Отец «Катеначчо». Альфредо Фони – игрок «Ювентуса» и тренер «Интера».
Старожилы фанатского ремесла в пределах Италии на упоминание имени Фони яростно сплюнут в сторону. Еще бы, с ним ведь связан поданный СМИ несмываемый позор итальянской сборной на чемпионате мира 1958 года. А как известно, для итальянцев сборная – культ особого значения, независимо от клубных предпочтений.
И это грустно. Альфредо Фони стал лицом итальянского футбола своего времени, он наделил его особыми чертами, закрепившимися в сознании масс на полвека – даже сегодня сторонние наблюдатели неизменно соотносят «Кальчо» и «Катеначчо» – два ингредиента одного вкусного блюда. И пусть оно по нраву не всем, пусть оно порой лишает возможности наслаждаться визуальным зрелищем, вынуждая полтора часа наблюдать за терзаниями футболистов в центре поля перед закрытыми на двойной замок воротами соперника. Для тренера зрелище ничто. Победы – это все.
Знакомый девиз, верно? И оно немудрено, ведь Альфредо Фони прошел настоящую школу жизни в команде, в которой слово «победа» носит первоочередное значение – в «Ювентусе» это настоящая религия, отточенная до фанатизма. И то, что затем Фони сделал в «Интере», по своему бесподобно, ведь именно там он умудрился лишить свою родную команду основы этой самой религии, изобретя совершенно новый футбол. Но к сожалению, в историю вошло именно фиаско в сборной…
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм-канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Отец итальянского «Катеначчо».
Альфредо был уроженцем Фриули, потому немудрено, что первой командой всей жизни для Фони стала местечковая «Удинезе». Он прошел все молодежные этапы, отыгрывая в Примавере на позиции полузащитника. Его заявили за вторую команду на сезон 1927/28 именно как футболиста центра поля. Он проявил себя с наилучшей стороны, демонстрируя хладнокровие и беспощадность в части реализации – уже в следующем сезоне его перевели на позицию форварда, где он сумел забить аж 25 голов! Тренерский штаб остался доволен, включив Фони в основу первого состава «Удинезе», но Альфредо успел сыграть за команду лишь в трех играх – в августе 1929 года его перекупил «Лацио».

Альфредо Фони был востребован именно благодаря своей универсальности: итальянец мог сыграть фактически на любой позиции без потери качества, очень быстро приспосабливался к требованиям любого тренера и без оглядки на юный возраст спокойно отрабатывал на поле против соперника любого калибра. В «Лацио» всего за два сезона Фони успел поиграть как полузащитник, вингер, центральный нападающий и защитник. После римлян Альфредо успел поиграть три сезона в «Падуе», где окончательно закрепил за собой образ главного «уникума» Италии – казалось, будто поставь Фони на ворота, он и там будет успешен.
В то же время в команде Карло Каркано назревала серьезнейшая проблема ввиду потери Вирджинио Розетты – одного из ключевых футболистов всей системы. Недолго думая, «Ювентус» решил выйти на рынок и перебить любое предложение за главного героя «Падуи», который сумел вытащить свою команду из Серии Б в Серию А – итоговые 250 тысяч лир не удалось перебить никому из итальянских клубов… Печально осознавать, что сам Каркано едва успел поработать с Фони ввиду последовавшего через пару месяцев за этим увольнения тренера.

Альфредо Фони взял Скудетто с «Ювентусом» в первом же сезоне (по иронии, оно стало последним для клуба в «золотой пятилетке»), а затем стал героем и в сборной Италии, победившей на Олимпиаде в Берлине. Параллельно Альфредо учился в университете, став бакалавром по специальности «Экономика и коммерция». Его отличали стальная воля и несокрушимый характер – отсутствие образования в семье Фони считалось чем-то из ряда вон выходящим, потому он попросту не мог допустить, чтобы его футбольная карьера привела к разладу в семье. И это несмотря на постоянное отсутствие времени из-за тренировок и разъездов по стране, но Фони это не останавливало.
В следующие 13 сезонов в футболке «Ювентуса» Альфредо Фони после своего единственного Скудетто сумеет взять два Кубка Италии и стать чемпионом мира на французском мундиале в 1938 году. Помимо командных трофеев, у Альфредо есть собственное уникальное достижение, которое спустя десятилетия сумеет побить лишь другой уроженец Фриули (а именно Дино Дзофф) – Фони провел 229 игр в «Ювентусе» подряд без травм и замен!

