10 мин.

Полгода Черчесова в Казахстане. Вот самые яркие сюжеты

Станислава Черчесова в конце января уволили из сборной Казахстана. Именно на такой формулировке настоял сам тренер, ведь солидные отступные за одностороннее расторжение контракта никто не отменял. 

Россиянин продержался на посту полгода. И этот период точно получился нескучным.

«Хорошее дешевым не бывает». Зарабатывал на уровне тренера сборной Испании

Черчесова подписали летом 2024-го по схеме 2+2 – сразу после самого успешного этапа в истории сборной, когда Казахстан дважды остановился в шаге от выхода на Евро (сначала через отбор, а затем через стыки Лиги наций).

«Черчесов адаптивен для нас, – объяснял назначение на тот момент президент Казахстанской федерации футбола (КФФ) Адлет Барменкулов. – Представьте тренера, который ходил бы с переводчиком, привыкал к менталитету. У Черчесова есть знания, опыт, он харизматичный, быстро думает. Хорошее дешевым не бывает. Естественно, его услуги стоят дороже».

Вскоре выяснилось, что притирка к менталитету все же оказалась необходима. Но поначалу в Казахстане больше обсуждали зарплату нового тренера. Инсайдер Иван Карпов сообщил, что Черчесову прописали 1,2 млн евро в год. Это на уровне чемпиона Европы Луиса де ла Фуэнте и больше, чем у 10 тренеров на Евро-2024. Для сравнения, стрельнувшие на турнире грузины платили Вилли Саньолю 200 тысяч евро. А предшественник Черчесова Магомед Адиев признавался, что поначалу его зарплата в сборной была в три раза ниже, чем он получал до этого в карагандинском «Шахтере».

В КФФ быстро опровергли: «Информация не соответствует действительности и существенно завышена. Кроме того, финансирование контракта не осуществляется за счет бюджетных средств».

Однако ни источников финансирования, ни реальную сумму соглашения так и не раскрыли, объяснив конфиденциальностью условий контракта. Позднее на фоне провальных результатов сенатор Дархан Кыдырали обвинил КФФ в непрозрачности: «Размер его вознаграждения остается в секрете, от кого они ее скрывают?»

Сам Черчесов отвечал уклончиво: «Мне интересно, откуда эти инсайдеры берут информацию о моей зарплате, когда я ее сам не знал. Всегда привык делить такие цифры на два, а то и на пять. Я даже не задумываюсь об этом. Это все лирика».

Однако после расставания в медиа появились те же цифры. Иван Карпов сообщил, что неустойка Черчесова составит 500 тысяч евро – это оклад за пять месяцев, то есть общая сумма в год те же 1,2 млн. Но ведь есть еще тренерский штаб. По данным Legalbet, общая сумма неустойки Черчесова и помощников составит миллион евро. 

Черчесов всегда внимателен к формулировкам, а здесь особенно. Первоначальное заявление федерации, что стороны разошлись обоюдно, тренера явно не устроило: «Это не так. Президент КФФ говорил со мной по телефону и подтвердил принятое им решение расторгнуть со мной контракт. Мои юристы занимаются этим. Юридически контракт еще не расторгнут, а значит, я еще официально тренер сборной Казахстана».

Похоже, на зарплату и неустойки тренерскому штабу Черчесова ушли примерно все призовые от УЕФА за победу в группе Лиги наций при Адиеве. За участие в дивизионе С давали чуть больше 1,1 млн евро, а за первое место сумма удвоилась до 2,25 млн.

«Мы, извините, не с Вьетнамом играем». Объяснял, зачем постоянно ездит на матчи РПЛ

Черчесова назначили перед летними товарняками против Армении и Азербайджана, но эти матчи он пропустил. Подготовку Казахстана к Лиге наций тренер начал необычно – с посещения РПЛ. В первом туре пришел на «Локомотив» – «Акрон» и «Химки» – «Динамо» Махачкала. Во втором сходил на «Динамо» – «Локо». При этом во всех этих командах ни одного казахстанца – Лев Скворцов из «Химок» перед стартом сезона ушел в «Шинник». А в эти же даты в Казахстане шел третий тур Кубка лиги и 15-й тур чемпионата.

