6 мин.

Детство футболиста – удовольствие или результат?

«Блестящие успехи и неудачи нужно воспринимать отстраненно, нельзя позволить им остановить тебя, проникнуть тебе в душу и сердце. И тогда ты сможешь заниматься тем, что тебе дорого, что ты любишь больше всего» (Редьярд Киплинг).

Нет никаких сомнений, что если исключить соревновательный элемент, дух соперничества, мы потерям суть спортивных соревнований. Но разве нужно это детям? Или для них в плане мотивации достаточно уже самой игры.

Сегодня поговорим о том, нужен ли результат для детского футбола? Есть достаточно аргументов за и против.

Возможно, нам нужно вернуться в историю и узнать происхождение слова «спорт». «Disport» уходит корнями во времена Франкской Империи и означает «удовольствие» или «радость». Пожалуй, это   главная причина, по которой дети приходят в футбол. Но затем становится очевидна разница между игрой ради удовольствия во дворе с друзьями и этим же занятием ради результата.

Конечно, жизнь состоит не только из удовольствий, в ней есть место разочарованиям. И спортивные соревнования — отличный способ подготовить детей к «реальному миру», в котором не всегда все будет идти по их плану. Учиться преодолевать трудности, оправляться от разочарований и признавать, что удача не всегда на вашей стороне. Эти важные уроки дети должны усвоить, прежде чем вступать в мир взрослых.

 Хотя можно ведь стремиться к победе и одновременно наслаждаться процессом. Спортивные психологи обычно не призывают спортсменов «забыть» о победе. Они скорее акцентируют, что наиболее эффективный способ достижения успеха – сосредоточиться на процессе во время реального выступления. 

Общепризнанный факт, что дети младше восьми лет в большинстве своем не готовы к участию в соревнованиях по спорту. Но вы же встречали ситуацию, когда родитель перекрикивает тренера, давая «советы» своему Криштиану Петровичу Месси. Растерянный ребенок мечется между эмоциональным родителем и указаниями тренера.

 Аргумент против соревновательной деятельности. Это деление детей на сильных и слабых. Глядя на детей, сказать, кто из них будет футболистом, а кто нет, сложно. Дети могут раскрываться в разном возрасте. Известно, что «Арсенал» отказался от Гарри Кейна, когда ему было 11 лет, до того, как он физически развился.

 В погоне за результатом тренер делает ставку на сильный состав. В детском футболе сильный состав понятие относительное. Это или крупные ребята, или скоростные. В итоге в такой команде результат добудет один единственный мальчик, «слабые» ребята сидят на скамейке от матча к матчу. А если и выходят на поле, то крайне редко.

В продолжение развития ребенка. В раннем возрасте (6-10 лет) упор делают на ведение мяча и обводку. К 10-12 годам возрастает роль скоростных качеств, способности убежать «в зону» или открыться для получения паса.

Тренеры и родители хотят лучшего для своих игроков и детей, и в этом нет ничего плохого. Однако одним из неприятных побочных эффектов этого желания является то, что они считают победу конечной целью. Загораясь результатом, они забывают, что играют жизненно важную роль в развитии очень хрупкого человека. Это профессионалы борются за три очка и выигрывают трофеи, тренерская работа с детьми — это совершенно другое призвание.

Футбол — прекрасная игра, потому что она учит многим жизненным навыкам. Это и правильный способ справляться с давлением, и поражением — один из ее самых ценных уроков. Однако в раннем возрасте ребенок не умеет и не должен зацикливаться на результате, как это делают взрослые.

С другой стороны, неудачи заставляют учиться и совершенствоваться, а дети, которые не ценят победу, будут иметь мотивацию избежать поражения в следующий раз?

Крайне важно тренерам и родителям работать над тем, чтобы научить детей этим ценным урокам конкуренции. Соревновательный эффект учит детей справляться с давлением. Нравится нам это или нет, в жизни бывают моменты, когда мы все оказываемся под каким-то давлением. Конкуренция может быть здоровой, когда она дает детям обратную связь об их результатах и улучшении, когда победа не является единственной или главной целью, и когда дети узнают о себе в сложных ситуациях.

К сожалению, неправильный настрой, связанный со многими соревновательными начинаниями, может подорвать мотивацию детей и заставить их избегать или даже отказываться от занятий, которые им раньше нравились.

Так возможно ли выделить аспекты, которые требуют улучшения, и сосредоточиться только на них, не обращая внимания на табло?

И тут мы подходим к тому, что сама по себе победа в детском турнире не важна. Важно её содержание. Прежде всего, игровое. Как ребята играли, какие действия выполняли, какой процент брака. Соревновательный процесс позволяет выявить недостатки подготовки и, соответственно, улучшить её. Другими словами, соревновательная деятельность должна способствовать развитию, прогрессу. Это, в свою очередь, даст возможность расти и учиться без какого-либо груза ожиданий, заводить друзей и приобретать новые навыки.

Исследование, проведенное в Британии, показывает, что 64% школьников страны не заботятся о том, выиграют они или проиграют. Это хорошо для них. Не обремененные страхом неудач, они смогут свободно наслаждаться игрой.

В США тоже озаботились этой проблемой. У них возник вопрос, почему на более чем 20 млн человек, занимающихся футболом, так мало игроков мирового уровня. А ответ оказался очевидным и даже банальным – отсеивали «слабаков».

В Швеции на соревновательный уровень выходят ребята с 13 лет. Турниры проводятся и для меньших возрастов, но они не предполагают установление победителя. Это просто совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, где каждый поиграет, каждый получит удовольствие от игры, когда нет психологического давления и ответственности за результат.

Вот цитата Кройфа: «У нас (он имеет в виду «Аякс») до 14 лет дети растут совершенно свободными. Им никто не запрещает играть в футбол в свое удовольствие. Из них никто не делает специалистов в своем амплуа. Они не бывают закрепощены сознанием воли и ответственности профессионального игрока. Они просто приходят в клуб, как домой, чтобы общаться и получать удовольствие от игры. В этом и заключается секрет «Аякса».

В заключение следует отметить, что не существует универсальной формулы, с помощью которой можно найти секрет, где же следует ставить цель на каждом этапе развития ребенка. Более целесообразно разработать стратегию постепенного повышения соревновательных требований и, таким образом, пробуждения у спортсмена желания улучшить свои спортивные кондиции. Для спорта результат крайне важен. Мы помним, что дети ещё не профессиональные футболисты, а всего лишь дети.