10 мин.

Мы нашли артиста балета, который включал футбол на сцене и заряжал с ультрас «Локо». И поговорили

Любовь Курчавова задавала вопросы.

Иногда достаточно зайти в соцсети, чтобы найти тему для текста. Недавно мне попалось такое видео. 

Вы все верно поняли: артист балета спрятал телефон за реквизит и прямо на сцене смотрит матч «Зенита» с «Локомотивом». На фоне играет музыка, а его коллега крутит фуэте.

Забавный ролик на несколько секунд набрал более четырехсот тысяч просмотров, а я нашла артиста, который смотрел футбол на сцене: это Алексей Зуев.

О чем мы поговорили:

● Артисты балета реально могут заниматься своими делами, когда не участвуют в постановке активно?

● Оказалось, Алексей – большой фанат «Локомотива». И даже был среди ультрас!

● Что общего между балетом и футболом?

● Жестокость балетного мира – правда или миф?

● На что сходить, если хочешь познакомиться с балетом?

Как появилось это видео

– Когда снял видео, работал в театре «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева. Театр сменил как раз после того, как мы сняли видео, но это никак не связано.

Это балет «Дон Кихот», я в роли Санчо Пансы. В первом и втором отделении у меня есть мизансцены, а потом я просто долго смотрю на ведущих солистов. Было время снять видео: у меня там такой момент, что я могу хоть заглядеться на кого-то, хоть уснуть.

Снимали всего секунд десять. В театре о видео узнали, только когда оно завирусилось в инстаграме (Алексей выложил видео дважды в соавторстве с разными аккаунтами, суммарно у них более 420 тысяч просмотров – Спортс). После этого позвонил один из руководителей. Ничего серьезного, просто, так как это был мой заключительный спектакль в театре, спросил: «Решил отметиться напоследок?» Все знают, что я выступал добросовестно – просто по-дружески пожурили.

Я не собираюсь развивать инстаграм – просто была мысль снять такое видео, вот и решил ее осуществить. Считаю, получилось забавно.

Никто и никогда не заметил бы это из зрительного зала. И никто, конечно, футбол на сцене не смотрит – это исключено. Хотя, говорят, у оркестра бывает. Я просто позволил себе небольшую шалость. Нехорошо, конечно, но никто – а, главное, зритель – не пострадал: все-таки телефон не видно за реквизитом. Совесть чиста.

Как Алексей стал ультрас «Локомотива»

– Футбол в моей жизни появился так же, как и у всех ребятишек – во дворе.

В 2004-м после чемпионства полюбил «Локомотив». Еще сказалось, что во дворе за «Локо» особо никто не болел – нравилось, что я как бы один против всех. А в 2007-м родители отвели на стадион. «Локомотив» тогда выиграл у «Спартака» 4:3, уступая 0:2. Полные трибуны, перформансы от болельщиков. До сих пор перед глазами гол Малхаза [Асатиани, победный на 90-й минуте]. А ведь при 0:2 хотелось уговорить родителей поехать домой. Очень крутой матч, после которого моя любовь к «Локо» окончательно утвердилась.

После этого я начал кататься на футбол самостоятельно, долгие годы ездил на Южную трибуну. Когда был помоложе, даже состоял в ультрас. Попал туда где-то между 2013-м и 2015-м. Поход на футбол для меня – адреналин. Очень нравится покричать в едином порыве. Нравится чувствовать единение с несколькими тысячами человек. Но именно смотреть футбол на фанатской трибуне сложно – все-таки там флаги и растяжки.

Футбол – моя главная отдушина и хобби. Он не только дал мне новых друзей, но и по-прежнему заряжает: кроме стадиона, выплеснуть эмоции и так поорать можно только в лесу 😀

Нынешний «Локомотив» впервые за долгое время вызывает самые приятные чувства. В прошлый раз ездил на кубковый матч с «Динамо» (5 ноября «Локо» выиграл 2:1, но в ответном проиграл по пенальти и выбыл в Путь регионов – Спортс) – из принципа фан айди не оформляю.

Что общего между футболом и балетом

– Это совсем разные миры, но среди артистов балета много тех, кто любит футбол. Например, один из ведущих артистов Большого театра Игорь Цвирко – тоже поклонник «Локомотива». Многие знакомые из Санкт-Петербурга всю жизнь болеют за «Зенит».

Это со стороны любовь артиста балета к футболу кажется чем-то необычным, а мы все – нормальные ребята: с детства играли, болели за кого-то, переживали. Считаю, между футболом и балетом есть общее: и физическая нагрузка, и эмоции, и травмы. Но в основном, конечно, наша аудитория совершенно не понимает, что такое футбол 😀

Вообще, мне кажется, что физический труд сложнее любого другого. Я много где работал в свободное время, когда только закончил училище и менял театр: на стройке, в доставке, в такси. Но это не сравнить с физической нагрузкой [в балете], где за два часа можно так убиться, что до конца дня будешь разбитым. Балет – тяжелый труд, а не физкультура, которая повышает тонус и улучшает кровообращение. То же самое можно сказать и про футбол. Нога забилась, температура – любое изменение моментально влияет на выступление. Несмотря на это, все равно выходишь.

