Тренеры любителей: бесперспективное занятие?
Если французский футбол стал конвейером по производству игроков, то в отношении тренеров расклад сил кардинально меняется. Особенно это касается тех, кто не прошел школу профессионального футбола в качестве игрока. Разбор герметичной и запутанной системы.
Тренеры и наставники, работающие на любительском уровне (только ли во Франции?), знают горькую иронию. Они испытывают груз ответственности, сопоставимый с профессиональным, но лишены сопоставимых условий. Скудное финансирование и плачевное состояние инфраструктуры – борьба, которую ведут низовые коучи, напоминает бой с ветряными мельницами. И в довершение всего, мечта о восхождении на профессиональный Олимп кажется несбыточной мечтой. «Сегодня тренеру-энтузиасту крайне сложно жить своим увлечением, поскольку вышестоящие инстанции не создают условий для того, чтобы полностью посвятить себя этому делу», – констатирует Анисет Ндомаджи, старейшина тренерского цеха в клубе «Сержи Понтуаз ФК». Безусловно, есть редкие исключения, позволяющие единицам заключить контракт со своим клубом, но в большинстве случаев это безнадежное предприятие…»
В этой специфической среде стоит жесткий выбор, между отказом от стабильного заработка, чтобы полностью посвятить себя аттестованному ФФФ тренерскому обучению – растянутому на несколько дней, – или же поступить наоборот. Это временное ограничение часто оставляет многих не у дел. «В моем окружении многие тренеры падают духом из-за подобных критериев», – отмечает Ясин Хаменед, бывший руководитель академии «Эвиан-Тонон-Гайар» и автор многочисленных работ по данной теме. К вопросу времени добавляется и ключевой фактор: финансы.
Неравные квоты?
Действительно, чтобы подготовить полный пакет документов для поступления на BEPF (высший тренерский диплом, открывающий двери в Лигу 1, Лигу 2 или Национальную лигу), расходы на обучение достигают астрономической суммы в 27 100 евро. Непомерные деньги для энтузиаста-тренера. Фабьен Пюжо, начавший в региональной лиге 4 в Лормоне, а сегодня обладатель BEPF в клубе «ГОАЛ ФК» (N2), откровенно признается: «Я получил BEPF после 19 лет карьеры! И если бы «ГОАЛ ФК», которому я безмерно благодарен, не оказал мне финансовую поддержку, я бы никогда не смог себе этого позволить. Вероятно, пришлось бы брать кредит». Таким образом, становится очевидно, что профессиональные футболисты движутся по упрощенной процедуре к высшим тренерским лицензиям. «Стоимость обучения отпугивает многих претендентов, особенно учитывая недостаток информации по этому вопросу со стороны государственных органов: нужно знать о финансовых институтах, и часто каждому приходится самостоятельно искать способы финансирования», – добавляет Ндомаджи.
Однако, получение BEPF само по себе не гарантирует успеха. Ведь последний, и не менее важный, шаг – это закрепиться в профессиональной среде. «Во Франции половина дипломов резервируется за экс-профессионалами: десять выпускников в год, пять бывших профи, пять любителей. Но квоту определяет федерация. В Португалии, например, этот экзамен сдают более десяти человек ежегодно, – уточняет Хаменед. – Многие профессионалы решают получить диплом, не имея реального желания тренировать. Таким образом, они занимают место впустую. Для любителя единственный способ выиграть время – это вывести свою команду в Национальную лигу». В режиме закрытого клуба Национальная техническая дирекция (орган, ответственный за определение, координацию и контроль технической политики футбола во Франции) предоставляет лишь крайне (или слишком) ограниченные возможности тем, кому не довелось играть в Лиге 1. В итоге этот процесс выливается в вопиющую замкнутость, где руководители передают должности по кругу одним и тем же лицам (знакомо, да?)
Сдержанный оптимизм в отношении прогресса
Основываясь на вышеизложенном, можно ли сделать вывод о том, что перспективы французских любительских тренеров исчерпаны? Не совсем так. Несмотря на преобладание тревожных настроений, наши эксперты избегают фаталистических оценок. В качестве одного из ключевых факторов, способствующих потенциальному продвижению, выдвигается необходимость комплексной системной трансформации. И под системной трансформацией подразумевается, разумеется, деятельность DTN (миссия по развитю спорта) , отмечает бывший сотрудник «Эвиана»: «В последние годы наметилась определенная корректировка курса. Федерация приняла во внимание критические замечания, и назначение Франка Тивилье на должность заместителя DTN, при том что он сам является представителем любительского футбола, было воспринято как положительный сигнал». Франк Тивилье, занявший пост заместителя DTN в 2014 году, в частности, курировал программу BEPF. В период его руководства подготовку прошли Зинедин Зидан, Франк Эз и Вилли Саньоль, а также был инициирован проект исследовательского центра в Клерфонтене. Это укрепило позиции технических специалистов, вышедших из любительской среды, и позволило частично разрушить стереотип о «кабинетных теоретиках футбола».
