Лучшая тренерская команда Европы. Принципы «Интера» Индзаги
«Интернационале Милан» – одна из сильнейших команд Европы последних трёх лет. Проект, которым на поле руководит Симоне Индзаги, а за его пределами – Беппе Маротта, постепенно встаёт на рельсы гегемона Серии А, попутно доходя до высоких стадий в Лиге Чемпионов. Даже провал в ответном матче против «Атлетико» на Ванда Метрополитано не отменяет того факта, что именно «Интер» был более вариативной и собранной командой через перспективу двух матчей.
В этом сезоне перед Симоне Индзаги стоит непростая задача: ему нужно подтвердить статус полноценного топ-клуба, а также выиграть как минимум один трофей. По крайней мере, в общественном сознании укрепилась именно такая позиция.
Позади половина сезона, а также 26 матчей во всех турнирах, в которых «Интер» проиграл 3 раза. Поражения пришлись на встречи с «Миланом» в рамках 5 тура Серии А и финала Суперкубка Италии, а также на 6 тур общего этапа Лиги Чемпионов против Леверкузенского «Байера» на БайАрене. В оставшихся встречах нерадзурри 5 раз разошлись миром с соперником и 18 раз праздновали победу.
Великий Йохан Кройфф описывал тотальный футбол, как упорядоченный хаос и, в какой-то мере, это идеально описывает нынешний «Интер». Именно нерациональность футбола этого коллектива является как их главным преимуществом, так и ключевым недостатком.
Я попытаюсь сделать невозможное – структурировать бесформенный хаос и попробовать описать движение этого вихря по футбольным полям Италии. Для этого я выделил три основных принципа команды Симоне Индзаги, о которых сегодня пойдёт речь. Приятного прочтения.
Принцип 1: Универсальность.
Для лучшего понимания этого пункта стоит указать, что я подразумеваю под этим словом в рамках нашей любимой игры. Универсальность – это комплекс навыков игрока, позволяющих ему занимать различные позиции на футбольном поле, менять амплуа по ходу матча, а также выполнять несколько ролей в разных фазах игры.
У меня есть предположение, что Индзаги изучал матчи футзальных команд, поскольку повсеместный принцип универсализма игрока в каждой структуре – приоритет в этом виде спорта.
В «Интере» Симоне не спешил внедрять повсеместную позиционную ротацию. Напротив, в своём первом сезоне после прихода из «Лацио» Индзаги внедрил лишь один паттерн – подключение крайних центральных защитников в системе 3-5-2.
Принцип действия этой тренерский идеи, пока что, крайне прост. Занимающий широкую позицию центрбэк при владении поднимается выше, занимая одну из самых высоких позиций в команде (чаще всего располагаясь в полуфланге) для создания перегруза впереди. При подключении Бастони или Димарко (да, если кто-то забыл, я вам напомню, что при Индзаги Федерико начинал, как левый центральный в тройке), синхронно ниже опускался Перишич, занимая широкую позицию и создавая удобный угол для получения передачи. В свою очередь Чалханоглу смещался ближе к Ивану, позволяя создать треугольник с Де Фреем или Шкриньяром (в зависимости от того, кто исполнял роль центрального в тройке).
В сезоне 23/24 Индзаги усложнил свою систему, кардинально пересмотрев роли полузащитников в своей системе. Если раньше тройка в центральной оси поля оставалась на своих позициях, то теперь Чалханоглу, Барелла и Мхитарян (а также ротационные Асллани и Клаасен) получили свободу в перемещении. Нередкой для прошлого сезона стала картина, при которой вся тройка хавбэков на время билд-апа становилась тройкой защитников, позволяя одновременно Ачерби, Павару и Бастони подниматься выше.