Еще Черчесов ходил на тренировки тех же «Химок», «Зенита» (там играет Нуралы Алип) и «Ахмата» (грозненцев тогда возглавлял Адиев). И попутно раздавал многочисленные интервью российским медиа. Например, в эфире «Матч ТВ» витиевато объяснил тягу к РПЛ: «Потому что мне интересно, а также нужно готовить сборную под определенную систему. Я смотрю те команды, которые в эту систему играют. В каждой команде что‑то подсматриваешь.

ЦСКА играет в той же системе, что сборная Казахстана до меня играла. Практически все клубы в Казахстане так играют. За три дня мне, наверное, сложно будет кардинально поменять что‑то, поэтому в эту же систему придется играть. «Интер» играет в эту систему, ЦСКА, «Ахмат». Мне интересно, какой тренер эту игру как интерпретирует. Чтобы не терять время и выбрать модель, которая даст результат.  

Мы, извините, не с Вьетнамом будем играть. Не говорю, плохо это или хорошо. У нас другие соперники. Сборная должна играть. Когда настанет день «икс», команда должна быть готова, сразу с места в карьер будет прыгать».

«Подготовим более надежное оружие – АКМ». Остановил Холанда после подсказки от Гвардиолы

Дебют Черчесова выпал на Норвегию, за которую играл сверхрезультативный на старте сезона Эрлинг Холанд. Тренер «Ман Сити» Пеп Гвардиола тогда еще не представлял, что ждет его команду дальше. И нахваливал норвежца: «Холанд неудержим. Ни один защитник, даже с пистолетом, не остановит его».

Черчесов за словом в карман не полез: «Ну, хорошо, что он подсказал, что этот вид оружия не работает. Значит, мы подготовим более надежный – АКМ. Кстати, я этого Холанда видел еще давно, когда он в Норвегии и в Австрии играл. Поэтому мы знаем его способности. Вид оружия мы в лице наших игроков найдем».

Не соврал, причем Холанда и Мартина Эдегора остановила как раз тройка центральных защитников АКМ (Алип-Касым-Марочкин). Правда, казахстанцы не нанесли ни одного удара в створ, а эти 0:0 так и остались единственным добытым результатом при Черчесове.

«Сборная была до меня бесхозна. Пять защитников – путь в никуда». Сменил схему, получил 0:15 и задел Адиева

Схема оставалась главной проблемой Черчесова с самого начала: он привык играть в четыре защитника, а Казахстан при Адиеве выстраивался в пять. 

Поначалу тренер старался ничего не ломать: «Давайте так. Вы в ресторан ходите? Там есть повар, он варит суп, который нравится только ему. Никто этот суп не покупает. Тогда лучше варить тот суп, который мне не нравится, но покупают. То же самое и здесь. В Казахстане многие команды играют в пять защитников. Тяжело поменять это за краткий срок. На поле играют футболисты, нам нужно их подготовить. В пять защитников я играл один раз – против Испании на ЧМ-2018. Чаще играл в четыре защитника, было больше атакующих игроков».

Норвегию Черчесов сдержал именно пятью защитниками, но дальше начались эксперименты. 

«Пять защитников – путь в никуда. В такой схеме у нас не получается ни впереди, ни сзади, – заявил тренер после 0:4 от Австрии, когда сыграли как раз в четыре защитника. – Мы можем бесконечно тренировать игру в пять защитников, но это сказывается на отсутствии как минимум одного игрока впереди. Тогда у соперника появляется преимущество в центре. Процесс запущен и он продолжается. Мы будем следовать этому процессу».

Судя по результатам, смена схемы не помогла ни атаке, ни обороне. Пять поражений с разницей 0:15 – так плохо в дивизионе B до Казахстана не играл никто. 

