Трибуна
7 мин.

Бывший руководитель отдела методологии «Арсенала» рассказал о необычных поручениях Микеля Артеты

Приходилось наблюдать за кражей ценных вещей у игроков, менять картины в туалете, обвешивать гостевые раздевалки баннерами «Арсенала». И делать много чего еще.

В августе этого года издание The Athletic поделилось историей о том, как Микель Артета позвал на один из ужинов команды профессиональных карманников. Они незаметно украли ценные вещи у игроков. О произошедшей краже футболисты узнали только после того, как об этом рассказал Артета. Пожалуй, наблюдать за реакцией игроков вживую было очень увлекательным зрелищем.

«Я был в комнате управления системой камер», – смеясь, рассказывает Кевин Балверс (бывший руководитель Отдела методологии «Арсенала»). «Это было перед февральской игрой с «Ливерпулем», которую мы выиграли со счетом 3:1. Тогда я сказал игрокам, что они всегда должны быть готовы к тому, что их могут обмануть. После мы провели собрание с игроками, Микель спросил, не пропал ли у кого-нибудь телефон, а затем достал его из большой сумки. Затем провернул тот же фокус с ключом от номера в отеле и так далее. Мы показали им камеры, объяснив, что именно это и собирается сделать «Ливерпуль». Это помогло взбодрить игроков, привести их мысли в соответствие с образом мысли главного тренера».

Балверс называет такие перфомансы «активацией» – предматчевыми играми разума, за которыми стоит более глубокий психологический посыл. Ему пришлось быстро привыкнуть к этому элементу нестандартного мышления Артеты после перехода в «Арсенал» в 2021 году.

Такое происходило в основном в тех случаях, когда внутри клуба приходили ко мнению, что команде нужна дополнительная встряска для повышения уровня концентрации. Чаще всего «активации» происходили перед ранними играми. Любимым способом встряски команды у Артеты была игра в «Pictionary» (прим. – это настольная игра, в которой участникам нужно с помощью специальной ручки рисовать изображение в воздухе, которое потом отображается на смартфонах).

«Когда мы играли против команды, которая контратаковала, и у нас было много открытого пространства, он говорил игрокам, что «шоссе открыто». На презентации это визуализировалось в виде болида Формулы-1 на пустой трассе. Если же мы играли против команды с более плотной организацией, то это была машина Формулы-1 в окружении кучи других машин. Тогда игроки быстрее запоминали то, о чем мы говорили. Еще у нас была презентация с самолетом, который поднимается вверх, когда команда сталкивается с высоким прессингом, и опускается вниз, когда команде нужно контролировать игру. Это было сделано для того, чтобы объяснить, что игрокам может понадобиться изменить тактику по ходу игры», – говорит Балверс.

Путь Балверса в «Арсенал» проложил Алберт Стейвенберг (ассистент Артеты). Они впервые встретились, когда Балверс пытался расширить базу своих знаний, работая в голландском «Витессе». Кевин обратился к десяткам тренеров из Нидерландов, чтобы понять их манеру игры. В итоге со Стейвенбергом они проговорили около двух часов. Спустя некоторое время (в 2020 году) Стейвенберг порекомендовал кандидатуру Балверса Артете.

«У меня закончился контракт, я сидел дома (после ухода из «Витесса»), поэтому предложил Алберту бесплатную помощь во всем, что угодно. Он попросил меня помочь с анализом соперников. Я работал над этой задачей вместе с Карлосом Куэстой и Мигелем Молиной, которые на тот момент тоже еще не присоединились к команде. Им понравилась моя работа, но из-за проблем с коронавирусом «Арсенал» не мог сильно расширять штат и нанял только их двоих. Больше новых сотрудников могли пригласить только спустя некоторое время».

За Балверсом вернулись в 2021 году, когда он работал в шведском «Мальме». Ему позвонил Эду (спортивный директор «Арсенала») и спросил, не хочет ли он пройти собеседование на должность главы Отдела методологии.

Имея за спиной десятилетний разношерстный опыт работы в Федерации футбола Кипра, молодежных сборных Нидерландов, Кюрасао, «Витесса», академии «Барселоны» и первой команды «Мальме», Балверс получил должность на севере Лондона. Перед ним была поставлена задача создать единую футбольную философию, которая пронизывала бы весь «Арсенал» – мужскую команду, женскую команду и все возрастные группы академии. Однако он не предполагал, насколько широкой окажется его роль.

«Работа затрагивала не только идеи Артеты на поле, это было тотальное переосмысление всех процессов внутри клуба. Бывало, Микель говорил, что нужно поменять картину в туалете на стадионе. Это глупый пример, но я много помогал ему с такими вещами. Например, раньше все стены на тренировочной базе были белыми, но Микель хотел, чтобы они задавали определенный настрой. Мы вместе с ним разработали стиль оформления», – рассказывает Балверс.

