Иван Чуриков: «На карантине сделали дырку в заборе и вылезали на прогулки»
Воспитанник академии ФК «Краснодар» перед началом текущего сезона подписал контракт с нашим клубом. Игрок боролся за место в старте, адаптируясь к частым сменам позиций на поле, при этом сумел открыть счёт голам в профессиональной карьере.
Владислав Кривов пообщался с защитником Ваней Чуриковым – о результатах команды в первой части сезона, дебютном голе, смене главного тренера, детстве, пути в академии «Краснодара», трудностях перехода от атакующего стиля игры к оборонительному, людях, которые его вдохновляют и его личных качествах, и целях.
— Иван, как оцениваете результаты первой части сезона для «Сокола»?
— Скорее отрицательно, чем положительно. Мы начали хорошо, находились в верхней части таблицы, потерпев минимум поражений. Однако в середине чемпионата команда столкнулась с нестабильностью: чередовали победы и поражения. Концовка вышла неудачной, что сказалось на положении в таблице.
— Довольны количеством игрового времени и физической формой на этом отрезке?
— В начале сезона был недоволен игровым временем, хотя радовался, что тренер мне доверяет и регулярно выпускает на поле, пусть и не на моей основной позиции. Но, всё, что ни делается — к лучшему. Забил красивый гол «Балтике», что стало для меня важным моментом. В середине первой части сезона начал играть больше, чему, обрадовался. Что касается физической формы, и по ходу чемпионата и сейчас чувствую себя прекрасно и готовым выполнять любой требуемый тренерским штабом объём работы.
— Вы играли на позициях левого и правого защитника/полузащитника и даже нападающего. Где комфортнее?
— Практически всю карьеру играл флангового защитника, поэтому привычнее в этом амплуа. Однако мне нравится подключаться к атакам, в академии ФК «Краснодар», где я воспитывался, от крайних защитников требовали, участвовать в атакующих действиях.
— Как тренер объяснял частую смену позиций?
— На тот момент, Алексей Бага, говорил, что главное – играть, чтобы адаптироваться и проявить себя в новой для меня лиге. В матче против «Сочи» мне предоставили шанс на позиции крайнего защитника. Считаю, что отыграл достойно, после чего и продолжил выступать на этой позиции.
— Расскажите о забитом мяче в ворота «Балтики»? Это первый гол в карьере?
— Да, это пока единственный гол, но я намерен работать, чтобы это изменилось. С самого перехода в «Сокол» я слышал много хорошего о наших болельщиках, и их поддержка сделала этот момент максимально ярким. Накануне матча долго не мог уснуть — в голове крутилась мысль: «Что, если забить на последних минутах и снять футболку?». Именно так всё и получилось (смеётся).
— Оставили что-то на память?
— Нет. Верю, что в карьере будут более значимые моменты, после которых действительно захочется что-то сохранить.
— Почему команда второй сезон подряд теряет позиции к зимнему перерыву?
— Этот вопрос волнует и нас самих! Думаю, ключевую роль играет эмоциональный и психологический фактор. Когда команда проигрывает матч за матчем и не набирает очки, у игроков постепенно появляется неуверенность, которая влияет на результаты. Возможно, в этом и кроется основная причина спада.
— Что нужно сделать, чтобы весной переломить ситуацию?
— Эффективно провести зимние сборы, тщательно поработать над ошибками и подготовиться физически и тактически. Весной важно выйти на поле с новыми силами, стремиться набирать очки в каждом матче и постараться вернуться в десятку.
— Какие личные цели ставите перед собой на вторую часть сезона?
— Принести максимальную пользу команде: постараться сделать минимум четыре результативных действия и провести на поле как можно больше времени.
— Как восприняли смену главного тренера?
— Такие ситуации происходят часто, и футболисты, должны быть готовы к изменениям. Реакция у всех разная, ведь у каждого свои отношения с тренером. У Алексея Стукалова подходы и требования другие. Мне нравится его видение, поэтому я воспринял перестановку положительно.
— Изменился ли тренировочный процесс и ваша роль в команде?
— Изменилось всё. Тренировки стали интенсивнее и появилось больше упражнений на тактику. С переходом на схему с тремя центральными защитниками: я стал отвечать за всю бровку, участвуя и в атаке, и обороне.
— Как пришли в футбол?
— Я родился и вырос в Краснодаре. В 5–6 лет я занимался плаванием и акробатикой — этот спорт нравился моему отцу. Но меня тянуло к футболу, потому что и в детском саду, и во дворе, я постоянно играл в него.
Когда мне было 7 лет, в школу где я учился, пришли футбольные селекционеры и устроили тест на скорость. Я и ещё трое мальчиков пробежали быстрее всех, и нас пригласили тренироваться в клуб «Краснодар», который тогда только начинал развиваться. В клубе не было интерната и других современных условий — мы тренировались на полях городских университетов.
Моя бабушка водила меня на тренировки, потому что родители были заняты на работе. У неё была мечта, чтобы я попал в интернат академии, но, к сожалению, она не дожила до этого момента. В 12 лет я поступил в интернат и прошёл все стадии в системе клуба. После выпуска отыграл два сезона в ЮФЛ-1, в один из которых мы заняли первое место. Затем был опыт во второй лиге и золотые медали с «Краснодаром-2».
