Режиссер фильма «Федя. Народный футболист» Николай Акелькин рассказал как снимали кино про Федора Черенкова
Все ближе премьера фильма «Федя. Народный футболист» о судьбе легендарного спартаковца Федора Черенкова.
Футболисты сборной России уже успели увидеть предпремьерный показ, мы же перед выходом фильма в широкий прокат решили узнать подробности о нем и пригласили в гости в студию «Красно-Белого Подкаста» Николая Акелькина, режиссера и сценариста фильма «Федя. Народный футболист».
Видеоверсия разговора:
Доступна также на Дзен, RuTube, YouTube, VK и в аудиоформате.
А для тех, кому удобнее читать, чем смотреть или слушать подготовлена эта текстовая версия.
Идея фильма и замечание Анастасии Черенковой
- Николай, расскажите, как пришла идея снять такое кино?
- Идея пришла нашему генеральному продюсеру фильма Сергею Николаевичу Шишкареву.
Федор Федорович Черенков - его любимый футболист. Он фактически на нем вырос, и давно ходил с идеей, чтобы возродить память о нем, чтобы такого гениального футболиста и хорошего человека помнили. Потому что когда легенды уходят, память постепенно стирается, появляются новые кумиры. Он просто хотел дать новую жизнь Федору Федоровичу, чтобы его не забывали, потому что мы должны помнить о наших легендах.
Ему пришла эта идея в голову. Он поделился со мной и с Ильей Казаковым идеей снять фильм. Мы договорились, что поработаем над сценарием, и если он устроит, будем двигаться дальше.
- Когда снимаешь такое кино, первое, что приходит в голову - это, конечно, близкие Федора Федоровича: выйти с ними на связь, пообщаться, восстановить какие-то моменты. Как это происходило? Это был начальный этап работы?
- Да, мы встречались и с Сергеем Юрьевичем Родионовым. И самое главное, мы встречались с Настей Черенковой, с которой мы сейчас уже просто друзья. Многие из нашей группы подружились с Настей. Мы показали ей сценарий. Это было очень волнительно, когда ты показываешь сценарий не болельщикам, не друзьям, а именно дочери-кровиночке. Мы отдали ей сценарий. Она три дня не выходила на связь. Потом написала СМС: «Николай, я три дня проплакала».
- Это было хорошим сигналом?
- Сначала я испугался, думал: ну все, что-то не так. А она говорит: «Вы знаете, я читала и видела папу в этом сценарии. Я увидела, что это про папу, поэтому это меня очень сильно зацепило».
Был такой смешной момент. Она говорит: «У меня есть одно замечание по сценарию». Я говорю: «Какое»? Она: «Вы знаете, в сценарии есть родственники, которые приехали к нам в гости. Вы пишите, что они из Рязани, а они из Тулы». Мы переписали, раз Анастасия обратила внимание на этот момент. Не открою большого секрета, мы пригласили ее, чтобы она сыграла одну из ролей. Она сыграла родственницу Черенкова. В одном моменте она сидит рядом со своей киномамой и с маленькой Настей в сцене когда они пришли на футбол в «Лужники», этот момент есть в фильме.
Фильм на самом деле не про футбол
- Когда я смотрел трейлер, завирусившийся сейчас в Сети, у меня в какой-то момент побежали мурашки. Потом пересматривал при подготовке к нашему разговору, и снова такой же эффект. При том, что я видел по комментариям, что не во всех болельщиков трейлер «попал на 100%». Но лично у меня было приятное впечатление от того, как все снято, смонтировано. Такое редко бывает со мной, честно скажу.
- Спасибо. У трейлера есть особенности. Нам необходимо привлечь зрителя в кино, и там любой кадр длится долю секунды. В трейлере, к сожалению, не показать, как мы снимали футбол, это все можно будет увидеть уже непосредственно на экране. В трейлере не передать всю историю. Мы отразили в трейлере моменты которые посчитали необходимыми и те, которые, как нам показалось, зацепят не только болельщиков «Спартака» или любителей футбола, но и более широкую аудиторию. Потому что фильм на самом деле не про футбол. Футбола в фильме много, но это фильм о человеке. О судьбе человека, о его отношениях с семьей, о его большой любви, о большой дружбе, о взаимоотношениях внутри команды, о его наставниках Константине Бескове, и Николае Петровиче Старостине. Всего в трейлере не отразишь, но мы постарались его сделать таким ярким, чтобы привлечь внимание. Надеюсь, многим понравилось.
- Что было самым сложным в съемках? Какие трудности приходилось преодолевать?