И чтобы стало совсем интересно, еще со времен Каркано Альфредо неизменно использовался «Ювентусом» исключительно на позиции правого защитника. Вот так забивной полузащитник с навыками игры по всему полю стал легендой на позиции оборонительного толка. Судьба, что тут еще скажешь.
Свою футбольную карьеру в качестве профессионального футболиста Фони завершил в 1942 году – символично, что последнюю игру он провел не в футболке «Ювентуса», а в футболке национальной сборной. Сразу же после этого Альфредо задумался о карьере тренера. Первые шаги на доселе невиданном поприще Фони сделал в родном «Удинезе». Это был 1944 год, шла война, и Серия А была официально приостановлена – вместо нее проводился независимый чемпионат Северной Италии, где участвовали в том числе любительские коллективы из собранных демобилизованных солдат, медиков и даже подростков.
После окончания войны и увольнения из «Удинезе» случайно выяснилось, что ввиду царившей неразберихи Альфредо все еще числится футболистом «Ювентуса». Это привело к тому, что аж до 1947 года Фони периодически вызывался на матчи, но на поле не выходил. Проблемой было досрочное расторжение контракта – трудовое право запрещало футболистам по собственной инициативе закрывать трудовые отношения без серьезной на то причиной, а клуб не хотел терять деньги на погашение неустойки. Ввиду этого команда и Фони заключили джентельменское соглашение – его вызывают на игру, он приезжает и просто смотрит с трибун за игрой, а заодно набирается опыта наблюдения за футболом со стороны, как тренер.
После окончания действия контракта Фони устроился на работу в «Венецию». Команда держалась в Серии Б, но была преисполнена амбициями выйти в высший дивизион. Амбиции переполняли команду настолько, что буквально через несколько игр вся раздевалка восстала против Альфредо, не успевшего по сути ничего внедрить в плане тренировок и общего подхода – разочарование разделил и владелец клуба, который вызвал Фони на званый ужин в свое имение и там на глазах у всех по полной отчитал дебютанта за его расхлябанность и неумение держать раздевалку под контролем. Альфредо не выдержал подобного давления и посреди сезона ушел в отставку – «Венеция» же со своими чрезмерными амбициями едва сумела удержаться в Серии Б и не вылететь в третий дивизион.

В следующие два года Альфредо знатно попутешествовал. Сперва он три месяца «отходил» от тренерского дебюта в отпуске в Швейцарии, затем попробовал потренировать «Казале» в Серии С. Через год весьма прискорбного на голы и очки футбола вновь уволенный Фони попал в «Павию» – там в кои то веки что-то стало работать на поле, но клуб перед назначением не предупредил о тяжелой финансовой обстановке и просто перестал платить тренеру и команде зарплату. Фони не выдержал и сам ушел, оставив вместо прощания свое заявление на столе директора, пока того не было в офисе.
Следующий шаг должен был стать решающим для карьеры Альфредо. Его приняла «Сампдория» в 1951 году, лавировавшая на грани вылета из Серии А – весомый шаг вперед для тренера без регалий и солидного опыта работы на высшем уровне. Альфредо Фони воспринял это как знак, решившись наконец попробовать оставить в стороне попытки следовать прежде заведенным лекалам внутри коллектива, и вместо этого привнести в игру что-то свежее, доселе невиданное и не изученное соперниками вдоль и поперек.
Эксперимент прошел неудачно: команда никак не могла понять сложных тактических расстановок Фони, описанных в нескольких толстенных тетрадках от руки, уставала на теоретических занятиях, и в какой-то момент громогласно потребовала вернуть их на поле и дать им мяч вместо принудительного чтения тренерской «отсебятины». Подобное коллективное отторжение нововведений нашло отражение и на поле – «Сампдория» пропустила за сезон аж 76 голов, а Фони после каждого матча с поникшей головой уезжал со стадиона, не заглядывая в раздевалку.

