6 мин.

Арриго Сакки в «Mилане». Принципы игры, тактика

За четыре сезона у руля «Милана», с 1987 по 1991 год, Сакки привел свою команду к только одному титулу Серии А — и это в первый год его руководства, когда он также завоевал Суперкубок Италии. Однако больше всего Сакки почитают за подвиги команды в Европе. Две победы в Кубке европейских чемпионов подряд в 1989 и 1990 годах, за которыми последовали победы в Суперкубке европейских чемпионов. Успех представляет собой результат единения футболистов мирового класса и работы дальновидного, нонконформистского и революционного тренера.

В чем именно заключались идеи Сакки и как играл Милан под его руководством?

Зоны и прессинг были концепциями, на которых итальянец построил свою методологию. Сакки никогда не был в гармонии с Catenaccio — ультраконсервативной философией, ориентированной на оборону, которая традиционно доминировала в итальянском футболе. Вместо этого он предпочел поддаться влиянию голландской концепции тотального футбола, которая появилась под руководством Ринуса Михелса в 1970-х годах. Первой задачей Сакки в Милане было создание новой командной культуры. Он хотел, чтобы его игроки отказались от традиционного итальянского менталитета защиты вблизи собственных ворот и вместо этого стали активной командой, которая защищалась ещё на половине поля соперника.

Сакки обучал своих нападающих работе по оказанию давления на центральных защитников соперника при их построении и контроле мяча. Это было основано на прочной схеме 4-4-2, в которой все игроки должны были понимать свои позиционные отношения друг с другом. Итальянский тренер настаивал на том, чтобы его команда находилась в компактном блоке , с не более чем 25 метрами между защитной и передней линиями. Таким образом, прессинг не требовал больших физических усилий от его игроков и позволял тем, кто находился за первой линией прессинга, организовываться и действовать немедленно, если эта линия была прорвана. Это также очень затрудняло для любого противника поиск эффективных вариантов передач.

Владение мячом.

Милан Сакки был динамичной командой, всегда стремящейся создавать пространство для продвижения к половине поля соперника. Синхронный характер их движений был результатом изнурительных тренировок, на которых главный тренер упорно трудился, чтобы обучить своих игроков своей совершенно иной философии. И было много новых идей, которые игроки могли принять: • Концепция зональной защиты — то, что позволяло Милану создавать численное превосходство, когда приходило время прессинга игрока с мячом; • Продвижение крайних защитников для придания глубины наступательным движениям, создания большего количества и лучших партнерств в атаке и предоставления возможности крайним полузащитникам перемещаться в центр; • Постоянное появление опорных полузащитников в более высоких зонах. Все эти действия были направлены на один и тот же центральный принцип: создать команду, которая будет контролировать матчи и, что важно, контролировать мяч. Для итальянской нации, почти одержимой оборонительным аспектом игры и привыкшей к тому, что наступательные действия ограничиваются всего несколькими игроками, стиль Сакки стал огромным сюрпризом.

Атакующая фаза.

Итальянские команды привыкли отступать и защищаться у своей штрафной. Культура либеро(одного защитника в позиции глубже, чем остальная часть линии защиты, который действовал как последний барьер между нападающими и воротами) все еще доминировала в чемпионате Италии. Однако в Милане Сакки строил оборону иначе. Задняя линия, обычно состоящая из Мауро Тассотти, Алессандро Костакурты, Франко Барези и Паоло Мальдини играла в линию, применяя прием искусственного оффсайда, и отвечала за продвижение мяча вперед. При этом защитники провоцировали своих противников покидать свои естественные зоны – прессинговать. Это создавало пространство выше для линии полузащиты из четырех человек, в центре которой были Франк Райкард и Карло Анчелотти. Они были первыми адресатами для передач, также были доступны крайние нападающие Роберто Донадони и Анджело Коломбо.

Использование флангов в 4-4-2 было необходимо для наступательной стратегии Сакки — не только для того, чтобы использовать всю ширину поля, но и для того, чтобы дать противникам больше поводов для беспокойства, чем они привыкли.

Донадони и Коломбо оба чувствовали себя комфортно, действуя с флангов, но они одинаково хорошо делали диагональные забеги вперед или смещались в центральные зоны, чтобы объединиться с товарищами по команде. Когда они это делали, создавалось пространство для крайних защитников, в частности для неистового Мальдини слева. Однако Сакки не был против вертикальной игры, и в лице Рууда Гуллита и Марко ван Бастена у него было два нападающих, достаточно сильных физических, чтобы выиграть много верховых мячей, и достаточно техничных, чтобы нести огромную угрозу, играя друг с другом. Опять же, именно Барези или Мальдини — два лучших техничных игрока в задней четверке — чаще всего играли напрямую на двух нападающих. Это давало команде Сакки преимущество при столкновении с командами, которые любили использовать высокий прессинг.

Защитная фаза.

Сакки активно пользовался правилом оффсайда, существовавшего тогда чуть в ином виде. Для него офсайд был не столько инструментом для защиты своей обороны, сколько первым шагом к восстановлению владения мячом и началу нового продвижения к половине поля противника. Он утверждал, что его команда должна использовать активный подход в защите, что привело к тому, что линия была установлена ​​высоко, далеко от ворот, которые защищал вратарь Джованни Галли. Этот ход, в соответствии с правилом офсайда, свел к минимуму любое продвижение противника. Когда Барези, лидер его защиты, давал команду, задняя линия поднималась как единое целое с намерением заблокировать игрока с мячом и оставить всех возможных принимающих в офсайде. Это способствовало возвращению мяча и началу контратак, которые часто приводили оборону противника в замешательство.

Используя эту тактику, Сакки убедил своих игроков, что лучший способ защиты — не бежать назад к своей зоне, а оказывать давление, которое сокращало полезное пространство для атаки противника. Таким образом, правило офсайда стало инструментом построения — или, как сам человек его описал, способом «атаковать атаку противника». Если команде противника удавалось преодолеть прессинг, защита падала и перестраивалась таким образом, чтобы отдавать приоритет защите центральных зон. Это ничем не отличается от того, как многие из лучших клубных команд мира реагируют на прорыв своего прессинга сейчас. Другим важным оборонительным аспектом построения Сакки 4-4-2 было использование двух оборонительных опорных точек в лице Райкарда и Анчелотти, которые гарантировали, что расстояние между линиями было настолько ограничено, насколько это было возможно. Инструкции тренера требовали, чтобы команда перемещалась по всем зонам поля коротким и компактным блоком без щелей. Цель всегда был одинаковой — облегчить возврат мяча и начать свою атаку.

Эту статью с сайта Coaches.voice я перевел, сжал и чуть добавил от себя. Советую почитать оригинал. Там ещё есть видео и часть про работу Сакки в сборной.

Мой канал о «Милане» - Навес Калабрии https://t.me/navesCalabrii.