- Я не запомнил каких-то сложностей. У нас было 74 смены. Это очень много. Много было смен по съемке футбола. Но сложилась такая команда: съемочная группа, актеры, ребята-футболисты, с которой было просто здорово работать. Все приходили как на праздник, потому что все заразились этой идеей. Даже те, кто не знал, кто такой Фёдор Фёдорович, по итогам съёмок стали просто влюблены в этого человека. Там не все были болельщиками «Спартака», но все клубные пристрастия отошли в сторону. Потому что Фёдор Фёдорович — это, наверное, единственный человек, которого любили и уважали болельщики разных клубов, относились к нему вне его принадлежности к «Спартаку». Каким-то образом этот скромный человек смог достичь такого статуса, когда болельщики ЦСКА, «Динамо» (Киев), «Нефтчи» и других команд относились к нему с уважением, любили его, любили смотреть, как он играет в футбол.
- Отсюда и название фильма: «Федя. Народный футболист»?
- Да.
Ничего выдумывать не надо. Всё уже написано.
- Не было ли страха, что, фильм не получится? Есть много фильмов о футболистах. И про Льва Яшина, и «В созвездии Стрельца». Но, например, фильм про Льва Яшина для того, кто не глубоко знаком с его биографией скучноват. Этакая художественная документалистика получилась. А другие фильмы, например, «Легенда №17», наоборот, получили критику за то, что ради увеличения интереса добавили в сюжет различные детали, которых не было на самом деле. Например, как хоккеисты в качестве тренировки висели на проводе. А вы как выходили из ситуации и решали это противоречие?
- «Легенду №17» снял Николай Лебедев. Я у него учился, он - мастер моего курса. И он выступил художественным руководителем фильма «Федя. Народный футболист», помогал советами, направлял в нужное русло. Что касается «были ли сомнения»? Отвечу: «Нет»! Потому что сценарий, который мы с Ильей Казаковым написали, мы давали читать очень многим. И люди реально плакали. Просто потому, что судьба Федор Федоровича кинематографична. Герой не кинематографичен, он достаточно скромный, застенчивый, в быту такой человек-невидимка. Это на поле он преображался. А вот его трагическая судьба сама по себе такова, что ничего выдумывать не надо. Всё уже написано. Всё есть. Эта драма со сборной, когда на важные турниры он не попадал в состав. Эта драма, когда заняли 3 место на Олимпийских играх. Он еще молодой, только что ворвался в советский футбол.
- Элемент трагедии уже здесь виден.
- Не было сомнений, потому что все делалось с большой любовью и уважением. А когда ты что-то делаешь с любовью, не как ремесло, не просто ради того чтобы что-то сделать, тогда есть энергия, которую должен почувствовать зритель. Энергия нашей любви к этому проекту и к нашему герою.
- В трейлере было видно, что футбол снят с поля, и в слоу-мо и с прочими эффектами. Но, как я понял, это лишь часть из того, что есть по съемкам футбола.
- Повествование в нашем фильме встроено таким образом, что иногда мы хотим, чтобы зритель был рядом с нашим героем, а иногда чувствовал то же, что чувствует герой. Мы иногда даже попадаем в Федор Федоровича, и показываем его субъективный взгляд. Поэтому мы хотели чтобы зритель был участником событий на футбольном поле. Так снят не весь футбол. Там, где это необходимо, мы рядом, прямо на поле. Есть другие фрагменты. Есть финальный матч фильма «Динамо» (Киев) - «Спартак» 1987-го года, где «Спартак» выиграл 1:0 и единственный мяч забил Федор Черенков, там мы уже больше показываем команды, стили игры команд. «Спартак» накоротке, паутинки плетет свои.
- Кружева знаменитые.
- Да. А «Динамо» размашисто играет, с диагоналями, широко. Давление. Прессинг. Силовой футбол. Здесь мы уже показываем противостояние двух лучших команд Советского Союза. Их стили игры, вне всякого сомнения, отличались. Я бы даже назвал это философией игры. У «Спартака» своя философия, у «Динамо» (Киев) своя философия была. Было интересно смотреть такой футбол. И мы постарались для зрителей чуть-чуть показать эти особенности. Там камера порой снимает издалека и будут высокие планы.
- Просто мы привыкли смотреть футбол либо сверху с трибуны, либо с камеры с бровки. И просмотр сцен фильма, когда футбол снимается с поля, когда камера идет за футболистом, вызывает непривычные ощущения у болельщика: «какой-то странный ракурс». После 25 лет смотрения классического футбола с трибун и по телевизору — непривычно.
Кастинг. Он все видит.
- Роль Николая Петровича Старостина в фильме исполняет Борис Шербаков. Расскажите, как проходил кастинг, как отбирались актеры и как проходили согласования?