Черчесов нашел объяснение: «До меня сборная была бесхозна. Это не отговорки, но у нас не было ни одного плюса: мы не играли на синтетике в Астане, где у нас преимущество, у нас не было допдней на подготовку. До моего прихода некому было думать об этом. Подал соответствующие документы, чтобы у нас было несколько лишних дней. Надеемся, что это сработает в следующем цикле».

Тут не выдержал уже Адиев: «Понятно, что соперники сильнее. Но когда они сильнее, очень важен тактический подход. И при работе тренерского штаба под моим руководством были непростые соперники.

Очень уважительно отношусь к Станиславу Саламовичу. Но слова про бесхозную команду, конечно же, меня немного задевают. Получается, работа мной и федерацией не проводилась до него?»

«Хотел работать в России. Но Казахстан – русскоязычная страна, для меня это одно и то же». Нарвался на несколько языковых скандалов

Объясняться после неудачных формулировок Черчесову приходилось не раз. Хотя он явно ожидал, что будет иначе: «Мне не очень хотелось снова работать в иностранной среде. Ничего против не имею, но я два года отработал в Венгрии, где надо было общаться на английском, немецком. Хотелось поработать в русскоязычной обстановке. Я приехал, чтобы работать в России. Но Казахстан – русскоязычная страна, мы выросли в СССР – для меня это одно и то же».

Реальность оказалась иной. Уже на первой пресс-конференции Черчесов вспылил, когда получил несколько вопросов на казахском: «Я извиняюсь, вы откуда? Почему ты так ко мне обращаешься? По-осетински можно тебе отвечать?» 

Скандал быстро замяли, а Черчесова формально записали на курсы казахского. Хотя знания языка от него никто и не ждал, достаточно было дождаться перевода, как это ранее делал Адиев

Однако уже через несколько месяцев Черчесов вновь не отличился деликатностью в языковом вопросе, который исторически один из самых острых в стране.

​​«Ты по-французски сейчас говоришь? Paris? Oui, oui! Ça va bien?» – перебил он журналиста, который задавал вопрос на казахском в футболке «ПСЖ».

Повторение ситуации вызвало более широкий резонанс: дошло до минспорта, которое потребовало от федерации разъяснений. В итоге шутка тренеру обошлась в 738 тысяч тенге (140 тысяч рублей) – именно такой штраф на него наложили «в рамках этического регламента».

До Черчесова в подобные истории попадали и другие российские звезды – но это было еще в конце нулевых. Экс-футболист сборной Жамбыл Кукеев рассказывал, что тренер Сергей Юран запрещал говорить на казахском в «Астане», а Егор Титов во время игры за этот же клуб уничижительно назвал местных журналистов «мамбетами».

«Давление – термин медицинский». Пополнял словарь запрещенных слов

После того как на пресс-конференциях наладили синхронный перевод, стендапам Черчесова уже ничего не мешало. Например, вот так он отшутился, когда его неправильно назвали по отчеству.

И, конечно, не обошлось без лингвистических запретов. По итогам работы в сборной России набралось на целый словарь запрещенных слов – в Казахстане он активно пополнялся. 

«Слова «мотивация», когда речь заходит о сборной, быть не должно вообще. Что у тренеров, что у игроков. Ты стоишь под флагом страны», – начал Черчесов.

На вопрос о психологическом давлении во время работы в Казахстане тренер ответил так: «Давление – термин медицинский. У меня оно 120 на 80».

А это реакция на предположение, что новое руководство федерации захочет с ним расстаться досрочно: «Если вы читаете мои интервью, слово «если» я вообще не признаю. Потому что «если» – это сомнение, неуверенность. Давайте слово «если» уберем. Я мальчик взрослый, дождемся следующих шагов».

Дождались. Несмотря на планы Черчесова остаться на отбор ЧМ-2026, новое руководство КФФ все же отправило тренера в отставку.

Черчесов уволен из Казахстана – из-за 0:15 в Лиге наций. Он спорит с формулировкой «обоюдное решение»

Фото: Gettyimages.ru/Christian Bruna, Jurij Kodrun; Stupnikov Alexander/spartak.com, Marius Simensen/Keystone Press Agency/Global Look Press/Global Look Press