Теперь персонально-ориентированый прессинг перестал работать против «Интера». Индзаги попросту вывел постулат: «Прессингуя нас, вы проигрываете». Безусловно, лучшим индикатором успешности являются очные встречи коллектива Индзаги с главным адептом персонального давления в мировом футболе, а по-совместительству убежденному ювентини, Джан-Пьеро Гасперини. В ноябре Симоне удалось побыть победу в Бергамо, однако игра по-прежнему не была безупречной против концептуально удобного соперника. Февральский матч стал показательным: 4-0 на табло после финального свистка и всего 6 ударов «Аталанты» по воротам нерадзурри за весь матч. А ведь это с Асллани и Арнаутовичем в старте, а также травмой Фраттези через 10 минут после выхода на поле! Полный тренерский триумф Симоне, который он закрепил и в этом сезоне. Однако уже с новым, дополнительным паттерном.
Нововведением этого сезона стало движение латералей. Да, Димарко, Дармиан, Аугусто и Дюмфрис и раньше периодически ломали структуру соперника своими смещениями, но в кампании 24/25 Индзаги поставил уход, в первую очередь, Федерико в центр на конвейер.
И так, к январю 2025 «Интер» подошёл имея систематические смещения в билд-апе у трёх центрбэков, трёх полузащитников и двух латервлей. Также периодически Лаутаро и Тюрам смещаются в глубину, однако пока не в каждом и даже не в большинстве эпизодов. Учитывая тенденции, к следующему сезону именно форварды станут главным тактическим решением Индзаги.
Принцип 2: Пространство важнее структуры.
Теория – это хорошо, однако что насчёт практики? Каким образом деконструктивные идеи Индзаги действуют в реальных матчах? Для этого нам потребуется вспомнить сентябрьский матч против «Аталанты» в рамках Серии А, завершившийся со счётом 4-0. Наверное, самым запоминающимся для меня в этой встреча стал эпизод билд-апа «Интера».
Ян Зоммер начинает атаку, «Аталанта» старается помешать ему за счёт прессинга. В правом нижнем углу вы можете заметить Ачерби, который указывает на свободное пространство справа. Вы можете подумать, что Франческо показывает голкиперку, куда стоит отдавать передачу, но если бы всё было так просто, это был бы не «Интер» Индзаги.
Мхитарян, видя свободное пространство, опускается ниже, чтобы у Зоммера был свободный адресат для передачи, по итогу получая мяч. Здесь вы можете увидеть, как Федерико Димарко уже среагировал на это движение Генриха и нашёл образовавшееся в результате этого смещения свободное просратснвто. Прямо сейчас он делает рывок в этом направлении.
После передачи Генриха, игрок «Аталанты» начинает следовать за Феде, обозначая прессинг. В этот момент Ачерби находит пустое пространство на фланге и начинает движение по вертикали. «Интер» преодолевает прессинг соперника уже на этом этапе, потенциально, но эпизод оказался немного длиннее.
Мхитарян оттягивается ниже, чтобы сыграть в удобную комбинацию с Димарко, который, на останавливаясь, продолжает забег в зону правой шестёрки. Мхитарян имеет опцию передачи на ход для Ачерби.
Генрих решает не рисковать и возвращает мяч Зоммеру, а Барелла опускается ниже, формируя тройку защитников с Мхитаряном и Чалханоглу. Тем временем Димарко уже инвестировался в зону правой шестёрки, а слева на фланге располагается Ачерби.
Так в чем заключается главная идея «Интера» в этом эпизоде? Логика всех этих смещений простая – игроки нацелены на поиск свободного здесь и сейчас пространства, а не на удержание конкретных структурных зон. Будь команда Индзаги ориентирована на ротацию с сохранением схемы, в этом эпизоде Ачерби не оказался бы на фланге, Франческо был бы прикован к позиции, либо же был бы вынужден вписать себя в рамки структуры билд-апа «3+2», двигаясь в более узкую позицию. Но Индзаги не ставит перед своей командой такую задачу. Для него главное на поле – пространство, а структура – это вымысел для тех, кто не может обеспечить своим игрокам безопасный хаос, как бы парадоксально это ни звучало.