- Мы просмотрели очень много актеров, было очень много проб, и главным было чтобы для актер попал в нашу историю, чтобы сложился ансамбль.
Очень многие удивляются Николаю Фоменко в роли Константина Ивановича Бескова с учетом бэкграунда Николая.
- Я удивился, честно скажу.
- В комедийном жанре он очень много присутствует, но я могу сказать, что он сделал интересного Бескова. Получилась абсолютно некомедийная история. Это очень жесткий, целеустремленный тренер, который знает, что он делает, который контролирует команду, который где надо поддавит или отпустит.
Или роль Николая Петровича Старостина. Когда Борис Васильевич зашел в помещение, где должны были проходить пробы, я увидел, что это Старостин. Мудрый, смотрящий сквозь тебя...
- Умудренный опытом жизни человек
- И когда мы обсуждали роль, я Борису Васильевичу рассказал следующую историю. Иногда, когда у «Спартака» дела идут не очень, болельщики вывешивают баннер: «Он все видит». Я говорю: «А кто все видит? Все видеть может только Бог. Бог-основатель. По сути Старостин и является такой фигурой, он основатель «Спартака», он Бог этого мира, который он создал». И мы строили роль в какой-то степени отталкиваясь от этого. Бог же не вмешивается в ежедневном режиме, он наблюдает, и только когда что-то идет совсем не так, корректирует. И вмешивается лишь в самый необходимый момент. И вот мы нашли это зерно роли, и мне кажется, Борису Васильевичу удалось это передать. У него какая-то бешеная харизма, обаяние и интеллигентность, которая была присуща и Николаю Петровичу. Может быть, внешне он не очень похож, но, как мне кажется, в кинематографе главное показать суть героя, его внутренний мир. Надеюсь, что нам это удалось. Понятно, что у каждого свой Бесков, у каждого свой Старостин, у каждого свой Черенков. У меня куча друзей, и мы, когда что-то обсуждаем мы мир-то по-своему видим. Вот мы, наша творческая группа, нашла своего Старостина, своего Бескова, своего Черенкова. И мы постарались об этом рассказать.
- А Федор Федорович? Как на ваш взгляд, как режиссера, удалось передать его?
- Здесь начну немножечко издалека. Мы изначально не хотели медийного актёра, у которого за плечами куча ролей, которого зрители будут ассоциировать с предыдущими ролями. Нам нужен был относительно «чистый лист», чтобы прошлое не мешало восприятию героя, восприятию наших задумок. Провели огромную работу по поиску актера.
- Самый сложный кастинг?
- Да, это самый сложный кастинг. Было порядка 60-80 только тех, кто приходил на кастинг, не говоря про видеопробы. И всегда чего-то не хватало. То слишком харизматичный, то брутальный, то еще что-то. А надо было показать застенчивость Федора Федоровича, доброту, наивность. И Стас Румянцев подошел. Он пришел на первый кастинг, мы посмотрели, и мне, в принципе, понравилось. Он хорошо разобрал роль. Уехал. Я долго думал, сомневался. Пригласили его еще раз повторно, и уже все, попадание! Мы с ним обсудили, какой должен быть герой. И в момент обсуждения я ему говорю: «Понимаешь, мне нужен Черенков. Нужно, чтобы ты прожил это время, когда мы будем снимать, стараясь быть на него похожим даже вне съемочного дня. Вот когда, например, осветители разбирают железо, грузят, Федор Федорович бы не прошел мимо, он бы начал помогать. Потому что это такой человек. И мне нужен актер, который будет чувствовать так. Чтобы он был им».
- Гонорар за съемки никому не просили его отдавать?
- Нет, тут, я думаю, он сам разобрался, в семью, детям. И Анастасия Федоровна, она когда Стаса увидела в роли Федор Федоровича, посмотрела и говорит: «Мне кажется, он даже как папа ходит». Ей так понравилось! Она такая: «Папа, папа»!
- Даже так? Ого!
- Но опять же, у каждого из нас Черенков свой. Мы его по-своему видим.
- А как чисто технически проходит кастинг? Чтобы взяли Станислава, он должен был на приехать на пробы и что-то прочитать или какую-то сцену сыграть?
- Да. Мы высылали сцены. Всем одни и те же. Порядка пяти сцен я выбрал, которые, как мне показалось, отражают характер, и в которых я могу увидеть, сможет актер в тех или иных моментах соответствовать герою или нет. Направляли. Люди готовились. Приходили. Понятно, что мы не могли взять двухметрового блондина или кого-то слишком низкого роста. В антропометрических параметрах искали. Еще важно было, чтобы человек был спортивно подготовленный, хотя бы минимально, потому что фильм о футболе.