Все, кто дошел до высокого уровня и в спорте, и в балете, многим пожертвовали. На входе в центр спортивной медицины на Курской висит табличка: «Здравствуй, спорт – прощай, здоровье». И это правда. Конечно, в театре есть массаж, но в основном артисты после спектаклей восстанавливаются сами – ходят в баню, например. Не спасает: травмы – неотъемлемая часть нашей профессии. Не только мышечные, но и более серьезные: например, в пятом классе училища мне чистили хрящ в коленном суставе, а это полноценная операция. Года два назад оторвалась косточка в стопе – вытаскивали. Все это – часть жизни тех, кто танцует.

Нагрузки в балете можно сравнить с любым видом спорта: профессиональный артист должен всегда поддерживать себя в форме, а это, возможно, даже сложнее, чем футболистам – они просто бегут, а мы еще и выворачиваем ноги. Наверное, наиболее близкие аналогии – синхронное плавание или спортивная гимнастика. Все-таки в балете нет права не исполнить элемент, а в футболе можно не попасть по воротам, но любой игрок всегда знает, что момент еще будет.

Как проходит день артиста балета: тренировок не меньше, чем в детстве

– В четыре годика родители отдали меня в школу искусств. Потом поступил в училище, затем – закончил ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. Сейчас служу в театре. Я еще, конечно, не совсем старый артист, но уже такой… В возрасте 😀

Понял, что могу и хочу стать профессионалом, когда поступил в училище. Это уже больше, чем школу искусств закончить. В училище регулярно думал, что буду работать в театре. Чтобы стать артистом балета, нужно провести в училище восемь лет. В целом этого достаточно, чтобы попасть в театр. При этом еще, конечно, нужны данные и «школа».

Не могу сказать, что сейчас тренируюсь меньше, чем в детстве. Так будет до тех пор, пока я еще не совсем старый. Репетиций даже больше: в училище ты в основном учишься, а на сцену выходишь крайне редко. В театре – наоборот.

Каждое утро для поддержания формы у нас урок классического танца, который длится час-полтора. А дальше – репетиции. Их график зависит от того, что сейчас в работе. Иногда они до позднего вечера. Все всегда по-разному: есть партии, которые можно даже за час отрепетировать. Кордебалеты (массовые номера – Спортс) индивидуально чуть менее затратны, но работать над ними нужно дольше, потому что участвуют несколько человек. Когда есть перерывы между спектаклями и не нужно готовить сложные партии, поддерживаем форму.

Балет привлекает меня эмоциями, которые проживаешь на сцене. Они другие – такое не проживешь в обычной жизни. Меня привели в балет в детстве, и я, конечно, ничего не понимал – все-таки маленький. Потом понравилось выходить на сцену. И до сих пор нравится. Плюс мне повезло: 25 стран посетил за карьеру. Юбилейная была недавно – Мексика.

Для успеха в балете нужны труд, талант и внешность, а картинка в фильме «Черный лебедь» – слишком жесткая

– Балет – это и про труд, и про талант. Без них невозможен успех ни в чем, если ты не гений типа Месси. Но у нас [в балете] вообще все сложно: надо же еще быть красивым и высоким. В больших театрах любят артистов повыше: они просто лучше выглядят из зала.

Правда, за весом в театре уже никто не следит – это личная ответственность каждого. В училище с девчонок такой спрос есть, с парней – нет. Но никому не хочется выходить на сцену толстым. Все-таки зритель покупает билеты не для этого. Я форму стараюсь поддерживать всегда, только в отпуске могу давать поблажки, да и то иногда.

В реальности балет помягче, чем в фильме «Черный лебедь». Там все знатно приукрашено. Конечно, сейчас уже никто никому стекла в пальцы не кладет, хотя говорят, что раньше и такое бывало. Но глобально – артисты балета и балерины большую часть себя отдают на сцене. Особенно ведущие.

Считаю, русский балет впереди планеты всей как раз благодаря подаче и образу, а не каким-то элементам. В других странах есть технически более оснащенные артисты, но, по-моему, это ближе к цирку, чем к искусству балета.

С чего начать, когда собираешься на балет впервые?

– Посмотреть «Щелкунчика». Сходу идти на «Лебединое озеро» – наверное, тяжело. Мои любимые балеты – «Спартак» и «Корсар». 

Если очень хочется затащить мужчину на балет, советую «Спартак» в Большом театре. Не пожалеете. Этот балет удивит тех, кто шутит о том, что у нас не мужская профессия. Там тяжелые партии, трудные прыжки. Действительно красиво. И никак не связано с тем, что иногда думают про балет. Я со стереотипами об артистах балета нечасто сталкивался – только иногда на трибуне подшучивали. Отношусь спокойно – у меня семья, дочка, все прекрасно.

Раньше у меня были партии мечты, но сейчас нет – я уже старенький, ближе к пенсии. Так что сейчас хочу лишь здоровья для доченьки и чемпионства «Локомотива».

Телеграм-канал Любы Курчавовой

Аккаунт Алексея Зуева

Фото: instagram.com/zuev.arte; russballet.ru; instagram.com/neprosto_alla_; Gettyimages.ru/Epsilon