9 мин.

У «Барсы» худший отрезок в сезоне. Что-то сломалось?

Лукомский – о причинах мини-кризиса.

У «Барселоны» сейчас самый неудачный месяц после стартового эффекта Ханси Флика. В ноябрь уместились поражения от «Сосьедада» (0:1) и «Лас-Пальмаса» (1:2) плюс ничья с «Сельтой» (2:2). В последние выходные к этому добавилась осечка против «Бетиса» (2:2) при крайне тусклой игре.

Внеплановая турбулентность настигла команду, которая в первые месяцы сезона выглядела главной машиной топ-5 лиг – и по яркости побед, и по качеству футбола. Контраст в результатах и игре формулирует вопросы, которые мы постараемся разобрать в тексте. 

Краткая формула кризиса кажется мне такой: соперники лучше поняли, как вскрывать высокую линию Флика + эксперименты без Ямаля были странными + контекст конкретных матчей. Давайте суммируем проблемы и постараемся прикинуть, что это значит для перспектив «Барсы».

У соперников все больше методов игры против высокой линии «Барсы»

Важный контекст: «Барселона» Флика ловит соперников в офсайд не просто чаще всех в этом сезоне, а чаще всех за все сезоны, по которым есть данные. Мы подробно разбирали этот механизм в тексте про прессинг каталонцев. То есть эта черта стиля у «Барсы» всегда максимально радикальная – вообще без адаптаций. 

Соперникам всегда трудно, так как механизмы «Барсы» в давлении с высокой линией правда прекрасно отлажены, но в то же время им проще готовиться из-за четкого осознания, чего ожидать. Предсказуемо на дистанции сезона возникают новые и более эффективные методы противодействия.

Важно проговорить: ни один противник пока не придумал, как прямо порвать линию «Барсы» так, чтобы все эпизоды завершились в их пользу, а прессинг и ловушки Флика вообще не работали. Но пропорция эпизодов смещается – соперники извлекают из высокой линии больше, чем в начале сезона. Разберем несколько успешных замыслов.

Метод «Сельты» – рывки из глубины. Задумку Клаудио Хиральдеса прекрасно демонстрирует эта картинка от TACTICALista – рывки за спину защитникам «Барсы» делали не игроки последней линии, а открывающиеся из глубины партнеры. Момент рывка = момент получения мяча латералем. 

В данном случае в роли исполнителей наказания выступали Оскар Мингеса и Илайш Мориба (Ла Масия передает привет – хе-хе). На противоположном фланге похожий замысел реализовывали Уго Альварес и Яго Аспас.

Метод «Лас-Пальмаса» – количество попыток и хаос. Диего Мартинес сделал другую ставку. Вот карта передач его команды против «Барселоны»:

Для команды с низким владением (30%) просто огромное количество коротких пасов между вратарем и защитниками. Такие пасы нужны исключительно для того, чтобы вытянуть «Барсу» повыше. Когда получалось, следовала передача за спину. Постоянного типа паса или целевой зоны не было, но риск ошибки у «Барсы» повышался из-за количества попыток. При этом важным было, чтобы каждая попытка готовилась с предварительным выманиванием – без этого элемента план выглядел бы как примитивный и неэффективный бей-беги. 

Метод «Бетиса» – наказание через фланговые зоны. При прессинге «Барсы» вингер играет по центральному защитнику, а латераль соперника получает ситуативную свободу. Такой расклад дает время на подготовку паса – при высокой линии соперника и в таких условиях угрожать может даже оппонент без безупречного паса. 

«Бетис» сделал такие эпизоды системой, а атакующие игроки получали фору, так как знали о моменте обостряющего паса. Витор Роке, Абде Эззалзули и ко ни разу не забрались в офсайд!

На самом деле такие моменты возникали и в ранних матчах. Например, против «Райо»:

Только теперь они приобрели системный заготовленный характер. Кроме тактики, у «Бетиса» был еще чит-код. Джовани Ло Чельсо – гений разрезающих пасов. Некоторые моменты рождались из скорости его мышления и качества исполнения: умудрялся разрезать, даже когда линия располагалась глубже:

«Уникально высокая линия «Барсы» работает в плюс команде. Да, когда она приводит к голу, он кажется предсказуемым, но она также позволяет сокращать расстояния при прессинге и быстрее возвращать мяч. Она дает команде доминировать», – фиксировал несколько недель назад Марк Бартра. 