Однако разочарование от команды было разбавлено тем, что другие тренеры заприметили в действиях «Сампдории» что-то определенно новое и интересное – команда стремилась действовать чаще от обороны, отдавая сопернику мяч, после чего стремилась в касание разыгрывать контратаку за несколько секунд, что обескураживало другую команду и ставило порой в тупик. Необычный тренерский штрих отметил и функционер национальной сборной, который предложил Фони на полставки поработать помощником назначенного на пост главного тренера Джузеппе Меаццы на Олимпийских играх в Хельсинках в 1952 году.
Фони согласился, а «Сампдория» поддержала своего тренера, предложив непосредственно перед уходом в сборную продлить клубный контракт как дань уважения. Увы, в канун Олимпийских игр Альфредо Фони услышал от своего руководства, что этот контракт несколько отличался от прежде предложенных условий – его зарплату правление решило в значительной степени сократить в угоду того, что остаток пусть платит футбольная Федерация Италии, раз Альфредо теперь работает и на них. Фони решил уйти из клуба на постоянной основе, полностью сосредоточившись на сборной.
Проблема оставалась в статусе. Альфредо Фони формально числился в тренерском штабе, но при этом был лишь помощником в части организации тренировочного процесса – его функции были в значительной степени ограничены действовавшим регламентом. Формально он мог рассчитывать на то, что Меацца будет пробовать внедрять и его наработки в том числе, но глобально влиять на игру он не мог. Посему Фони был открыт для предложений, если бы те поступили тем летом. И да, одно таки поступило – на связи оказался Карло Массерони, президент «Интера» лично решил обсудить с Альфредо условия рабочего соглашения.
На подобную авантюру (пригласить тренера без серьезного резюме и с провалившейся революционной идеей модернизировать футбол) «Интер» пошел отнюдь не от хорошей жизни. После гибели «Гран Торино» в Италии возникло так называемая дуополия – «Ювентус» и «Милан» полностью захватили не только чемпионский престол, но и трансферный рынок, неизменно отбирая лучших игроков за большие деньги. «Интер» продолжал держаться в тени, оставаясь негласной «третьей силой» в Серии А, и это несмотря на столь же весомый статус в плане действующего состава и тренеров, которые работали в команде…

Защитник «Интера» Джованни Джакомацци так описывал состояние своей команды в тот период:
«В чемпионате 1951/52 Скудетто ушло «Ювентусу», а мы заняли третье место. Это разочаровало всех: игроков, тренеров, ни болельщиков. Да, мы играли в зрелищный футбол, мы были отдушиной для Италии в части голевого пиршества, да только толку от забитых нами 86 мячей, если команда всерьез никогда не боролась за первую строчку – мы отстали от «Ювентуса» на 11 баллов! Всем казалось, что клубу давно пора отказаться от классической элегантности в части атаки и сделать ставку на дисциплину в обороне. Альфредо Фони изменил нашу реальность, он стал тем, кто доказал в первую очередь самим футболистам, в чем заключается истинная ценность футбола как игры – ты обязан сохранить свои ворота сухими и не позволить сопернику себя обыграть. С этого начинается определения себя в части чемпионского менталитета – никто не может меня обыграть»
Альфредо Фони понимал, что в его распоряжении никогда не появится своего Нордаля, Хансена, Праста или Бониперти. Потому делать акцент на преображение атакующей линии становилось бессмысленно, куда эффективнее было решить проблемы с обороной, что являлось ключевым недостатком последних чемпионов Серии А, сумевших нивелировать проблему пропущенных голов забитыми. У Фони были такие специалисты, как Скоглунд и Ньерш, которые явно не могли соперничать с голеодорами «Ювентуса», однако это было и не нужно: главное – забить на один гол больше соперника в конкретном матче, и этого оказывалось достаточно. С этим Скоглунд и Ньерш справлялись прекрасно.

«Интер» укрепил оборонительную линию за счет стопперов, не привлекаемых к атаке, а в довесок в зону «либеро» эдаким чистильщиком оказался привлечен ветеран клуба Ивано Блазон, прежде бегающий исключительно по флангу. Идея оказалась более, чем действенной – Интер приобрел собственную манеру игры – вытягивать соперника на свою половину поля, позволяя тому владеть мячом и инициативой на протяжении больше части матча, а затем в одной или двух убийственных контратаках заканчивал игру единственным голом.
Отныне игра «змей» стала опираться на расчетливость и терпение, в то время как фанаты и соперники открыто демонстрировали свое раздражение тем, что забить «Интеру» практически невозможно. Игру команды порой критиковали даже собственные болельщики, устававшие наблюдать за тем, как их любимцы всю игру стоят возле своих ворот, а затем заканчивают все в одной, пусть и результативной, атаке.
Но мало кто вспомнил о критике, когда за три тура до конца сезона 1952/53 – первого сезона Альфредо Фони во главе миланского «Интера» – команда стала чемпионом страны впервые за 13 лет! Более того, корону удалось отобрать у «Ювентуса», едва забравшегося на престол так же спустя долгое время забвения. В кулуарах футбольного закулисья началась настоящая «война мнений» – достоин ли подобный анти-футбол быть лицом Серии А? А контекст был более чем весомый: пока «Ювентус» мог похвастать аж 73 забитыми голами, «Интер» насчитывал всего 40! Но при этом оборона туринцев пропустила 40 мячей, в то время как команда Фони – 24, что стало рекордом Серии А.
Увы, новый стиль игры утомил не только фанатов, но и владельца клуба, будто бы позабывшего собственное возмущение относительно отсутствия трофеев при красивой игре своей команды. Массерони стал просить Фони отойти от подобного футбола и добавить в игру хотя бы толику атакующего функционала. Мол успех гарантирован уже в любом случае, команда умеет обороняться, зачем продолжать держать в обороне лишнего футболиста?
Отчасти он оказался прав: Фони немного смягчился в части «закрытого» футбола, но не отказался от своего детища полностью – созданный им стиль «катеначчо» (закрытый засов) позволял не переживать на счет пропущенных голов, но любое отклонение лишало команду уверенности в том, что счет абсолютно точно будет в их пользу. И все же второе Скудетто подряд таки приехало в офис «Интера» на второй год работы Фони.