- Чтобы он комплекцией напоминал?
- Хотя бы чтобы это был спортивный человек, и желательно, чтобы он неплохо играл в футбол. Это не главное, конечно, для актера на главную роль, но тем не менее.
- Приходилось ли его дублировать?
- Конечно, расскажу об этом. У нас в футбол играли профессиональные футболисты.
- Из «Спартака»?
- В том числе и из «Спартака». Потому что я по-другому не могу. У меня профдеформация. Я когда вижу, как непрофессионалы играют в футбол, а мы это снимаем, видим не спортивные ноги, например, неправильный прием мяча, меня это коробит и выбрасывает. Поэтому здесь мы постарались привлечь профессионалов, чтобы все было похоже.
- Можно раскрыть какие-то фамилии?
- Дублера Федора Федоровича у нас играл Роман Воробьев, он в «Сатурне» играл, при Хиддинке пару раз в сборную привлекался, питерский воспитанник. Были братья Голышевы. Может быть помните, Павел, он не заиграл в «Спартаке» при Карпине. Его брат Дима, тоже воспитанник «Спартака». Вообще очень много пацанов было, которые прошли академию «Спартака».
- Имени Федора Черенкова, кстати.
- Да, имени Федора Черенкова. Для них это не пустой звук.
- Если люди - спартаковцы в душе, для них это должно быть за честь.
- Конечно. И они работали на совесть по 12 часов. А что такое 12 часов играть в футбол во время съемок? Это очень тяжело. Я не представляю, как они выдержали. Мы их готовили, тренировались порядка четырех месяцев. У нас был тренер по физподготовке, у нас был тренерский штаб. Бородюк Александр Генрихович возглавлял все это дело. Он консультировал нас, направлял футболистов, чтобы было похоже на футбол тех времен. Андрей Черниговский помогал ему в разработке схем. У нас была серьезная подготовка. И когда они это прошли, их можно было заявлять во второй дивизион, эта наша банда вполне где-то вверху была бы.
- Прикольно было бы если после съемок фильма действительно команду оставили и заявились.
Ветераны «Спартака»: Ребята, мы вам очень не завидуем
- Сколько времени длилась работа над фильмом?
- Над сценарием активно работали порядка шести. Понятно, он потом дорабатывался. В феврале 2023 года начали готовиться. В июле уже вошли в съемочный период. 4 июля у нас была первая смена.
- На ВДНХ?
- Да. И закончили мы 27-го октября. Дальше монтаж, работа над графикой, звуком. Вот вчера сидели до ночи, озвучкой футбола занимались, чтобы интересно было зрителям смотреть. Ищем необходимые звуки, чтобы все не только выглядело, но и звучало хорошо.
- Были ли какие-то моменты биографии Федора Федоровича, которые по тем или иным причинам не попали в фильм, но зацепили вас?
- Да, у нас была сюжетная линия... Мы сняли эту линию, но, к сожалению, она ушла под нож, потому что фильм и так два часа а был бы больше. Но это уже тяжело для зрителя. Это линия отношения Федора Федоровича к Владимиру Семеновичу Высоцкому. Ни для кого не секрет, что это один из любимых бардов, поэтов, музыкантов Федора Федоровича. И так вышло, что во время Олимпийских игр в день рождения Федор Федоровича умер Владимир Семенович. Черенков узнал об этом, и это его выбило из колеи. Говорят, он долго практически не праздновал свой день рождения из-за того, что Высоцкий умер именно в этот день. Поэтому он не любил свой день рождения. У нас была снята эта история, но, к сожалению, не вошла в фильм. Я надеюсь, если всё пройдёт удачно, может быть, ещё что-то доснимем и сделаем сериал, и туда очень много интересного материала войдёт. Действительно это было потрясение, и может быть, это потрясение и не позволило Черенкову сыграть в матче с ГДР в полуфинале на своем уровне. Проиграли 1:0. Тогда практически половину голов сборной он забивал на той Олимпиаде. Возможно, это тоже повлияло как-то.
- Анастасия Федоровна как-то повлияла на сюжет фильма? Подправляла что-то? Вы сказали в самом начале, что она попросила подправить фрагмент с родственниками, а еще какие-то правки были со стороны семьи? Или, может быть, со стороны ветеранов, когда вы давали им почитать сценарий? Какие-то важные ремарки: «Снимайте вот так, а так ни в коем случае.
