Веселый Шнякин, дискуссии по легкой атлетике и Гучек – молодец!
Всем привет! У воображаемого микрофона Данила Карский, ваш проводник по миру нашей родной комментаторской)
Пока мой голос в рубке отсутствовал, в спортивном мире происходило много чего интересного. Но мы спешим обратиться к событиям последней недели: Лига наций, товарищеские матчи, окончание Паралимпиады и старт нового сезона КХЛ. И в нашем кратком экскурсе по устным экзерсисам комментаторов мы постараемся затронуть все эти моменты спортивной жизни. Ну чего ждать – погнали!
Впечатление 1. Как Шнякин разукрасил восточный колорит
В субботу должно было состояться главное событие недели для поклонников нашего футбола – товарищеский матч с Тайландом. Но он был отменен, как вы знаете, из-за погодных условий, которые и без пришедшего в Ханой тайфуна были для наших игроков довольно непростыми и тяжелыми. Ну а в четверг сборная России ожидаемо переиграла Вьетнам в этих самых банных условиях при крайне высокой влажности, хотя, как выразился комментатор матча Дмитрий Шнякин, «если еще и Тимура Журавеля поймает камера, то станет еще душнее». (К слову, Тимур Журавель один из ведущих корреспондентов Матч ТВ, который как раз уехал в командировку во Вьетнам для освещения матчей сборной.) Но с такими веселящими комментариями точно не было душно телезрителям матча. Подборка удачных реплик от, на мой скромный взгляд, одного из лучших футбольных комментаторов нашей страны на сегодняшний момент, вашему вниманию:
Вот так обыгрался с собой. Одна коленка отпасовала другой.
Ну Миранчука не стали просить следовать по специфическому маршруту США – Вьетнам.
Катастрофический пинг-понг во вьетнамской штрафной.
Как так? Это что за фантомные существа увели мяч из угла?
Вот это подкат! И это КАР-ПУ-КААААС!!! И его карпукасание…
Интересное… зодчество у вьетнамцев на этих стандартах
Впечатление 2. Ситуации из легкой атлетики
Паралимпиада в Париже уже завершилась, но ее последние дни подарили несколько поводов для того, чтобы обсудить работу комментатора трансляций со стадиона Стад де Франс Иоланды Чен, призера ЧМ и ЧЕ в тройном прыжке и прыжке в длину.
Например, интересная ситуация сложилась во время финала Паралимпиады в забеге на 200 м в категории Т35 среди мужчин. Не могла не позабавить изначальная расстановка спортсменов, если смотреть на их национальность: по крайним дорожкам расположились бразильцы, по центру одинокий аргентинец, окруженный с двух сторон НАШИМИ и украинцами. Перед самым началом забега Иоланда сказала, что без зазрения совести можно спокойно считать наших двух атлетов фаворитами соревнований. Еще бы: Дмитрий Сафронов вообще-то обладатель мирового и паралимпийского рекорда в этой дисциплине, правда, установлены они были в 2021 году. Сейчас же его результаты несколько снизились.
Дело тут даже не в том, что победил в итоге украинец Игорь Цветов, а не наши фавориты. Интересно то, что про этого самого украинца ни во время забега, ни после Иоланда не сказала ни слова. Она так была увлечена работой наших спортсменов, так за них переживала, что, судя по ее радости, можно было предположить, что наши заняли золото и серебро. Но достались все-таки серебро и бронза. А что чемпион? «Результат победителя 23,19 с, это ниже, чем мировой рекорд нашего Дмитрия Сафронова…» И все! Он просто назван как победитель. Но мало этого! Бразильцу, пришедшему четвертым к финишу, досталось куда больше внимания со стороны нашей прославленной спортсменки: вот, мол, бразилец молодец, пытался создавать конкуренцию, набегая с другой стороны. И дальше: «Бразилец, к сожалению, не добежал». До призового места имеется в виду. Представляете! Не слава Богу, раз наш-таки взял бронзу, а к сожалению! Просто было очень любопытно и неожиданно за всем этим наблюдать.
Конечно, может, дело в том, что украинец уже ранее четко демонстрировал свою позицию по отношению к российским атлетам (пусть и выступающим под нейтральным статусом), отказавшись от совместной фотографии с ними как с призерами соревнований. Поэтому, может, комментатор и практически проигнорировала его присутствие в забеге. Но этот политический момент мы упустим и постараемся его не касаться. Позицию Иоланды в отношении всего этого я не знаю, может, так просто случайно вышло, но в любом случае можно это отметить как просто забавный или любопытный эпизод. Ну правда: этому спринтерскому забегу уделено было где-то 4 минуты эфирного времени, а про чемпиона почти не слова! Можете найти видео, посмотреть и убедиться в этом парадоксе.