«Один из примеров нашей работы – плакат BASICS (B – Boxes / Штрафные площади (или борьба); A – Attack / Атака; S – Shape / Форма; I – Intensity / Интенсивность; C – Compete / Соревновательность и S – Set pieces / Стандартные положения). Это давало понять, чего мы ждем от игроков, а поскольку Артета говорит на этом языке каждый день, то и игроки стали говорить на нем. Вообще, в лексиконе Артеты много специфических слов, одно из его любимых – «коллаборевнование» (на англ. – collaboretition), означающее сотрудничество и конкуренцию», – продолжает Балверс.

Балверс быстро стал футбольным аналитиком, графическим дизайнером, мотивационным режиссером и дизайнером интерьеров в одном лице – настолько сильным было желание Артеты воплотить свои красочные аналогии в жизнь.

«В прошлом сезоне клуб подготовил промо-ролик для домашнего матча с «Ливерпулем», но Микелю хотелось немного больше энергии, чтобы создать связь с командой и болельщиками. У него была другая идея, поэтому он пришел с ней ко мне, чтобы переделать видео. Когда мы ездили на гостевые матчи, я делал баннеры с гербами «Арсенала», которые мы вешали вокруг раздевалки», – вспоминает Балверс.

Артета слишком сильно хотел, чтобы его идеи укоренились в сознании игроков. Оказывается, он даже обращался за советом к экспертам в области педагогики, чтобы понять научные основы того, что помогает людям лучше обучаться.

«К нам приезжали люди из разных клубов различных видов спорта, мы общались и перенимали их опыт. Однажды к нам приехал эксперт, который рассказывал о методиках, используемых преподавателями в университетах. Я узнал, что если на презентациях использовать темно-синий фон, то игроки усвоят информацию лучше, чем, например, на белом, черном или красном. Когда на тактических занятиях мы говорили о защите, мы следили за тем, чтобы текст и относящиеся к нему области были красными, а когда говорили об атаке – синими. Это помогает игрокам мгновенно понять, о какой фазе игры идет речь», – рассказывает Балверс.

Еще более продуманными были презентации, которые использовались для представления клуба новым потенциальным игрокам:

«Мы рассказываем о том, как игроки впишутся в команду на поле и за его пределами, заранее подготавливаем несколько специальных слайдов. Например, для Юрриена Тимбера у нас был слайд с фотографиями его семьи и сообщением о том, что мы – большая семья, которая сможет позаботиться о его родных. Поскольку я тоже голландец, фоном я наложил музыку наших местных исполнителей. Для Кая Хавертца была выбрана собака Вин. Мы знали, что он любит собак, а с помощью Вина мы смогли лучше объяснить, что хотим создать ощущение семьи.

Все, что было в голове у Микеля, я визуализировал и старался сделать интересным, но при этом простым для понимания игроков. Мне это очень нравилось, я мог проявить творческий подход. Он приходил ко мне с идеей, а я должен был придумать, как представить ее наилучшим образом. Это была идеальная работа для меня».

После трех сезонов, проведенных в «Арсенале», Балверс принял тяжелое решение покинуть клуб. Соблазн вернуться на родину был слишком сильный. В Нидерландах его ждали жена и дети. Из-за большого расстояния между странами он иногда сильно тосковал по дому, но обстановка в «Арсенале» помогала справляться с трудностями:

«Микель прекрасно говорит не только о тактике, он еще и интересуется твоей семьей. Если у тебя дома проблемы, ты можешь позвонить ему хоть посреди ночи. Обычно мы получаем несколько отпускных дней перед Рождеством, но в 2022 году из-за Чемпионата мира был только один перерыв, мне было сложно. Я поговорил с Микелем и Эду и сказал им, что мне тяжело, что я не смогу выдержать такой темп еще год. Было очень приятно, что они разрешили мне работать одну неделю в месяц удаленно из Нидерландов. Это пример того, почему я так люблю людей в этом клубе. «Арсенал» – это по-настоящему теплое место».

В конце прошлого сезона Балверс все-таки покинул «Арсенал». Ему подарили подписанную игроками именную футболку в рамке на память о его работе в клубе. После победы в последнем туре над «Эвертоном» Кевин тоже оставил свой прощальный подарок команде:

«В конце каждого сезона я всегда монтировал видео, в котором собирал основные моменты, происходящие не только на поле, но и за его пределами. Это были очень эмоциональные видео. Летом 2024-го я попытался донести через видео мысль о том, что, хоть мы пытались победить и были разочарованы итоговым результатом, мы должны оглянуться назад и понять, сколько всего мы прошли вместе. Я не сомневаюсь, что «Арсенал» сможет стать главной командой Премьер-лиги. У каждого клуба есть своя эпоха».

Еще больше «Арсенала» в телеграм-канале Since 1886.

Фото: Getty Images/Stuart MacFarlane.