- Анастасия больше давала некую эмоцию, как она хотела бы, чтобы чувствовался фильм. И мы старались этому соответствовать. Что касается ветеранов «Спартака» и тех, кто знал Федора Федоровича, они, когда мы им рассказывали про фильм говорили: «Ребята, вы на себя такую ответственность берете! Мы вам очень не завидуем». Такой посыл был, что очень аккуратно надо, с любовью действовать. Мы это чувствовали и старались как-то перенести на площадку.
- Критики от них не было?
- Нет, критики не было. Наоборот, все говорили: «Здорово, что снимаете фильм, и надо больше таких фильмов о таких людях». На презентации фильма были и Ринат Дасаев, и Сергей Родионов, и Анастасия Черенкова. Все они поддерживают фильм.
- Кстати, Ринат Дасаев и актер, который его играет сталкивались друг с другом?
- Да, «Спартак» регулярно приглашает наших актеров на матчи команды. Артем Черкаев сыграл Дасаева, и у них есть совместное фото. Он потом рассказал: «Я боялся подойти, это же настоящий Дасаев»!
Парни все прониклись, каждый перечитал все, что только можно было о своих героях. Все старались.
- Хорошую тему затронули. Как актер готовится? Допустим, роль Станислава, сыгравшего Федора Федоровича. Он читал книжки? Наверняка знакомился с семейными фотографиями? Общался с Анастасией? Она вводила в курс дела, как и что было в деталях? Хотя это, наверное, не нее задача, но может быть, как-то дополняла общую картину?
- У них свои секреты подготовки. Конечно же, все, что в открытом доступе есть, необходимо изучить. Любой хороший актер должен проделать определенную работу, посмотреть всю хронику, все интервью, которые есть, что-то почитать, выделить для себя главные черты характера героя. Все работали. Артем Черкаев, сыгравший Дасаева, читал книгу о нем, Белоцерковский, который у нас играл, Гаврилова тоже пересмотрел все с Юрием Васильевичем. Более того, они даже на каких-то турнирах пересекались вместе, играли в футбол до этого. И он говорит: «Я никогда не думал, что сыграю Гаврилова»!
- Он, по-моему, из всех актеров внешне больше всего похож на футболиста, которого играет.
- Внешне похож, только Юрий Васильевич был поджарый очень, как тростиночка, а Дима Белоцерковский поплотнее. Я думаю, здесь главное передать характер героя. Ну а уж шутки Гаврилова! Все спартаковские болельщики знают его острый язык.
- Ещё бы! На нашем канале есть подкаст с Юрием Васильевичем Гавриловым. Он нас уже на третьей минуте разнес.
- У нас в фильме пасхалочки заложены, где оригинальные шуточки вставлены. Хорошо интегрировано.
Два гола для фанатов футбола
- Вы работали генеральным директором Профессиональной Футбольной Лиги. Как этот опыт вам помог в создании подобного проекта?
- Когда группа спрашивала: «Сколько ты готовился к фильму, к материалу»? Я говорил: «Вы знаете, я готовился 18 лет». На самом деле больше, потому что я с детства занимался футболом, играл в городской команде. Не заиграл, и слава Богу, такие футболисты не нужны. До 16 лет пробегал, потом всю жизнь играл в футбол на любительском уровне и работал в Профессиональной Футбольной Лиге. Конечно, этот опыт помогает, потому что когда человек начинает снимать то, о чем он слышит в первый раз, даже если он проведет хорошую подготовку, ему все равно будет тяжело. А я прекрасно понимаю как ведут себя команды в раздевалке, как тебя может засадить тренер, как играют в футбол, как правильно принимать мяч, как наносить удар.
- Что там в кабинетах происходит...
- У нас все больше на футбольном поле происходило, кабинетных историй в фильме практически нет. Конечно, очень помогало то, что я в материале, что я футбол понимаю и знаю изнутри. Плюс такие консультанты, как Александр Генрихович Бородюк. Когда где-то что-то не так, он подойдет: «Так не играли. Так передачу тогда не отдавали. Так не надо».
- Это косметические штришки, но они необходимы.
- Конечно. Чтобы зритель верил, надо было правильно снимать. Насколько удалось - это зритель оценит, но мы старались, чтобы все соответствовало.
- Когда мы записали выпуск с Леонидом Федоровичем Трахтенбергом о Бескове в комментариях к видео зрители разбирали «по косточкам» все сказанное уделяя внимание даже мелочам, а тут наверняка вообще каждый кадр будут разбирать и будут выходить длинные посты: эта деталь - фактическая ошибка, этого футболиста не было в этом матче и так далее.
- Именно для этого мы в фильме воссоздали два гола Федора Федоровича. Это гол на «Маракане», забитый в ворота сборной Бразилии и гол в ворота Франции в 1980-м году. 1:0 мы выиграли в «Лужниках». Они восстановлены один в один.
