра будет получать больше денег от своих медиаправ, если ведущая в мире команда по продажам Премьер-лиги возьмет на себя ответственность за продажу всех этих прав. Они считают, что никто не заинтересован в получении выгодных условий для прав АФЛ лучше, чем сама АФЛ, и именно на этом АФЛ должна сосредоточить свое внимание, а не на «выпрашивании подачек».
АФЛ должна сделать все возможное, чтобы максимизировать свои доходы, но предположение о том, что «совокупная продажа» не работает, заставляет меня задуматься, почему правообладатели всех размеров используют медиаагентства для продажи своих прав или почему сама Премьер-лига теперь продает права на Кубок Англии за границу от имени своего старого друга, Английской Футбольной Ассоциации.

Одним из тех, кто готов поддержать мнение о том, что АФЛ и Премьер-лига должны остаться порознь, был бывший вице-председатель «Арсенала» Дэвид Дейн, один из немногих боссов клубов Премьер-лиги, который выразил некоторые сомнения по поводу отделения в 1992 году.
«Английская Премьер-лига — самый быстрый поезд на рельсах, — сказал Дейн в интервью. — Прицепившись к другой повозке, можно только замедлить движение».
Я также поговорил с некоторыми источниками из АФЛ, которые не захотели делать это под запись. Они считают, что реинтеграция — отличная идея, но не хотят говорить об этом публично, пока правительство пытается внести самые радикальные изменения в английский футбол за последние три десятилетия.
Но это не значит, что мне не удалось найти никого, кто мог бы публично высказаться по этому поводу.
«Премьер-лига не была хорошей идеей и в 1992 году, — говорит Алекс Финн, партнер рекламного агентства Saatchi & Saatchi, который работал над докладом, подготовленным ФА в 1990 году, в котором рассматривалась возможность упорядочения лиг. — Тогда была хорошая идея — объединить игру под единым началом, чтобы создать время и пространство для успеха как клубов, так и национальной сборной».
«Посмотрите на то, как футбол управляется в других странах: федерация и лига работают параллельно и сосуществуют. В 1992 году в английском футболе никто не мог сосуществовать, а создание Премьер-лиги усугубило ситуацию, поскольку им позволили исчезнуть за горизонтом со всей шумихой и всеми деньгами».
Марк Палиос, сопредседатель совета директоров клуба «Транмир Роверс» из Лиги Два и бывший исполнительный директор ФА, — еще один человек, который считает, что вместе нам будет лучше.
«Я бы предпочел унитарную модель игры, потому что считаю, что это лучший подход для современного глобализированного мира», — объясняет он.
«Нам нужен кто-то или что-то, кто будет защищать всю игру. Премьер-лига нуждается в здоровой лиге под собой, потому что ей не нужны аутсайдеры и никому не нужные матчи. Ей нужна настоящая опасность».
«Хорошее управление — это когда все заинтересованные стороны уверены в механизме принятия решений в организации, о которой идет речь. Именно это мы и имеем в футболе?»
«Нам нужен человек, не зажатый корыстными интересами, который будет думать обо всей игре в целом. Может быть, это ФА? Возможно, но я опасаюсь, что его бренд слишком испорчен, чтобы справиться с этой задачей. Вам нужен кто-то, кто будет воспринимать все в комплексе, и я думаю, что именно в этом случае на помощь приходит регулятор».
Палиос, однако, утверждает, что объединение Премьер-лиги и Чемпионшипа было бы еще лучшим решением.
«Было бы гораздо проще устранить финансовый разрыв между уровнями, и тогда вы получили бы еще более привлекательный продукт, который можно было бы вывести на рынок, — говорит он. — Кто может устоять перед этим?»
Идея объединения высших дивизионов в Премьер-лигу один и два не нова. Бывший босс «Болтон Уондерерс» Фил Гартсайд впервые предложил это в 2008 году, наряду с лимитом зарплат и запретом на иностранное владение, а бывший владелец «Лидс Юнайтед» Андреа Радриццани говорил об этом в 2018 году.
Ни один из них не привел к успеху, поскольку клубы Премьер-лиги не заинтересованы в том, чтобы делить «свои деньги», как их любят называть даже самые временные члены лиги, более тонко, чем они считают нужным.
Бывший босс АФЛ Шон Харви, ныне работающий в «Рексэме», в 2014 году попытался встряхнуть ситуацию, предложив радикальный план «Комплексное игровое решение», согласно которому восемь лучших команд из Национальной лиги (пятый уровень) должны были перейти в АФЛ, а затем реконфигурировать соревнования в четыре дивизиона по 20 команд в каждом.