Президент ликовал, болельщики пировали на костях своих врагов, а Фони сокрушался ввиду того, что команда потеряла хватку, и соперники отныне могут запросто переломить ход встречи, если что-то пойдет не так. Но Массерони не позволил Фони вернуться к прежним заготовкам – он пошел еще дальше, заставив тренера целиком отказаться от закрытого футбола, вернувшись к игре «первым номером».
Параллельно Альфредо пригласили на пост главного тренера сборной – его давняя мечта. Он согласился совмещать основную работу со сборной, что стало для него началом конца. «Интер», ушедший от катеначчо, вновь принялся пропускать голы пачками, стилистика игры от обороны признана «губительной» для футбола в целом и спрятана подальше, а Фони назван болельщиками главным виновником ментального падения команды – мол, променял клуб на сборную, пошел на поводу высшего руководства и предал свои идеалы.
Альфредо (как, в прочем и Массерони) ушел из «Интера» после трех лет работы – порицаемый своими собственными болельщиками, а затем и проклятый фанатами по всей Италии. И причиной тому – «Белфастская катастрофа».
Фони полностью сосредоточился на работе в сборной после своего ухода из «Интера», намереваясь доказать себе и всем вокруг свою профессиональную пригодность. Его главной целью было ярко сверкнуть на чемпионате мира 1958 года в Швеции – том самом, где солировал юный Пеле.

Италия была преисполнена надеждами на успех, но умудрилась проиграть в отборе скромной сборной Северной Ирландии в Белфасте – впервые в своей истории сборная не попала на ЧМ.
Фони оказался опозорен на всю страну, ему отказывали в приеме на работу, люди на улице сторонились его – казалось бы, что карьера тренера после оглушительного взлета вот-вот завершится досрочно… И все же Альфредо смог взять себя в руки и продолжить скрупулезно учиться и работать вопреки всему – таков был его характер. В следующие сезоны его принимали у себя «Болонья», «Удинезе», а во главе «Ромы» Фони даже сумел отличиться своим последним трофеем – победив в финале Кубка ярмарок «Бирмингем».
Три года подряд после этого Фони возглавлял сборную Швейцарии, затем ненадолго вернулся в «Интер» (под проклятия болельщиков), и окончательно завершил карьеру тренера лишь в 1977 году, тренируя скромный «Лугано».
Фони редко вспоминается в черте «отцов-основателей» стиля катеначчо. Зачастую ими называются Нерео Рокко и Эррера – хотя они сами признавались, что просто модернизировали идеологию Альфредо в части полного отказа от атаки, взяв за основу именно его модель. Затем работу Фони переняли Трапаттони и Моуриньо, используя игрока на позиции либеро для укрепления оборонительной мощи при осознанном отказе от количественного преимущества впереди.

Адвокат Пеппино Приско писал в своих мемуарах:
«В то время казалось немыслимым, что «Интер» сумеет преодолеть возвышение «Милана» и «Ювентуса». Абсолютно невозможным виделось подобное дважды. Альфредо Фони сумел сотворить невозможное два раза подряд. В «благодарность» его освистали и подвергли забвению».
Футбол очень любит красивые истории. Чего только стоит относительно свежий прецедент, когда Антонио Конте во главе «Интера» сумел остановить девятилетнюю чемпионскую серию «Ювентуса», которую сам же однажды и начал. Более того, это сделал один из самых уважаемых капитанов в истории «Ювентуса», легендарный футболист клуба, которого болельщики любят и ценят по сей день, несмотря на случившееся. Но первым, кто сумел сотворить подобное, стал Альфредо Фони.
Легенда «Ювентуса», сумевшая остановить возрождение своей любимой команды во главе «Интера.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
На фото. Слева направо. Стоят А.Фони, Д. Армано, П. Броччини, Б. Мацца, Б.Лоренци, Л.Скоглунд, И.Ньерс, М.Делла Каса( массажист), в центре М.Нери, О.Фаттори, А.Джованнини, Ф.Нести, внизу
И.Блазон, Л.Грава, Г.Гецци, Д. Джакомацци, Б.Падулацци.
P.S. Крайне приятно было вновь увидеть исторический экскурс.