- Траектория полета мяча, удар, все-все?
- Мы очень щепетильно подошли: как передачу отдал, как мяч летел и прочее-прочее. Мы сделали это для того, чтобы зритель понимал, что мы всё видели, мы всё знали, и мы можем все воссоздать. Но иногда этого не нужно, потому что все-таки это художественный фильм и где-то хочется сделать ярче. Футбол прекрасен сам по себе, надо идти на стадион и там его смотреть. Мы все особенности знаем, но где-то умышленно от них отходили. А для фанатов футбола - эти два гола, можете сидеть, сравнивать.
- Конечно, важно чтобы при этом фанат мог и со своей женой, с девушкой прийти и ей тоже было интересно. На нашем канале среди нашей аудитории есть огромное количество экспертов, которые под микроскопом будут этот фильм рассматривать и, конечно, будут сравнивать до миллиметра. Вот пища для изучения — эти два гола.
Футбол снимать очень невыгодно
- Кроме сюжетной линии про Высоцкого, что не получилось? Может были какие-то идеи, которые не удалось реализовать? Может быть, что-то зарубили в самом начале, когда над сценарием работали?
- Я про сценарий сейчас не скажу, потому что это постоянная работа, что-то пишется, что-то в корзину удаляется. Но мы сняли все, что планировали. У нас не было ни одного дня досъема. Как подготовились - так все сняли. Сложно сказать, что не получилось, мне материал нравится.
- Это же ваше детище.
- Не только мое, кино - это коллективный вид спорта. Понятно, что-то можно было сделать лучше, более тщательно.
- Так можно до бесконечности любой проект вылизывать и вылизывать.
- Этот фильм можно назвать спортивным блокбастером?
- Я думаю, да, потому что у нас футбол снят достаточно динамично, временами как экшен. Это такой спортивный блокбастер, но в котором присутствует и человеческая драма.
- В российском кино это перспективная ниша? Я сейчас не конкретно об этом фильме, а вообще. Потому что фильмов о футболистах не так много. Про Стрельцова, про Яшина, я только штук пять смогу сходу назвать.
- На самом деле большие продюсеры говорят, что футбол снимать очень невыгодно.
- Потому что аудитория узкая?
- Узкая аудитория, затраты очень большие, и очень тяжело отбить их. Но у Сергея Николаевича Шишкарева главная задача была, в том, чтобы мы сделали кино про Федора Федоровича. А все остальные задачи, уже прикладные. Понятно, он бизнесмен, и всегда нацеливает в том числе и на финансовые результаты.
- То есть это меньше коммерческий проект, нежели кино с целью увековечить в веках Черенкова?
- Это в том числе коммерческий проект, но в первую очередь это фильм, который позволит вернуть Федора Федоровича к жизни.
Недавно, после выхода трейлера Настя (Черенкова) прислала голосовое сообщение. У нее в голосе слезы, она говорит: «Папа живой! Очень много людей позвонило, и у меня ощущение, что папа ожил, что он рядом, что его помнят, что его любят». Главное, вернуть Федора Федоровича в информационное пространство. Может быть плохо так говорить, но для многих молодых болельщиков, это просто игрок на букву «Ч». Я уже слышал, что лучший десятый номер «Спартака» - это Промес, ещё кто-то. Да, они кумиры сегодняшнего дня. Но постепенно забывается, что был десятый номер - Черенков. И до сих пор никто не сыграл больше него за этот клуб.
- Больше того, непонятно сможет ли кто-то сыграть больше.
- Преданность и верность команде зашкаливали. Небольшая командировка во Францию - это просто какая-то ошибка была. Все уезжали - и мы поедем.
- На самом деле болельщики-то не забывают. На трибунах сейчас постоянно висит баннер с Черенковым.
- Это мы совместно со «Спартаком» делали День Памяти Черенкова. Как раз первый домашний матч в сезоне был. Болельщики об этом узнали и подготовили баннер. Приходили актеры, мы делали в шатре мини-выставку с реквизитом, который был в фильме: футболки, мячи. Но тем не менее в широком кругу жителей нашей страны многие не знали или забыли о Черенкове. А сейчас он возвращается в информационное пространство. Это здорово, потому что он, возможно, тот герой, который нужен. Это тот самый «парень с нашего двора». Простой. Он всегда рядом. Он не ездит на лимузине. Он ездит в автобусе и нормально общается с соседями.
Федя, пойдем! - Я не могу. Люди пришли
- Знаете, что цепляет? Говорят, что «Спартак» — народная команда, а он как раз из народа.