Важно не воспринимать высокую линию «Барсы» только как проблему или, наоборот, суперсилу. Она постоянный рискованный элемент, у такого подхода всегда будут плюсы и минусы. Просто раньше пропорция была 80% на 20% в пользу «Барсы». Теперь она сместилась к 60% на 40% или даже 50% на 50%. При таком раскладе соперники получают реальный шанс наказывать. Шанс, но не гарантию.

В то же время завязанность других механизмов на высокой линии и все еще значимая польза делают отказ от нее трудным решением. Действительно интересно, что придумает Флик.

Травма Ямаля толкнула Флика к странным экспериментам

Часть кризиса «Барсы» пришлась на отрезок без Ламина Ямаля. Его нехватка проявилась в двух отношениях. Во-первых, в этом сезоне Ямаль – однозначный топ и заменить его полностью невозможно. Во-вторых, Флик пробовал ну уж очень странные варианты. 

Олицетворением путаницы стал матч против «Сосьедада», где на месте Ямаля стартовал Фермин Лопес – правша с совершенно другим набором качеств. Поменялась вся динамика в атаке. 

Далее Флик вернулся к более привычным сочетаниям, но без строгости. Очевидный вариант замены Ямалю по типажу и качествам – Рафинья. Флик отправил его на нужную позицию, но бразилец не держал ширину в атаке так, как Ямаль: слишком рано сваливался в центр, а фланг просто пустовал:

Баланс в атаке «Барсы» базируется на своевременности таких смещений. В идеале ситуаций, когда фланг вообще никем не заполняется, возникать не должно вовсе. 

Эта проблема наложилась на проблемы со здоровьем Алекса Бальде, который отвечает за ширину слева. На выходе «Барса» просто-напросто плохо заполняла поле. Соперникам становилось проще обороняться в центре. Для каталонского позиционного футбола баланс на флангах крайне важен.

Какие еще детали надо учесть?

Поскольку речь о коротком отрезке, в некоторых случаях на потери очков влияют не только повторяющиеся тренды, но и более мелкие детали. Вот что еще надо держать в уме:

● Календарь: у «Барсы» был самый выездной отрезок сезона: четыре из последних пяти туров играли в гостях. Сейчас пойдет обратный сюжет – четыре из пяти дома.

● Реализация в матче против «Лас-Пальмаса» (1:2): без этого домашнего провала серия смотрелась бы иначе – как объективно трудный отрезок со спадом и осечками, но не как кризис. Вот тут прямо нельзя было терять очки. Именно здесь «Барса» не была ужасна по качеству – только по реализации (2,30 xG против 0,50). 

● В неубедительных матчах против «Сельты» и «Бетиса» каталонцы были близки к победам. В первом случае пропустили два после удаления Марка Касадо, а во втором – не дотерпели в компенсированное. Соперники заслужили эти очки, а «Барса» не показала свой уровень. Но оба раза результат был близок. 

● Ошибки Жюля Кунде: француз проходит через трудный отрезок. После «Сельты» публично извинялся за результативную ошибку, а в выходные попал под лучшую версию Абде – и не справлялся в защите. 

Что дальше?

Интересный нюанс – разгромы в победных матчах проблемного отрезка. «Барса» не просто победила «Мальорку» (5:1) и «Брест» (3:0). Важен не только счет, но и качество игры – и там, и там было настоящее доминирование. Мы будто бы наблюдали ту самую машину из стартовых туров. 

Кризис скорее указал на хрупкость «Барсы», чем на нехватку потенциала. Как раз по потенциалу и уже показанному пиковому уровню «Барселона» – все еще среди лучших в Европе. В отдельном матче они могут вынести любого. Но этот потенциал сочетается с удивительной шаткостью.

Вероятно, «Барса» сильнее, чем изначально казалось, будет зависеть от травм. Реакция на травмы полузащитников в начале кампании, потом на долгосрочный вылет Марка Берналя и отсутствие Марка-Андре тер Стегена создали иллюзию бездонного кадрового запаса («чуть что, Ла Масия выручит»). На практике у команды есть вполне осязаемые пределы и ощутимая зависимость от главной звезды. 

Фиксируем это, но точно не списываем ребят Флика. В Ла Лигу вернулась чемпионская гонка: «Барселоне» будет труднее, чем казалось месяц назад, но ничего не потеряно. На положении в ЛЧ кризис вообще не отразился. 

Мотта и Пеп разминулись в «Барсе» и никогда не играли друг против друга. Кроме легендарного полуфинала ЛЧ

Фото: Gettyimages/Juan Manuel Serrano, Arce / Stringer, Alex Caparros / Stringer, Rafa Babot / Stringer; Revierfoto/Keystone Press Agency/Global Look Press; кадры трансляции «Матч ТВ»