В то время это было очень спорно, поскольку он предложил отказаться от переигровок Кубка Англии, кроме третьего раунда, и перенести большинство кубковых матчей на середину недели, чтобы освободить выходные для более прибыльных игр лиги. Он также считает, что два нижних дивизиона должны быть региональными. Теперь все это не кажется таким уж спорным. И, опять же, он ничего не добился.
«Речь должна идти о том, чтобы получить чуть больший кусок от самого большого пирога, — говорит один из источников АФЛ. — Как вы его испечете, не так уж важно».
«Это может быть упаковка Премьер-лиги и Чемпионшипа для продажи тому, кто предложит наибольшую цену, а Лига Один и Два — и, возможно, даже Национальная лига — будут продаваться напрямую потребителю через потоковое вещание. Пытаетесь ли вы продать Кубок Карабао тому же вещателю, который проводит матчи лиги, или вы продаете его другому, чтобы они могли показать несколько матчей с участием клубов Премьер-лиги? По-моему, это интересная возможность».
Стив Кавана, бывший исполнительный директор «Чарльтона», «Саутенд Юнайтед» и «Миллуолла», видит еще одно преимущество в воссоединении игры.
«Давайте будем честными, никто в 1992 году не предвидел такого экспоненциального роста Премьер-лиги, и Премьер-лига и те, кто ее стимулировал, заслуживают похвалы», — говорит Кавана, который сейчас руководит спортивным подразделением международной юридической фирмы Gunnercooke.
«Но с таким ростом приходят проблемы и ответственность. Очевидно, что наличие единого свода правил позволило бы избежать ситуации с «Лестер Сити», когда лига имеет над ними юрисдикцию для целей правил прибылей и устойчивости».
«Упрощение администрирования и сокращение дублирования — это стремление любого руководителя бизнеса. Думаю, ни для кого не секрет, что модель, предложенная Премьер-лигой и в целом принятая АФЛ, предполагала совместную продажу медиа- и коммерческих прав».
«Также подробно обсуждался вопрос о юрисдикционном мосте. Для решения проблемы списка приспособлений и его сложностей лучше всего подойдут совместные усилия, и они уже существуют на многих направлениях в рамках групп и комитетов».
«И, в конце концов, клубы перемещаются между двумя организациями, что создает проблемы, особенно из-за финансовой пропасти. Поэтому, несмотря на то, что есть работа и люди, о которых нужно думать, совместный подход должен стать выходом из положения».
«Однако из обсуждений перераспределения стало ясно, что разногласия между лигами как никогда велики, поэтому, хотя слияние может решить многие проблемы, оно может стать началом того, чтобы просто полностью понять проблемы друг друга и снова работать на общее благо футбола».

Кристина Филиппу — доцент кафедры спортивных финансов в Портсмутском университете, и она согласна с Каваной в вопросе потенциального влияния на рабочие места. Она также задается вопросом, не являются ли лиги слишком разными, чтобы их можно было снова объединить, и опасается, что маленькие клубы потеряют свою власть, если их снова объединят с большими мальчиками.
Но она также видит преимущества «единой структуры управления, с единым сводом правил, так что никто не попадет впросак», и считает, что воссоединенная клубная игра будет стимулировать к более стратегическому мышлению.
Кроме того, клубы хотели бы сократить разрыв между дивизионами, новая лига получила бы больше полномочий для ведения переговоров, а низшие лиги смогли бы «использовать бренд Премьер-лиги», принося больше денег.
Шон Хэмил, старший преподаватель бизнес-школы Биркбекского университета Лондона, также выступает за реинтеграцию.
«Это в интересах всех клубов, кроме тех, которые хотят сохранить возможность участия в каком-то проекте «Суперлиги»», — говорит Хэмил, директор Центра спортивного бизнеса Бирбека.
«Мы знаем из проекта «Большая картина» и плана европейской Суперлиги, что как минимум шесть клубов Премьер-лиги в своем идеальном мире предпочли бы выступать в другой, более международной лиге в качестве основного чемпионата. (Поддержавшие ЕСЛ клубы) A22 не исчезли и работают над своими электронными таблицами, пока мы тут говорим».
«Я всегда считал, что одна из главных причин, по которой большие клубы Премьер-лиги не хотят введения в Англии правильной системы лицензирования клубов, заключается в том, что это закроет их в структурированной системе солидарности с низшими лигами, причем солидарность будет направлена на развитие бизнеса клубов низших лиг, а не на расходы на игроков».
«Другими словами, это слишком тесно объединит лиги. Они хотят сохранить открытыми возможности для еще одного раскола в стиле 1992 года».
«Жестокая правда заключается в следующем: «Люди Премьер-лиги» интересуются большими клубами Премьер-лиги. Чтобы увидеть этот эффект наглядно, достаточно проследить за тем, как Кубок Англии постепенно теряет свое место в футбольном календаре».
«Если бы клубы Премьер-лиги и те, кто говорит от их имени, действительно хотели помочь клубам АФЛ, они бы создали больше места в календаре для Кубка Англии, а не меньше. Чем больше смотришь на все это, тем с большей неохотой приходишь к выводу, что нам, вероятно, действительно нужен независимый регулятор».
Итак, мы прошли полный круг.
Позвольте мне оставить вам еще один анекдот, который подытоживает мои чувства по поводу оправданности сохранения разделения английского футбола. Это обмен мнениями между бывшим председателем совета директоров «Ливерпуля» Ноэлем Уайтом и журналистом The Guardian Дэвидом Конном, который рассказывает об этой истории в своей книге 2005 года «Прекрасная игра?»
Конн пытался выяснить, почему ведущие клубы хотели выйти из Футбольной лиги в 1992 году, и Уайт, который умер в 2019 году, наконец согласился встретиться и поговорить с ним тогда.
Когда журналист предположил, что единственным мотивом были финансовые соображения, Уайт сказал: «Ну, там было еще кое-что на заднем плане — другая причина».
— Наконец-то! — написал Конн. — Какая же ?
— Не могу сказать, — ответил Уайт.
— Вы не можете сказать?
— Нет, не могу.
— Она конфиденциальная?
— Нет, я не помню.
— Вы не можете вспомнить?
— Да, я не могу вспомнить. Мне нужно посмотреть свои записи.
Она все еще существует, позабытая, не обнаруженная и не оправданная.
Автор: Мэтт Слейтер (источник)
Иллюстрация: Деметриус Робинсон / The Athletic; Фотографии: Майкл Рега, Алекс Пантлинг, Джастин Сеттерфилд / Getty Images, Джон Уолтон / PA Images via Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!