Трибуна
11 мин.

«Барселона» разгромила «Реал» 4:0 в класико. Как?

Вова Прасолов – про тактические детали яркого класико.

«Барселона» разгромила «Реал» (4:0) в первом класико сезона на «Сантьяго Бернабеу». Каталонцы прервали беспроигрышную серию команды Анчелотти из 42 матчей и не позволили повторить собственный рекорд (при Вальверде было 43).

При этом если отбрасывать крупный счет и большое количество эмоций, то в матче было много интересных тактически деталей, которые оказали ключевое влияние на ход встречи.

«Реал» испытывает серьезные проблемы без мяча: команда Анчелотти проваливается в прессинге

Высокое давление – далеко не самая характерная черта для команд Анчелотти. Итальянец не стремится к оябзательно высокому проценту владения мячом и быстрому ваозврату после потери.

При этом в класико мадридцы показали свой один из самых интенсивных в плане прессинга матчей  сезоне (PPDA = 7.4). По итогу «Реал» создал себе этим больше проблем, чем извлек пользы. Как это работало?

Без мяча команда Анчелотти переключалась между двумя режимами. Первый – прессинг в структуре 4-4-2 со стремлением плотно встречать игроков «Барселоны» при розыгрышах от ворот.

Второй – оборона уже ближе к своей штрафной восьмеркой футболистов. Без мяча Беллингем опускался на правый фланг в линию. Мбаппе и Винисиус оставались в высоких позициях. Во-первых, из-за своей привычной пассивности без мяча. Во-вторых, из-за стремления хозяев использовать качества своих атакующих игроков у чужих ворот (об этом ниже).

При этом режим прессинга включался чаще, чем это обычно происходит у команды Анчелотти, что отчасти удивляло (особенно против соперника типажа «Барсы»). Как это вредило команде Анчелотти?

Вот характерный эпизод: хозяева расставляются в свою структуру давления, Тчуамени и Вальверде занимают более высокие позиции с целью плотно встречать Касадо и Педри. В результате свободу между линиями получает Фермин Лопес.

Тчуамени и Рюдигер это замечают и указывают на свободного игрока «Барселоны». В конечном счете на него выдвигается Милитао. Сзади остается соотношение 3 в 3 (численное равенство обычно в пользу атаки).

Подобные ситуации возникали регулярно. Также периодически к ним добавлялись индивидуальные ошибки в действиях хозяев, что только осложняло ситуацию.

Вот несколько характерных моментов. Здесь Милитао и Рюдигер (оба центральных защитника) выдвигаются за Левандовским и  Фермином. В результате за их спинами образуется свободное пространство, куда вбежит Ламин Ямаль. Эпизод закончится опасным моментом «Барсы».

Здесь снова агрессивная (в плане выдвижений, не в смысле грубости) манера игры защитников «Мадрида» приводит к большому свободному пространству за их спинами. Так Рафинья получил больше пространства и возможностей в завершающей стадии.

«Барселона» наказывала «Реал» именно за такие ошибки: вертикальный стиль Флика отлично наложился на плохой прессинг соперника

Когда возникают разговоры об игровом стиле команд, то включается субъективный фактор (кому что нравится). В таких ситуациях зачастую бывает сложно объективно оценить чью-либо правоту.

При этом в рамках любого стиля можно обсуждать качество исполнения стартовых задумок и игровых принципов. По конкретному матчу можно констатировать, что «Реал» не справился в своих попытках высоко прессинговать: команда Анчелотти часто проваливалась в давлении  это сыграло ключевую роль в пропущенных мячах.

В первом голе проявились сразу несколько факторов. Во-первых, пассивность Мбаппе в игре без мяча: не помешал Касадо продвинуться с мячом и фактически выключился из эпизода. Во-вторых, стремление центральных защитников действовать в проактивной манере: Милитао выдернулся за Рафиньей, что оголило зону для Левандовского.

Здесь на Рафинью активно выдвинулся уже Лукас Васкес. По цепочке осталась свободной зона на фланге. Туда пришлось смещаться Беллингему. Милитао также был вынужден уйти ближе к флангу, из-за чего осталась большая зона между двумя ЦЗ «Мадрида» – Левандовски завершил именно из этой зоны.

Чем больше становился отрыв в счете, тем смелее приходилось действовать мадридской команде. Поэтому рискованные ситуации возникали еще чаще. Здесь снова опасное соотношение сзади с печальным для «Реала» исходом.

Тут в очередной раз «Барселона» воспользовалась свободным пространством за спинами защитников «Мадрида». Добавим к этому фактор исполнителей: Иньиго Мартинес отлично делает подобные длинные передачи с рабочей левой, Рафинья здорово открывается на свободном пространстве.

Еще один показательный пример: Милитао выдергивается со своей позиции, проигрывает борьбу – «Барселона» получает возможность развить атаку на свободном пространстве.