Другой эпизод тоже довольно неординарен. Я думаю, вы понимаете, что соревнования по легкой атлетике очень непросто качественно транслировать в полном объеме. Трансляция одна, а соревнования в разных дисциплинах могут проводиться параллельно. Тем более что это 100 метров бега взял и показал целиком, а вот метание копья, прыжки с шестом и тому подобные виды, где есть попытки, идут, конечно, куда дольше. Поэтому соревнования накладываются друг на друга, если пытаешься за ними следить в одно и то же время, и поэтому на телевидении и практикуется показ некоторых важных попыток задним числом после какого-нибудь забега, который всегда удобнее показать целиком и в прямом эфире.
Вот нам решают показать шестую попытку россиянина Матвея Якушева – и что-то уж сильно оживает комментатор. Она рассказывает: сейчас он занимает четвертое место, соперники постепенно его туда оттеснили, а результаты спортсмена шли более менее по наступательной, в пятой попытке он рискнул… И тут Иоланда будто не выдерживает и произносит предательскую фразу: «… ну я-то знаю, чем уже закончились эти прыжки!» И происходит невероятное: личный рекорд, прыжок дальше всех, рекорд России… Пока еще соревнования продолжались, так что вешать золотую медаль на атлета было еще рано. Но всем сопереживающим успехам наших спортсменов становилось ясно: произошло что-то очень важное, что наверняка приносит нам надежду на борьбу за итоговое золото. И оно действительно пришло. Но вы только представьте себя на месте комментатора: вы постоянно мониторите ситуацию на других видах, снарядах в онлайн-режиме, узнавая результаты, чтобы держать телезрителя, который в заведомо проигрышной ситуации (поскольку не может все-все-все посмотреть в прямом эфире), в курсе актуальных новостей… Но результат вы уже знаете, а он ну ооочень приятный! И теперь вам надо прокомментировать этот знаменательный эпизод, который вы вживую не успели увидеть, для телезрителей, которые вообще ни о чем не знают… Вот и думайте сами, отняли ли у вас всю полноту удовольствия от победы нашего спортсмена этим невольным предвосхищением его высокого результата буквально за несколько секунд перед самим прыжком? Согласитесь, что эмоции комментатора в прямом эфире – это то, ради чего мы часто смотрим спортивные трансляции, то, что вносит в них дополнительную перчинку. Впечатление 3. Комментаторские эмоции
Кстати об эмоциях. Что можно вспомнить этакого?
Владимир Гучек, комментируя матч ЦСКА – Адмирал начавшегося чемпионата КХЛ, не смог сдержаться, когда игроку армейцев не удалось начать перспективную атаку. При этом сначала нападающий нейтрализовал угрозу своим воротам после своей же потери: «Исхаков. Сам поломал – сам починил». Но через небольшую паузу: «…Ааа!.. Все равно смена!» Сказано это было довольно эмоционально, и без дополнительных пояснений можно в принципе ухватить суть - что что-то не получилось у Руслана Исхакова. А именно: выйти из зоны. Но слава богу сейчас будет смена звена, и поэтому ничего страшного. Все равно игроку пришлось бы сейчас расставаться с шайбой.
Двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов уже давно комментирует плавание, но более увлеченного соревнованиями человека, кажется, отыскать в комментаторской почти невозможно. Всех атлетов он называет по именам, активно с ними общается, узнает в подробностях детали различных ситуаций – что сказать, профессионал. И по такой реплике в адрес нашего замечательного паралимпийского чемпиона можно многое понять и о комментаторе как о человеке, и вообще о трудностях работы комментатора: «Ох и любитель поиздеваться над нашими нервами Роман Жданов».
…более увлеченного… невозможно… А как же Дмитрий Губерниев?! Да уж, и правда, куда без этого… как бы его назвать… Балабола? Ну в хорошем смысле. Казалось бы: летний (!) биатлон, сезон только начинается, но форма наших спортсменов (судя по тону высказывания, не самая лучшая) заставляет комментатора не на шутку разбушеваться. «Вот посмотрите, Поварницын еще на изготовке, только-только стрелять начал… и не попал! А Смольский делает хет-трик и уж этот… Динара угорает от радости просто в самом хорошем смысле этого слова. Четыре раза попал Смольский, пока Саша Поварницын только изготавливался. Ребят, че происходит?!» Просто оператор трансляции в момент прохождения счастливым Смольским (белорусом, к слову) временной отсечки выхватил эмоции Динары Смольской, в девичестве – Алимбековой, жены Антона Смольского, и вот… Слышно было, как комментатор прямо пытался быстро в запале подобрать слова, а его явно задела вся эта ситуация: белорусы (наши братья вроде как, почти один и тот же народ) уж больно легко расправляются с нашими русскими биатлонистами. Отсюда и такая нескрываемая досада чувствовалась в тот момент в российском голосе биатлона.
