«Карелия» дождалась «Спартака»
К петрозаводскому стадиону «Спартак» у меня отношение особое: все-таки как-никак ровесник. Построить 30-тысячник в столице Карелии решили аккурат как раз в год моего рождения. Сказано – сделано, и уже в 1968 году на пустыре вблизи реки Лососинки закипели строительные работы. Да вот беда – растянулся этот долгострой аж на 17(!) лет.
Объясняется это довольно просто и очень по-нашему, так сказать, по-советски. Начиная с 1965 года наш «Онежец» прочно обосновался в середине турнирной таблицы зоны класса «Б» - прародительнице первой и второй лиг союзного первенства. Старенький центральный стадион «Спартак» с одной деревянной трибуной явно просился к расширению. Тогда и было решено – новому стадиону быть! Вот так в 1968 году выглядели строящиеся трибуны нового стадиона.
Но в 1971 году уже во второй лиге и уже петрозаводский «Спартак» в последний раз вошел в десятку. Следующий сезон не задался с самого начала, команда была подвергнута партийной обструкции и волевым решением местного ЦК была снята с розыгрыша. О большом футболе в Карелии забыли на 20 лет, а строительство стадиона забросили, оставив бетонные катакомбы в качестве опасного развлечения для местной детворы.
Вспомнили о стадионе уже к Московской Олимпиаде, и к 40-летию освобождения Петрозаводска от немецко-фашистских захватчиков, то есть к 1984 году, стадион достроили. И летом 84-го торжественно открыли большим спортивно-концертным представлением с живыми картинами на трибунах по принципу все той же Олимпиады-80. Мне тогда, как и долгострою, стукнуло как раз 17 годков.
В 1991 году республика дозрела до восстановления команды мастеров и заявила петрозаводский «Спартак» во вторую лигу чемпионата СССР - чемпионату, жить которому оставалось всего 2 года. Подоспело и мое возвращение с учебы в Питере, и я стал завсегдатаем деревянных скамеек петрозаводской «Мараканы». Ну, посудите сами – 22 тысячи посадочных мест при 300-тысячном населении города.
Не буду вдаваться в подробности истории карельской команды мастеров, но несколько любопытных фактов приведу – в 1992 году в составе «Карелии-Асмарал» на поле «Спартака» выходил тогда еще 16-летний Сергей Семак, чуть ранее стадион стал первым боевым полем для Дениса Зубко. Для меня же именно на «Спартаке» был приобретен первый телевизионно-режиссерский опыт трансляций футбола. Не прямых, правда, - неудобное расположение стадиона относительно телевышки не позволяло передавать сигнал напрямую. Вещали в записи на следующий день.
Дренаж у нашего стадиона был тот еще, учитывая наше северное расположение и склонности природы к дождям, поздней весне и ранней зиме. Как-то начинала наша «Карелия-ЭРЗИ» в апреле 1994 года с домашнего матча с, между прочим, «Анжи». Нет, чтоб в Махачкалу в апреле поехать играть, так нет же - снежок в сугробы с поля счистили, и месили карелы и дагестанцы смесь воды, снега и земли на петрозаводском «Спартаке».
Время шло. Собственники команд приходили в Карелию и, получив желанное (то бишь лес), быстро исчезали. И снова карельские любители футбола довольствовались чемпионатами и кубками Петрозаводска и республики, слегка разбавленными любительскими соревнованиями Северо-запада, частенько гордо именовавшимися в прессе третьей лигой. Один из репортажей о таком матче 2008-го года "Карелия-Дискавери" - ФК "Новгород" предлагаю вашему вниманию.
Вернулась команда мастеров в Петрозаводск в начале 2011-го, назвалась «Карелия» и начала проводить домашние игры… в Питере на малой арене стадиона «Петровский». Команду для чемпионата подготовить успели, лицензию получили, а петрозаводский стадион остался непригодным для проведения игр под эгидой РФС. Вроде и поле уже было приличным для севера – с искусственным покрытием, да вот табло еще было старинное с меняющимися дощечками с цифрами, да и о пластиковых креслах здесь и слыхом не слыхивали.
Но процесс пошел – медленно, но, как оказалось позднее, и верно. К лету установили первые полторы тысячи пластиковых кресел, что позволило жителям города впервые увидеть родную «Карелию» в деле. Правда пока лишь в товарищеском матче с местными любителями. Очень ждали осени, когда, как обещали карельские чиновники от спорта, все проблемы с лицензированием должны были утрястись. Ан нет – комиссия РФС подходила к проверкам скурпулезно и постоянно указывала на новые и новые недостатки.
И все-таки несговорчивых людей из Москвы удалось уговорить на получение разрешения провести хотя бы один официальный матч на «Спартаке». Стадион получил условный допуск, и 20 октября 2011-го «Карелия» предстала перед своим родным зрителем в игре со смоленским «Днепром». И если в Питере на матчи какой-то неизвестной петрозаводской команды ходило пару сотен зрителей, то на «Спартаке» собралась солидная аудитория в 1000 человек (не забудьте - пластиковых кресел было установлено к тому времени полторы тысячи, на остальные трибуны зрителей не пускали).
К началу весенней части длинного полуторагодичного сезона с лицензией для стадиона опять не срослось. Кто-то куда-то вовремя не приехал, что-то не проверил и не подписал. Но чуть позже лицензия все-таки была получена, и последние 2 домашние игры своего дебютного сезона «Карелия» проведет на «Спартаке» против тверской «Волгы» и «Волочанина» из Вышнего Волочка. Кресел на стадионе стоит уже 15 тысяч, табло – электронное, еще бы освещение сделать, но у нас сейчас вечера светлые – пока и так сойдет. А то, что заждались мы родного клуба на родном стадионе, так карма у стадиона такая – долгостройная и долгожданная.