- У него никогда не было снобизма. Мне посчастливилось наблюдать за Федором Федоровичем. Не скажу, что был тесно знаком, но нас познакомили, и во время работы в ПФЛ мы поехали в Тамбов. «Спартак» проводил там матч в 2010 году с тамбовским «Спартаком». Я с ним поехал в автобусе от ПФЛ. Меня посадили как раз рядом с Федором Федоровичем. Я наблюдал, как он скромно пришел, сел, смотрит в окно. Сзади как всегда шутки-прибаутки. Потом он вышел на футбольное поле, раздал даже в таком возрасте, было любо смотреть на все это. Он и Гаврилов такое вытворяли на поле! Потом все помылись, а Федор Федорович даже до раздевалки не дошел. Его остановили болельщики. Он раздавал автографы и фотографировался. Все уже помылись, команда вышла, мы сели в автобус, чтобы поехать поужинать. Ему говорят: «Федя, пойдем! Ну хватит уже»! Он отвечает: «Я не могу, люди пришли». Мы уехали, уже поужинали, выпили, посидели. И он только часа через полтора-два приехал. Он до последнего болельщика оставался с людьми. Я до этого себе такого представить не мог.
- Представьте какова у него широта души! Он любил людей, и люди отвечали любовью ему. Это, конечно, дорогого стоит. Я сейчас себя на мысли поймал, что подобного рода проекты, я про фильм «Федя. Народный футболист» - это популяризация спорта и его героев для широких масс, для тех людей, кто не интересуется футболом, но фильм посмотрит. Это будет здорово.
- Насколько известно, после «Легенды 17» был вал записей в хоккейные школы. И мне очень хотелось бы, чтобы после этого фильма родители повели детей в футбольные секции. Если кого-то приведут - это тоже будет определенная победа. Кто его знает, может, нам приведут нового Черенкова!? Конечно, второго не будет, но может быть, будет такой же фантазиста, который на футбольном поле будет своим интеллектом крушить любую силу.
- Вскрывать автобусы. Разрезать.
- Мы хронику смотрели, вот как он это делает? Ну как? Сергей Юрьевич Родионов рассказывал историю, она тоже частично вошла в фильм. Сидит Федор Федорович, задумался, и говорит: - Наверное, я плохой футболист. - С чего ты взял? - Бесков говорит, что хороший футболист до приема мяча должен иметь три готовых решения, что он будет делать дальше. А я не знаю, что я буду делать. - Родионов отвечает - Федь, это мы, хорошие футболисты, должны знать. А ты гениальный, тебе не обязательно. И соперник тоже не знает, что ты будешь делать. Когда мы принимаем мяч, соперник знает, что у нас три варианта и примерно понимает, как надо действовать. А против тебя это бесполезно.
Такой игрок, и это что-то свыше дано.
- То есть он сам, не осознавал, что он гениальный футболист?
- Да, вот он и говорит: «Я не знаю, что я буду делать с мячом».
- Но важно не то, что ты знаешь или не знаешь, важно то, что ты делаешь. Это уровень футбольного мышления и это дарование, которое отличало его от остальных.
- Конечно, натренировать можно все что угодно, но должно быть что-то врожденное, что делает тебя гениальным футболистом. То, что натренировать невозможно. Футбольный интеллект, он либо есть, либо его нет.
Дрался за десятый номер
- А когда вы познакомились с игрой Федора Черенкова? Я в силу возраста узнал о Федоре Черенкове лишь с его последнего сезона в «Спартаке» с 1993-го года и то по телевизору, потому что на стадион с 1994-го ходить начал. Вы, наверное, что-то успели увидеть?
- Да, это как раз середина 1980-х годов. У меня была любимая связка футболистов Черенков - Родионов и Марадона, который тогда блистал на Чемпионате 1986 года. Для меня очень странно было: 1986-й год - Черенкова нет в сборной СССР. Я не очень понимаю, что происходит. Я ребенок, я слежу за «Спартаком», они разрывают вдвоем с Родионовым. Но в сборную Родионов поехал, а Черенков нет. Я не понимал почему.
Когда я приходил с тренировки, и шел во двор играть, с чего начинали всегда? Я - Черенков, я - Родионов, я - Дасаев, я - Михайличенко. Все, поехали! Играем и комментируем. И у нас в фильме есть такие моменты, когда ребятишки играют в такой же футбол. По сути, я снимал себя, так как мы это делали. Это действительно заставляло развиваться, любить футбол. У тебя были кумиры, ты дрался за десятый номер в команде.
- И хотел всеми фибрами души соответствовать номеру.