Здесь важно понимать, что проблема не в высоком прессинге или высокой оборонительной линии в принципе. Проблемы появляются тогда, когда команда недостаточно качественно действует в данной фазе. Если все работает слаженно, то плюсы значительно перевешивают минусы. В этом можно убедиться на примере Флика.

«Барселона» поймала «Реал» в офсайд 12 раз: почему каждый раз повторялось одно и то же?

Ханси Флик уже дал понять, что будет играть в свой футбол против любого (даже самого опасного) соперника: интенсивный прессинг и высокая линия обороны будут всегда.

Логичным следствием такого стиля становится большое количество попаданий в офсайд у соперника (сейчас у «Барсы» рекордные показатели в историческом масштабе). При этом важно понимать, что это не основная цель, а именно следствие стиля. То есть главная задача – высокий прессинг. Попадания соперника в офсайд просто являются закономерным продолжением такой манеры игры.

«Реал» попался на этом целых 12 раз. У одного Мбаппе – 8 штук (антирекорд последних лет). Все это подталкивает к выводу, что «Барселона» умело использовала офсайдную ловушку, а «Реал» неоднократно совершал одни и те же недочеты.

Это верно, но не полностью. Потому что далеко не во всех эпизодах можно было проследить целенаправленные попытки загнать соперника в положение вне игры.

Например, здесь расположение корпуса Кубарси показывает, что Пау явно нацелен на то, чтобы следовать за Мбаппе, а не создавать искусственный офсайд.

Аналогичная ситуация в данном эпизоде. Скриншоты не дают полного представления, поэтому для более наглядной картины лучше смотреть эпизод в динамике, но основной посыл понятен.

Какой из этого можно сделать вывод? Далеко не все моменты «Реала» (из офсайда) были случайными. Они возникали из похожих по типологии ситуаций и вполне могли завершаться опасными моментами без попадания в офсайд.

В чем заключалась эта типология? В первую очередь манера игры «Барселоны». Команда Флика использовала привычную структуру, где вингеры начинают давление на центральных защитников, а форвард и десятка перекрывают центральную зону и опорников соперника.

Ситуативно «Барса» могла переходить на 4-4-2, где выше располагались не вингеры (Рафинья и Ямаль), а Левандовски и Фермин, но базовые принципы прослеживались всегда.

Высокая линия обороны присутствовала в любых режимах. Это приводила к ситуациям, когда «Реал» целенаправленно пробовал пользоваться потенциальной уязвимостью каталонцев. Здесь Кунде ушел на фланг за Винисиусом, Кубарси выдвинулся на Камавинга. В результате свободная зона образовалась для Мбаппе.

«Реал» привычно делал большой акцент на игру через левый фланг (48%): Винисиус комбинировал более центральное расположение и стартовую широкую позицию. В таких ситуациях для помощи Кунде часто опускался Касадо.

Первый незасчитанный мяч «Мадрида» также стал следствием типичной атаки. Сначала игрокам «Реала» удалось не попасть в офсайд: Милитао не забросил за спину, а сделал диагональ на фланг (достаточно эффективный прием против высокой оборонительной линии). Дальше уже классическим образом эпизод закончился попаданием во вне игры.

Здесь важно еще раз проговорить то, что «Барселона» в любом случае превзошла соперника в данной фазе: 12 офсайдов – совсем не случайная цифра. Но также важно понимать, что «Реал» не был безнадежен в атаке, а 4 созданных явных голевых момента (против 6 у «Барсы») тоже о чем-то говорят.

Если бы «Мадрид» смог забить 1-2 мяча (против четырех у «Барселоны»), то картина была бы более объективной.

В концовке «Реал» пытался спастись, но изменить ситуацию кардинально не удалось: в структурном плане сохранялись те же проблемы, которые только усугублялись из-за необходимости еще больше раскрываться из-за счета.

Выход Модрича помог оживить атаку «Реала». Если честно, то ждал хорвата еще в старте: Лука очень хорошо разбивает чужое давление, что могло помочь против прессинга Флика.

В результате даже за полчаса Модрич сумел стать лучшим в матче среди игроков своей команды по очкам ожидаемой угрозы с игры (0.17). Обострял, как, например, в этом эпизоде. Но к серьезным изменениям в матче это не привело.

***

«Барселона» заслуженно побеждает в класико и заканчивает фантастическую для себя неделю (с тремя разгромными победами и общим счетом 13:2). Главный итог этого периода – Ханси Флик готов следовать своим игрвым принципам даже в самых рискованных ситуациях против топ-соперников.

«Реал» провел плохой матч в плане реализации конкретного игрвого элемента (фаза без мяча, в попытках прессинговать). Это и стало ключевой причиной разгрома. При этом в атке команда Анчелотти все-таки могла добиться большего.

Теперь у многих букмекеров меняется фаворит на поеду в Ла Лиги. В любом случае сейчас нет смысла с серьезностью размышлять о победителе всего чемпионата. Просто фиксируем, что на данный момент у команды Флика есть более четкое понимание того, как она играет и добивается положительного результата.

Мой телеграм-канал (здесь еще больше футбольной тактики).