Примечательно, что в период с 2002 по 2014 год 85% дипломов BEPF получали бывшие профессиональные игроки, в то время как с 2016 года, в период работы Тивилье, ежегодно пять любительских тренеров получают данную квалификацию. Однако, как часто случается во французском футболе, позитивные тенденции не всегда устойчивы. В начале 2023 года Тивилье покинул свой пост в ФФФ и перешел на работу в федерацию Саудовской Аравии. «Полное непонимание мотивов такого решения», – констатирует Франсуа Пюжо, рассматривая этот уход как новый регресс для любительского тренерского сообщества. Между тем, в других европейских странах наблюдается прогресс в данной области. В качестве примера можно привести снова Португалию, где интеграция тренерских дипломов в университетскую систему обеспечила значительное расширение доступа к профессии. С начала века, после успехов Жозе Моуринью, португальские тренеры активно занимают рынок, благодаря упрощенной процедуре получения соответствующих дипломов. «Интеграция в университетскую систему позволит практически вдвое снизить финансовую нагрузку на обучение», – резюмирует Пюжо.
Изучение зарубежных моделей
Вместе с тем, Арсен Венгер высказывал мнение, что успех португальских специалистов обусловлен прежде всего развитой сетью агентов. Однако реальная картина более комплексна. Германия и Дания также на протяжении ряда лет демонстрируют открытость по отношению к тренерам, не имеющим профессионального игрового прошлого. Жан-Франсуа Вюйе, бывший руководитель центра подготовки «Лиона», где получил развитие талант Пьера Сажа, в настоящее время работает в датском клубе «Хорсенс» (Д2): «В Дании нет предубеждения против молодых специалистов или тренеров, не имеющих опыта игры на профессиональном уровне. Здесь сформировано четкое теоретическое понимание тренерской профессии как самостоятельной дисциплины». В качестве наглядных примеров можно привести Томаса Франка («Брентфорд») и Брайана Римера (действующий главный тренер национальной сборной Дании), которые начали свою карьеру в качестве детских тренеров и постепенно поднялись по карьерной лестнице.
Возможно ли повторение подобного сценария во Франции? Вопрос остается открытым. «В период работы в «Лионе» я неоднократно общался с бывшими профессиональными игроками, интересовавшимися вопросами получения тренерской лицензии, – продолжает Вюйе. – И многие из них не осознают принципиальной разницы между ролью игрока и ролью тренера. Они исходят из предпосылки, что успешная игровая карьера автоматически гарантирует успех в тренерской деятельности. В этом контексте преимущество могут иметь тренеры, вышедшие из любительской среды, поскольку они прошли последовательное обучение и обладают глубоким пониманием сути профессии».
Однако, по мнению Франсуа Пюжо, во Франции недостаточно ценят готовность к оправданному риску. «Ситуация частично отражает тенденции в обществе, где в моменты кризиса прибегают к опыту проверенных кадров. Вспомните, к примеру, назначение Франсуа Байру на пост премьер-министра… (это политический эквивалент назначения на тренерский пост «звездного» прошлого игрока, а не перспективного и компетентного специалиста из «низов»)», – отмечает Пюжо. За ироничным замечанием просматривается параллель с примерами «Нанта», пригласившего Раймона Доменека и Антуана Комбуаре, или «Монпелье», выбравшего Жан-Луи Гассе. В то же время, молодые тренеры остаются на периферии в Национальной лиге 1 и 2, сохраняя небольшую надежду на продвижение. «На протяжении многих сезонов Карим Мокеддем фигурирует в дискуссиях как высококвалифицированный специалист, и это действительно так. Однако он уже десять лет работает в Национальной лиге. Какова ваша оценка данного факта?», – заключает Ясин Хаменед. В итоге можно констатировать, что французский футбол, достигнув успехов в подготовке игроков, в настоящее время стоит перед необходимостью преодоления определенного рубежа в развитии тренерского корпуса.