К чему приведет заявление о взятках российским судьям? Разбор
Объясняет Игорь Сергеев.
Тема дня в российском футболе: заявление губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева.
«Ко мне два месяца назад пришел один из функционеров клуба «Крылья Советов». Он мне сказал: «Вячеслав Андреевич, вы там долги пересчитываете за «Крылья». У нас есть еще один долг – это порядка 36 миллионов рублей. Я у него спросил, на что. Он ответил: «Знаете, я не могу вам сказать, потому что это преступление. Вам знать не надо».
В конце концов он мне рассказал. И выяснилось, что «Крылья Советов» должны 36 миллионов неназванным, судя по всему, преступникам, которые занимаются коррупцией в судейском корпусе российского футбола».
Неужели это поворотный момент в нашем футболе? Будет ли расследование? Кого-нибудь накажут? Или все так и останется на словах?
Что известно к этому моменту
Пока все только со слов руководителя региона. Главные тезисы:
● В судействе есть коррупционеры, которые работают рядом с «замечательными профессионалами».
● Коррупция в этой сфере – система, а не единичные случаи.
● Коррупционные схемы «копились годами».
● В коррупции задействованы около 10 команд РПЛ.
● Рынок «черного нала» в судейской коррупции – порядка 500 млн, 36 млн нужны были «наличными в сумке».
Это же основание для уголовного дела?
Сначала определим, признаки каких уголовных преступлений здесь прослеживаются.
Получение/дача взятки не подойдет – преступление подразумевает подкуп должностного лица, то есть государственного или муниципального служащего. Работники РФС и РПЛ не входят в эту категорию.
Речь может идти о коммерческом подкупе. Для этого нужно доказать подкуп кого-то с управленческими функциями (в нашем случае – в РФС) за совершение действий (бездействий) в интересах дающего или иных лиц. За это преступление минимальная ответственность – штраф до 400 тысяч рублей, максимальная – лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа. Посредник может получить до семи лет тюрьмы.
Но самая очевидная статья – оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования, где прямо указывается на передачу спортивному судье денег в целях оказания влияния на результат матча или соревнования. Подкупающему/подкупаемому грозит до семи лет лишения свободы, посреднику – до четырех.
А еще это может быть банальным мошенничеством (если всю схему придумали, чтобы просто обманом завладеть деньгами) – за это можно получить до десяти лет тюрьмы.
Такие преступления считаются уголовными делами публичного обвинения – заявление о преступлении необязательно. Для доследственной проверки достаточно сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, основанием для возбуждения уголовного – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Так что нежелание самарского губернатора обращаться в правоохранительные органы с формулировкой «нет фактов» – не повод для игнорирования слов правоохранительными органами. Напрашивается как минимум разговор с тем самым «функционером «Крыльев Советов» (который заявил о коррупции) на доследственной проверке.
«По закону о прокуратуре, на основании такого сообщения в средствах массовой информации может быть проведена процессуальная проверка для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, – подтверждает Спортсу’’ адвокат коллегии «Седьмой Мост» Константин Островский. – Проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, по поручению руководителя следственного органа – следователь. Скорее всего опросят губернатора и представителя футбольного клуба, который к нему приходил. Далее устанавливается круг подозреваемых и проводятся иные следственные действия. Квалификацию в любом случае будут давать правоохранители».
Важно: подозреваемого в противоправном влиянии на результат спортивного соревнования могут освободить от уголовной ответственности, если совершивший преступление активно способствовал его раскрытию и расследованию.
А что может сделать РФС?
РФС уже заявил, что такие сведения – повод для обращения в правоохранительные органы (но как мы теперь знаем, это уже необязательно). Глава РПЛ Александр Алаев подтвердил: слова нужно рассматривать со всей серьезностью.
Правила делового поведения российских футбольных судей (да, такие есть) обязывают судей сообщать о предложениях проявить предвзятость или совершить какие-либо действия (или бездействия), направленные на искажение спортивного результата и отдельных тактико-технических действий игроков (команд матча).
В случае достаточных подозрений РФС может провести служебное расследование и запросить отчет об имущественном положении судьи/инспектора – сведения о доходах, полученных от всех источников, о недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах. Может быть применен полиграф. Правда, от него можно отказаться без последствий (почти), и это не будет автоматически приравниваться к вине.
При выявлении нарушений кодекса этики к судьям применяются различные санкции – вплоть до пожизненного бана.
Дисциплинарный регламент РФС предусматривает наказание за организацию договорных матчей. Для физических лиц (например, судьи или футбольные функционеры) от штрафа (до 10 млн рублей) до пожизненного бана в футболе, для юридических лиц (например, клуб) – от штрафа (до 50 млн рублей) до «исключения из числа участников соревнований».
Важно: результат каждого договорного матча аннулируется и команде клуба, виновного в организации договорного матча, присуждается поражение.
Для установления факта договорного характера матча РФС создает специальную комиссию, в том числе с привлечением экспертов. Финальное решение принимает КДК.
При этом санкции РФС не исключают передачу всех материалов в правоохранительные органы и уголовное преследование нарушителей.
***
«Борьба с коррупцией в целом – это сложная наука, я в ней ничего не понимаю, – успел признаться губернатор Самарской области. – Но я точно знаю, что в таком узком участке, как судейская система профессионального футбола, все, что нужно сделать, – это взять и перестать [выделять финансирование] командам, которые в этом участвуют».
Кажется, «взять и перестать» уже не получится. После таких громких публичных заявлений должны наступить какие-то юридические последствия.
Добавим, что за клевету в отношении «индивидуально не определенных» лиц через публичное выступление предусмотрен штраф до одного миллиона рублей или даже лишение свободы до двух лет.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Максим Блинов; Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts
а) Опрашиваем героя статьи - кто именно к нему приходил с разговором о 36 млн. Вариант 1он говорит, что никто не приходил и он сам все придумал - на этом расследование заканчивается, а герой обретает репутацию тепла (хотя кого из чиновников волнует репутация). Вариант 2: называе ФИО проходившего.
б) опрашиваем этого ФИО. Вариант 1: говорит что придумал про эти деньги - налицо состав мошенничества (попытка хищения с помощью обмана). Вариант 2: называет следующего от кого пошла тема про деньги
в) и так далее...
При желании тут вполне есть, что порасследовать, но не верю что кто-то реально будет этим заниматься
Жулики - ну, потому что ему не нравится, как судят Крылья - это "настоящее преступление". Поэтому и назвал их жуликами. И не хочет за такую работу судей платить.
А все остальное - вырванное из контекста и домыслы окружающих, ничего ТАКОГО он не имел ввиду.
ps. Все последующие совпадения - совершенно случайны ))