Бубнов с поросёнком, давка в Лужниках, знакомство с Высоцким. Каким получился фильм о Фёдоре Черенкове
В конце октября в отечественном кинопрокате стартовал новый спортивный байопик «Федя. Народный футболист». Синопсис обещал вдохновляющую историю о легендарном полузащитнике московского «Спартака» Фёдоре Черенкове, а картину прогревало анонсами и теплыми отзывами футбольное сообщество, включая тренера сборной России Валерия Карпина.
Каким получился байопик игрока, сумевшего влюбить в себя миллионы и стать «народным» не по бумагам, а по сути?
Современный российский кинематограф давно освоил жанр спортивного байопика, постепенно перебирая биографии икон советского спорта и хайлайты спортивной летописи страны. Харламов, Яшин, Стрельцов, финал баскетбольного турнира Мюнхенской Олимпиады 1972, противостояние Карпова и Корчнова, а также истории других атлетов и драматические вехи спорта уже нашли свои воплощения на экранах. Дошла очередь и до Черенкова.
Творческая команда фильма - целиком из спортивной и футбольной среды: режиссером фильма стал гендиректор расформированной ныне Профессиональной футбольной лиги России Николай Акелькин, генеральным продюсером и автором идеи выступил председатель Высшего совета Федерации гандбола России и вице-президент Российского олимпийского комитета Сергей Шишкарев, над сценарием работал известный спортивный журналист Илья Казаков, к процессу съемок был привлечен Александр Бородюк и другие люди из мира футбола.
Фильм выстроен линейно и довольно ожидаемо поделен на главы: детство, юность, знакомство с будущей супругой, испытания в команде, сборной страны, семейная жизнь, стрессы и триггеры и, как следствие, ментальные проблемы.
Первая часть картины заметно провисает, и хоть события на экране воспроизводится документальные, показаны они очень схематично и излишне правильно: герои говорят плакатными фразами в духе сериалов телеканала «Россия 1» в клишированных амплуа. Мудрый футбольный аксакал Николай Старостин (актер Борис Щербаков) наметанным глазом сразу вычисляет будущий талант из толпы юношей на поле и отеческим наказом упрашивает строго снаружи, но доброго внутри Константина Бескова (актер Николай Фоменко), поведением больше подходящего на школьного физрука, нежели главного тренера «Спартака» и сборной, дать парню шанс. И в целом по фильму все время проговаривается словами гений Черенкова. Правда, 35-летний Станислав Румянцев очень убедителен и хорош в роли десятого номера красно-белых.
Сборы на футбольной базе больше напоминают пионерлагерь, а Бесков - строгого вожатого, который то и дело отчитывает нашкодивших пионеров. Игроки (чуть ли не главными заводилами постоянно выступают Ринат Дасаев и Сергей Родионов) подшучивают над тренером, нарушают режим, сбегают с базы, похищают у вахтера ключ от гардероба с костюмом, чтобы Федор мог отправиться на свидание. Во время поездки в электричке проигравшего в карты наказывают каким-то нелепым розыгрышем, а будущий самый одиозный комментатор страны Александр Бубнов ловит по вагону сбежавшего поросенка и вручает его пенсионерке.
Из удачных нефутбольных эпизодов - поход Федора на «Гамлета» с Владимиром Высоцким (его черты лица воссоздают с помощью технологии «дип фейк») в Театр на Таганке. Бард и актер был важной для Черенкова фигурой и ориентиром в жизни, но если не знать этого факта, то линия с Высоцким оказывается как бы брошенной, хотя и здорово, что авторы не стали фокусироваться лишь на футбольной специфике, а показали артефакты культуры эпохи застоя - Театр на Таганке, как и «Современник», был самими авангардным и прогрессивным очагом искусства позднего СССР.
К чести создателей, они не побоялись затронуть и самые болевые эпизоды в жизни футболиста.
Согласно логике картины, одним из ключевых триггеров для игрока стала давка в «Лужниках» в конце первого матча 1/16 розыгрыша Кубка УЕФА между московским «Спартаком» и голландским «Хаарлем» в октябре 1982 года.
Визуальное решение этой страшной трагедии становится, пожалуй, самой сильной метафорой в картине: сцены давки отзеркаливают на поле игроки «Спартака», забившие гол в самой концовке матча. Падающие под натиском толпы в лестничный пролет люди зарифмованы с телами игроков, в порыве радости накрывающие друг друга на поле. Это не просто эпизод из биографии Черенкова - всегда важно помнить, что по чьей-то вине и глупости люди заплатили за любовь к футболу жизнями.
Как антитеза трагедии, запоминается и другой фрагмент картины: ближайший друг и партнер по команде Сергей Родионов навещает Черенкова в психиатрической больнице и уговаривает того вернуться на поле. Федор подавлен депрессией и удручен. И вдруг с подачи товарища, разыгрывая «квадрат» с обычными мальчишками из соседнего двора, футболист словно оживает и возвращается к себе прежнему.
Создатели картины «Федя. Народный футболист» как будто пытались угодить всем - «Спартаку», болельщикам красно-белых, семье, друзьям и близким футболиста, тем более, в год юбилея и круглой памятной даты Черенкова. Как правило, а точнее всегда, такое желание понравиться и сделать героя байопика идеальным вредит фильму. Однако авторы картины сумели придерживаться золотой середины - фильм по большей части получился динамичным и захватывающим, немного комплиментарным, но не заискивающим.
Получился эдакий князь Мышкин от футбола - излишне правильный, почти святой. По многочисленным воспоминаниям, любимому футболисту миллионов и правда были присущи редкие по сегодняшним меркам качества не только для большой звезды - скоромность, незлопамятность, самокритика, умение сопереживать товарищам и даже соперникам.
Однако не понятно другое: почему отечественные кинематографисты так боятся показать футболиста, хоккеиста или другого спортсмена живым человеком? Ошибаться, совершать необдуманные поступки, получать травмы, пролетать мимо турнира всей жизни - часть карьеры любого профессионального спортсмена. И талантливый байопик о реальном, а не вымышленном человеке, эти штрихи к портрету только украсят.
В моем самом любимом фильме о спортсмене («Самый счастливый день в жизни Олли Мяки») главный герой вообще проигрывает важный бой и просто... уезжает назад в свою деревню, женится на любимой девушке, с которой проведет остаток жизни. И этот финальный твист (к слову, абсолютно реальная история финского боксера в легком весе) делает картину из рядовой выдающейся, выходящей за рамки жанра кино про парня, который выиграл бой жизни и все медали в придачу. Все мы любим футбол, но всегда есть вещи в жизни важнее футбола. И об этом не стоит забывать ни во время матча, ни при съемках очередного спортивного фильма.
Очевидно, что Федор Черенков не был обычным футболистом ни в жизни, ни на поле. И о его судьбе мог получиться действительно тонкий в своем высказывании фильм, а получился просто еще один, очень симпатичный, но все же очередной спорт-байопик.
Подписывайтесь на телеграм-канал и приходите на кинопоказы киноклуба «Кислород» в Сочи: https://t.me/kislorod_kino
Кадры из фильма: Кинопоиск