Впечатление 4. Комментаторы вспоминают, что они не просто звук на фоне
Это только нам кажется, что комментаторы как профессионалы должны как бы растворяться в трансляции, ну или просто становиться голосом за кадром, который развлекает нас рассказом о событиях, их комментированием, но не способен как бы дать нам понять, что вообще комментарий – это прежде всего работа, и ею занимаются порой такие же люди, как я с вами. Что я имею в виду?
Ну вот, например, матч Лиги Наций Франция – Италия, и комментатор ОККО Артем Борисов увлеченно рассказывает о контрактных перипетиях в карьере Адриана Рабье, как тут… шикарный пас пяткой от Сандро Тонали и удар в дальний Федерико ди Марко. Красота! Нет-нет, все в порядке: комментатор успел вовремя переключиться и прокомментировать голевой эпизод. Но все равно почувствовал свою, по его собственному мнению, оплошность и попросил прощения у телезрителей в прямом эфире за то, что не успел «свернуть отступление». Атака застигла комментатора врасплох. Такое часто бывает, потому что в футболе можно забить из любой позиции. Так что расслабляться нельзя.
Порой комментаторы просто дают себе возможность пошутить, изобрести какую-нибудь красивую сентенцию, а заодно и повод вспомнить о себе любимых не только как об авторах этой шутки за кадром. Вот так, например, Александр Фомичев, который на пару с Владимиром Гучеком откомментировал уже упомянутую встречу ЦСКА и Адмирала, прокомментировал красивый дриблинг все того же Исхакова, только уже в другом эпизоде: «Удивили прекрасные действия Исхакова и соперников, и зрителей… и, наверное, двух комментаторов тоже».
А бывает, что комментатору надо бы напомнить о себе в тот момент, когда трансляция по техническим причинам прерывается, а в такие случаи обычно показывают записи с трибун, с болельщиками команд и т.п. В такую ситуацию ненадолго попал комментатор матча 4-ого раунда Пути регионов Кубка России между футбольным клубом «Космос» из городка Долгопрудный и знаменитой медийной командой «Амкал». Ближе к середине первого тайма прямой эфир со стадиона прервался, и Станислав Минин, бросив в проброс дежурную фразу про болельщиков со стадиона, просто замолк… Реально по ТВ в течение 1,5-2 минут просто была тишина и кадры с посетителями матча. А как только трансляция вернулась, Минин (вы не подумаете, что я здесь критикую, мне работа этого комментатора тоже более чем симпатична) благожелательно напомнил телезрителям, что они на матче между «Космосом» и «Амкалом», что счет не открыт… и дальше комментатор просто продолжил свою работу. То есть пауза была, но комментатор решил ее ничем этаким не заполнять. Ну наверное, это выбор каждого. Просто часто подобные ситуации представляются особыми вызовами, которые позволяют комментатору проявить свои лучшие качества, чтобы не заставить зрителя заскучать во время технических неполадок. Впрочем, Станислав Минин и без того уже и так довольно заслуженный и признанный специалист в своей области.
Впечатление 5. Гучек – молодец!
И напоследок, на десерт так сказать, экспромт от хоккейного комментатора. Ситуация: рекламные обязательства никто не отменял, особенно такие приятные, когда реклама касается хоккея, то есть того, что ты как комментатор любишь и к тому же комментируешь прямо сейчас. И вот Владимир кое-что прорекламировал (дело было практически перед самым началом третьего периода матча ЦСКА – Адмирал), а затем неожиданная искренняя эмоция от комментатора: «Я успел. До вбрасывания. В третьем периоде. Я молодец, мне кажется, Саш... Можно какие-то плюсики даже поставить… Это была отменная работа…Кому бы было эти плюсики поставить? Зритель… оценит… Поехали! Третий период…» И здорово, что в этот момент не бросил этот пассаж на воздух, а здорово перевел его в более серьезное русло напарник Владимира Гучека Александр Фомичев: «Плюсики ставим первой тройке ЦСКА. Здорово поиграли в позиционной атаке…»
Командная работа, что называется! А в остальном – без комментариев. Тут и так комментаторы уже все что надо сказали.
Ну и очень мне хочется показать вам две цитаты недели, на мой взгляд.
Станислав Минин на матче Космос - Амкал после забитого медийной командой мяча: «…В таких случаях принято говорить: «Чем ответит «Космос»?» Это довольно философский вопрос…»
И Михаил Меламед, откомментировавший «суперматч», как он сам эту игру прорекламировал, между казахстанским «Кайратом» и петербуржским «Зенитом», товарищеский, разумеется: «Вот это передача Кассьеры! Не пас, а мед!» А пас действительно был хорош, чего уж там! На четвертый гол «Зенита».
На этом все! Неделя и вправду выдалась насыщенной, и это при том, что европейские чемпионаты встали на паузу. То ли еще будет! А эта неделя с точки зрения комментаторских кейсов удалась!
До связи)