- Конечно! Есть кумир, есть ориентир - есть куда стремиться. Да, я застал те годы и меня всегда поражала эта связка. Черенков отдавал - Родионов бежал и забивал. Это было круто.
Розыгрыш футболки со съемок фильма «Федя. Народный футболист»
- Вы не с пустыми руками к нам пришли?
- Да, Футболка со съемок. Раритет. Эта футболка - первая, которая будет разыграна и найдет своего обладателя. Это футболка из матча 1987 года, который мы снимали. Матч «Динамо» (Киев) - «Спартак». Наши художники по костюмам очень тщательно все изучали, чтобы было четкое соответствие, чтобы форма соответствовала времени. Не просто взяли красные футболки с белой полосой и весь фильм в них бегаем. Нет. Если мы показываем 1987 год, то тогда у «Спартака» была такая форма. Поэтому хотелось бы, чтобы эта футболка нашла своего обладателя. Но для этого я хотел бы, чтобы наши зрители разместили у себя в соцсетях ссылку на трейлер фильма.
- Переходите в наш телеграм-канал, там мы распишем все условия этого конкурса, и забирайте футболку. Вы автограф оставите?
- По желанию победителя. Может быть он скажет: «Дайте мне без автографа».
Артисты в раздевалке, пари Бородюка и футбол
- Расскажете ещё пару историй со съемок?
- Когда мы начали снимать футбол, то как обычно было у ребят - футболистов, у них раздевалка, они у себя в раздевалке. У актеров вагончики. И на второй или третий день, я, проходя мимо, понимаю, что в раздевалке все. И актеры, и футболисты. Захожу туда, и это настоящая футбольная раздевалка. Там играет музыка, там подколы, кто-то друг в друга чем-то кидается. Я понял: все, у нас появилась команда. Нет деления на футболистов и актеров, все единое целое.
- Есть термин: микроклимат в раздевалке, и вы его увидели.
- Да, типичная футбольная раздевалка. Я особо туда не лез, потому что я их и так достал. По 10 часов заставлял бегать.
Еще один момент был. Володя Гуськов играл Родионова и Бородюк поспорил с ним, что он ему дает в начале дня один шанс попасть в перекладину метров с 20. Попадаешь - тысяча рублей. Володя на всех тренировках во всех съемочных днях пытался это сделать. И вот мы сняли последний съемочный день, провожаем Бородюка, а Володя с утра не попал. И вообще ни разу до этого не попал. Он говорит: «Можно последний шанс»? Бородюк: «У меня поезд, все, Володя, ты никогда не попадешь». Тот говорит: «Шанс дай, шеф, дай шанс»! И попадает. Ну это фантастика.
- Он тысячу рублей получил?
- Конечно.
Что еще из съемок прикольного. Когда ребята закисливались, падали, уже изнемогали, потому что футболисты привыкли к тому, что идет по полтора часа интенсивной работы. А тут по десять часов еще и каждый день. Это очень тяжело. И вот тренерский гений Бродюка. Я понял, почему у него получается в командах. Они уже никакие. Он подходит к ним, что-то пошутил, подколол, рассказал им анекдот, притравил как-то их. Они встали и побежали. Вот что значит тренер!
- Он их как-то словом завел?
- Да, словом. Кого-то подколол, кого-то на слабо взял, еще что-то. Очень помогал. И это было здорово, это было весело. В определенный момент я увидел, что мы снимаем-снимаем. Они вроде с мячом, а в футбол-то не играют, потому что они по заученным схемам бегают. Чувствую, что уже есть напряжение. На смену выходим, я говорю: «Играем в футбол»! Они такие: «Ура»! Второй режиссер подходит, говорит: «Мы съемку срываем, у нас времени нет. Мы уже все отснять должны». Я отвечаю: «Мы ничего не снимем, если они сейчас не поиграют в футбол. Им надо просто полчаса побегать, поиграть в футбол, подурачиться, расслабить голову». Побегали, поиграли, переключились.
- Лучшие кадры оттуда?
- Нет, это мы не снимали.
- Сегодня у нас в студии побывал режиссер фильма «Федя. Народный футболист», Николай Акелькин. Мы поговорили о том, как снимался фильм, о различных деталях его съемок, о процессе производства кино, о сценарии и о героях.
- В широкий прокат фильм «Федя. Народный футболист» выйдет 31 октября 2024 года во всех кинотеатрах России.
- Спасибо. Очень приятно было побывать у вас в студии. Сам смотрю вас время от времени. Смотрите КБП, красно-белые и любите футбол!
Если вы дочитали до этого момента, обязательно поставьте лайк.
Артем Мочалов, Евгений Туркулец