— Позиция крайнего защитника — твой осознанный выбор или определил тренер?
— В Академию «Краснодара» я поступил нападающим, но спустя два месяца, как мы начали тренировки, была важная игра с «Кубанью». Во время матча основной защитник получил травму, и меня попросили заменить его на фланге обороны. Сыграл на этой позиции хорошо, тренерам понравилось, и с тех пор я стал крайним защитником.
— Были у вас примеры для подражания среди игроков?
— Мне всегда нравились Неймар, Дани Алвес и Марсело.
— Какие воспоминания о проведенном времени в академии останутся навсегда?
— Первые годы в академии было сложно. Жили самостоятельно, по строгому распорядку дня. Родители забирали нас домой только на выходные. В старших классах стало легче — смогли свободно выходить в город по карточкам. Но, благодаря этому я научился дисциплине, самоорганизации и бытовым навыкам.
Не забуду период, когда нас на полгода закрыли в интернате из-за карантина без возможности выходить на улицу. Мы заказывали еду, и доставщик передавал её через забор. Позже мы сделали небольшую дырку, через которую вылезали на прогулки и возвращались обратно. Это один из забавных эпизодов, в той строгой жизни.
— Можно назвать академию особенной, учитывая, что с каждым годом всё больше её выпускников появляется в различных командах страны?
— Я считаю, что моя академия — одна из лучших не только в России, но и Европе. Выпускники успешно играют в различных лигах и подтверждают высокий уровень подготовки.
— Ваш партнёр по команде Влад Самко в одном из интервью говорил, что игрокам, выросшим в системе с акцентом на контроль мяча и техничный футбол, бывает сложно адаптироваться к стилям других команд. Какие трудности испытали при переходе на новую игровую систему?
— Да, я общался с ребятами, переходившими из ФК «Краснодар» в другие команды, поэтому был готов, что футбол будет другим. Это часть жизни футболиста, нужно уметь выходить из зоны комфорта и адаптироваться к различным условиям.
Поначалу было непривычно играть от обороны: меньше владения мячом, больше борьбы. Но быстро перестроился. Считаю, что атакующий футбол сложнее освоить, поэтому лучше учиться ему с самого начала, а перестроиться на оборонительную модель легче.
— Какие преимущества даёт система академии? Находясь в ней, чувствовали ли поддержку в виде свободы действий или отношения к ошибкам от тренеров?
— Прививание техники начинается с первых дней обучения. В Академии уделяют этому большое внимание: каждое утро проводятся тренировки, направленные на развитие технических навыков. Например, шутинбокс — упражнение, где нужно отбивать мяч об стену, отрабатывая удары и контроль.
Позже добавили футбот — систему тренировок с акцентом на передачи и приём мяча, что помогает совершенствовать точность и технику. Что касается подхода тренеров, то он разный: кто-то может поругать, а кто-то работает мягче, всё зависит от их стиля.
— Как появился вариант с «Соколом»?
— Когда мой контракт с «быками» подходил к концу, мне предложили его продлить, но я решил взять месяц на раздумья. Это был сложный выбор, ведь я провёл всю карьеру в этом клубе. После консультаций с родными, друзьями и агентом я решил попробовать себя в Первой лиге и откликнулся на предложение от ФК «Сокол».
— Рассматривали карьеру в других видах футбола, например, в пляжном или медиафутболе? Поступали такие предложения?
— Нет, не рассматривал. У меня есть мечта — играть в футбол на высоком уровне, и я упорно иду к её достижению.
— Есть ли у вас примеры людей, чьи истории или поступки вдохновляют вас?
— В первую очередь, Сергей Николаевич Галицкий — человек с большой буквы! Он делает много для Краснодара, его жителей и, конечно, для футбола. Все ему благодарны. Сейчас вся центральная улица Краснодара украшена, люди гуляют — такого ещё не припомню!
Из футболистов – Криштиану Роналду. Человек, который всего добился сам благодаря трудолюбию, дисциплине и полной самоотдаче.
— Какую роль играет самодисциплина в вашей жизни? Какие привычки выработали, чтобы стать лучше?
— Самодисциплина — одно из моих самых сильных качеств. Она помогает мне справляться с трудностями и бороться с ленью, чтобы продолжать идти к своей цели. Сюда входят и правильное питание, сон, восстановление.
Также, выработал привычку выкладываться на полную во время тренировок и заниматься дополнительно, в зале или на поле. Это помогает мне становиться лучше каждый день.
— А какие хотели бы развить в себе?
— Эмоциональный контроль и уверенность в определённых моментах.
— Какая цель в жизни или карьере является для вас ключевой?
— В жизни хочу построить счастливую семью и обеспечить родителям всё, о чём они мечтают, чтобы ни в чём себе не отказывали. В карьере — выиграть Лигу чемпионов и сыграть на чемпионате мира. Буду работать на максимуме, верить и пытаться реализовать свои цели.