Трибуна
5 мин.

«Газпром Арена»: одно из самых высоких зданий удивительной красоты и необычных архитектурных решений

Добрый день, мы продолжаем исследовать Санкт-Петербург и рассказывать о важных проектах, местах и событиях. Сегодня речь пойдет о «Газпром Арене».

Текст ниже подготовили сотрудники компании «Глазами инженера».

В одном из постов на Трибуне они уже подробно рассказывали об архитекторе Кисе Курокаве, по проекту которого появилась «Газпром Арена». В этот раз они объясняют, почему наш стадион интересен и уникален с архитектурной точки зрения.

Слово им!

* * *

«Газпром Арена» — невероятно интересный стадион с точки зрения архитектуры, завоевавший мировые рекорды своими инженерными решениями. Наверняка вы знаете, что это самый большой в мире (!) стадион, у которого есть одновременно и раздвижная крыша, и выкатное поле. Размеров крыши хватит на 3 Красных площади, а поле выдвигается всего за 1 час 20 минут часа и оборудовано газоном из настоящей травы. Даже зимой она остается зеленой. Это в наших-то широтах! 

Об архитектуре и достижениях стадиона написано уже много статей, казалось бы, что тут обсуждать? Но мы уверены: у Газпром Арены есть еще много секретов, оставшихся «за кадром». Саша Кизик — гид и лектор просветительской компании «Петербург глазами инженера»  — помог нам в этом убедиться! 

«Газпром Арена» входит в список 10 высотных зданий Петербурга. Высота стадиона без мачт составляет 79 метров, а с ними — 110 . Невероятно живописный вид на город открывается с круговой смотровой площадки на седьмом этаже: через большие панорамные окна отсюда видно залив, Лахта-центр и ЗСД.

Начнем с внешнего вида. У большинства столкнувшихся с ним впервые, стадион рождает закономерные ассоциации с летающей тарелкой: плавные формы, расширенная середина и мягкий полукруг купола,  мачты, напоминающие антенны. Но в очертаниях стадиона кроется важная историческая отсылка к предшественнику Газпром Арены — стадиону Имени С.М.  Кирова, который был построен в 30-х годах XX века по проекту А. Никольского. 

Стадион парил над гладью Финского залива на искусственном холме. Проект планировался с размахом, в духе римских амфитеатров, но не все его элементы удалось осуществить. Например, планировалось, что у арены будет величественная башня, напоминающая Ростральные колонны, а трибуны по периметру украсит крытая галерея с опорами из парусообразных конструкций – металлических или бетонных. Силуэт террасы напоминал бы «вереницу наполненных ветром парусных яхт, стремительно бегущих по волнам» и должен был стать своеобразной «короной города». 

В итоге стадион им. С.М. Кирова построили без высотных доминант. А вот в проекте нового стадиона эта смелая идея обрела новую жизнь. И хотя мачты Газпром Арены играют не только художественную роль — к ним крепятся ванты для раздвижной крыши — в символическом смысле они являются отсылкой к истории Крестовского острова, к прошлому нашего города и страны, символом воплощения амбициозной мечты. 

Рассмотрим стадион поближе. Футуристический облик здания с его плавными формами уже очень далек от образа античной спортивной арены, к которой стремился его предшественник. И все же архитекторам удалось сохранить преемственность и здесь. 

Обратите внимание на входную группу: холм, анфилада лестниц и два симметричных павильона с колоннами и портиком. Невероятным образом современная пластика здания сочетается с прямоугольной геометрией исторических построек в духе сталинского ампира. Они усиливают торжественность и величественность сооружения. 

Когда-то здесь размещались раздевалки для спортсменов, медицинский кабинет, гостиница, сегодня это административные помещения. Во внутреннем дворе каждого павильона установлены скульптуры. В одном находится статуя юноши-атлета, которая символизирует Спорт: в высоко поднятой руке он держит кубок победителя. Во втором дворе расположилась девушка, олицетворяющая Искусство: у нее в руке находятся маски трагедии и комедии, главных театральных жанров Древней Греции. Раньше эта пара украшала вход в здание СКК «Петербургский». Образно они провозглашают единение двух главных функций арены, предназначенной для проведения массовых спортивных и культурных мероприятий. 

Вот так аккуратно, не вступая в противоречия, а дополняя друг друга, в архитектуре стадиона сплелись исторические и новые сооружения и смыслы, образуя мост между поколениями, между прошлым и будущим, в котором зрелища и соревнования остаются важнейшими событиями, объединяющими людей. 

Рассмотрим схему стадиона. Во время мероприятия большая часть зрителей находится под впечатлением от масштабов Арены и красоты спортивного соревнования или концерта, поэтому мало кто задумывается о логике внутреннего пространства. Тем временем, здесь все обустроено вдумчиво, функционально и с заботой о комфорте посетителей.

Суммарная площадь внутренних помещений Газпром Арены составляет  262 000 квадратных метров, а вместимость — 68 000 человек. Таким образом, сюда полностью поместится население небольшого города, скажем, Туапсе, и еще останется немного места.

Например, интересным решением является организация парковочной зоны как бы позади стадиона, вдали от пешеходных зрительских потоков. Двухъярусные парковки опоясывают чашу стадиона с севера на юг со стороны залива. Оставив здесь свой автомобиль, зрители могут добраться до своего места всего за 5-15 минут. Маршрут к парковкам проходит по Южной дороге и не пересекается с путями, по которым на стадион попадают пешие зрители. 

Таким образом закрываются не только вопросы логистики, дефицита парковочных мест и обеспечения безопасности, но и сохраняется важная функция главного городского стадиона  — удивлять и восхищать гостей. Согласитесь, ведь ни длинные ряды парковочных мест, ни многоуровневые паркинги, ни шумные пробки на въезде и выезде не добавляют спортивному сооружению очарования. Здесь же въезд большого числа автомобилей проходит почти незаметно для основного потока гостей, которые попадают на арену по красивейшему парку,  вдохновляясь окружающей панорамой и атмосферой праздника, единения с другими зрителями. 

Всего же на стадионе оборудовано порядка 20 входных зон, которые делятся на категории. Например, есть отдельные входы для гостей с детьми или посетителей без ручной клади, маломобильных групп населения, для фанатов «Зенита» и отдельно — для болельщиков гостевых команд. Для спортсменов, VIP гостей и прессы оборудован отдельный въезд через Северную дорогу. Такая организация системы входа и выхода снижает нагрузку на КПП и сотрудников, обеспечивает дополнительную безопасность и спокойствие гостей.

Зачастую мы воспринимаем архитектуру очень утилитарно и не задумываемся о том, почему те или иные здания и сооружения выглядят и устроены именно так. В то же самое время, в этом на самом деле практически нет случайностей и за каждым инженерным решением стоит опыт и история многих поколений, знания и достижения настоящего времени, надежда и вера в будущее. И каждая постройка — стадион, дворец, гараж, мост или дом — является отражением культуры, ценностей и умений своего времени, своей эпохи. 

Подписывайтесь  на канал и ставьте огонек, если вам понравилась статья! Тогда в следующих публикациях мы продолжим изучать архитектуру стадиона и города вместе с командой «Петербург глазами инженера». Задавайте в комментариях свои вопросы!

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив, Александр Вильф, Алексей Филиппов, Михаил Киреев, Алексей Даничев