Пожалуй, один из самых интересных паттернов, который я заметил при просмотре – способность «Интера» откатить атаку из активной фазы с нахождением мяча на фланге вплоть до голкипера и билд-апа. Но для чего? Этот вопрос не давал мне покоя. Я нашёл для себя два ответа, по итогу выбрав верным лишь один из них. Первый, который изначально казался мне даже более логичным, Индзаги попросту не хочет, чтобы его команда рисковала в некоторых ситуациях, поэтому даёт установку на подобный алгоритм действий. Но с какой целью? Чтобы сохранить владение? Нет. Вторая причина вытекает из первой. Действительно, этот алгоритм Симоне вложил в свой «Интер», но не для стерильности, а для большего атакующего потенциала.
Принцип 3: Быстрые атаки.
Индзаги не боится потерять мяч при нападении, он боится сделать это бесцельно. Его приоритет – скоростные атаки. Позиционное владение на половине поля соперника гораздо менее эффективно, нежели быстрые атаки против оппонента с высокой линией обороны. Именно это является ключом к пониманию билд-апа «Интера». Откат атак – это осознанный отказ от затяжного перекатывания мяча с фланга на фланг в пользу поиска возможности для поднятия линии защиты соперника, а соответственно проведение быстрых атак на больших пространствах. Поэтому абсолютное большинство смещений «Интера» происходит на своей половине. Все время, пока у нерадзурри есть мяч на чужой половине поля, они стараются как можно скорее доставить его в штрафную, а не пытаются обихтрить соперника ротациями.
Но существуют ли у футбола Индзаги недостатки?
Конечно, и даже не один. Но я сакцентирую внимание на самом главном – зависимость от игроков. Сейчас очень модно вешать на «Интер» ярлыки по типу: «Они играют в футбол будущего» или «Скоро к этому придут все». Тоже самое было с «Барселоной» Гвардиолы и «Ливерпулем» Клоппа. Только, к сожалению, в футбол не играют на бумаге. Молодые и не только тренеры в командах уровнем сильно ниже этой тройки лишались рабочих мест из-за попыток повторить подобное. Не потому что они плохие специалисты, а потому что такой футбол требует игроков экстра-класса.
Мхитарян, способный бегать по 90 минут, при этом давать очень умное движение и хорошее качество паса. Димарко, у которого по ощущениям под руководством Индзаги вообще нет позиции, ведь каждый сезон он эволюционирует, пройдя путь от защитника в тройке и левого латераля до инвестированного фуллбэка. Павар, пришедший в прошлом сезоне и сразу добавивший в качестве подключений. Бастони, который вообще является одним из уникальных футболистов, способных исполнять невозможную для других роль, а именно быть одновременно защитником в тройке и одним из нападающих, отдавать длинные передачи и самостоятельно продвигать мяч на рывках. А это я ещё не говорю о Барелле, который, наверное, способен играть на всех позициях в центре поля, в любой роли и делать это эффективно. Этакий аналог Федерико Вальверде из «Реала», только с другим функционалом, но общей универсальностью.
На случай, если этот текст читают тренеры: вам действительно виднее, у вас есть лицензия, подтверждающая квалификацию, однако я настоятельно не рекомендую вам повторять то, что делает Индзаги. Опасно для рабочего места.
Резюмируя, я хочу сказать, что «Интер» – это не команда будущего, это один из лучших коллективов мира здесь и сейчас. То, что они делают – невероятно, вы должны ценить это невероятное в моменте, а не вешать ненужные ярлыки, завышать ожидания от команды. Да, Индзаги можно обыграть, но я почти на 100% готов вас заверить, что похожую команду в ближайшие 5 лет вы не увидите. Потому что это уникальное явление, которое повторить могут лишь топ-клубы, зачастую не дающие время на реализацию подобных идей без результата здесь и сейчас. И да, я действительно искренне убежден, что Симоне Индзаги – лучший тренер мира на данный момент.
Благодарю за прочтение.
Спасибо, кэп)))