Трибуна
32 мин.

Иан Грэм, «Как выиграть Премьер-лигу». Как работает футбол: 6. Ставка на данные

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОРОГА НА «ЭНФИЛД»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КАК РАБОТАЕТ ФУТБОЛ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИГРА

Заключение

Благодарности

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КАК РАБОТАЕТ ФУТБОЛ

6. Ставка на данные

Пробовали ли вы самое простое, что может сработать?

Кент Бек

Революция ставок

Революция данных в футбольных клубах последовала непосредственно за аналогичной революцией данных в азартных играх. Когда футбольные данные стали появляться в Интернете, группа малоизвестных ученых задумалась, не пригодятся ли они для предсказания результатов матчей. Работа, которую они проделали, чтобы выяснить это, будет иметь огромные последствия для двух английских клубов.

Голы — это редкие события. За 29 сезонов Премьер-лиги с 1995/96 по 2023/241 было забито 29 706 голов. За сезон было забито 1024,3 гола, или 2,70 за игру; в 7,8% игр было забито ноль голов, а в 5,9% — шесть и более голов. Такая нехватка голов делает анализ данных в футболе сложной задачей: то, что вы пытаетесь измерить, происходит редко и часто зависит от каких-то неконтролируемых или неповторяющихся обстоятельств — удачный рикошет или смазанный кросс. Однако эту кажущуюся слабость можно считать сильной стороной, если вы понимаете теорию вероятности.

Распределение Пуассона, также известное как «закон малых чисел», регулирует статистику редких событий. Закон утверждает, что если вы знаете среднюю скорость, с которой происходит событие, то вы знаете, насколько вероятно, что вы увидите определенное количество событий. Неважно, что именно вы измеряете — количество выигрышных лотерейных билетов за неделю или количество мутаций в нити ДНК. Если события происходят с фиксированной частотой и независимо друг от друга, они будут следовать распределению Пуассона. И оказалось, что шанс футбольной команды забить заданное количество голов довольно близок к прогнозу, который дает этот закон. В футболе голы не зависят друг от друга — команды, которые лидируют, часто обороняются, что снижает их процент забитых мячей. Но аппроксимация распределения Пуассона достаточно хороша, чтобы быть полезной для прогнозирования результатов команды.

Вот реальный пример распределения Пуассона. Представьте, что вы работаете в магазине и клиенты приходят в случайное время. В среднем в час приходит пять клиентов, но это не значит, что каждый час приходит именно пять. Некоторые часы будут перегружены, а некоторые — спокойны, просто по воле случая. Наиболее вероятное количество клиентов, которые войдут в вашу дверь — четыре или пять, но иногда их будет семь, а иногда два. Согласно распределению Пуассона, в любой конкретный час вероятность встретить девять или более клиентов составляет 7%, а вероятность встретить трех или менее — 12%.

Когда речь заходит о распределении Пуассона, у людей возникает психологическое «слепое пятно»: они сильно недооценивают естественную изменчивость результатов. Например, если команда забивает в среднем 1,5 гола за игру, играя дома против средних соперников, распределение Пуассона предсказывает, что вероятность того, что она забьет ровно ноль голов против средних соперников, составит 22%. Если команда в итоге забивает ноль голов, есть соблазн подумать, что это действительно плохая команда. Но существовала значительная вероятность — 22% — что они ничего не забьют. Обычно это происходит из-за того, что удача принимается за производительность, а шум — за сигнал. Когда информация ограничена, мы должны с осторожностью делать выводы из наших наблюдений.

Еще в 2011 году у меня была возможность проверить предсказания, сделанные распределением Пуассона. В первых 99 матчах сезона Премьер-лиги было забито 295 голов, почти по три гола за игру. В британской футбольной прессе появилось множество статей, посвященных этому «голевому перенасыщению». Было ли оно вызвано количеством денег, потраченных в последнее время на нападающих, или ужасными ошибками в обороне? Эксперты собрались, чтобы высказать свое мнение. Рэй Хоутон, хищный полузащитник и легенда «Ливерпуля» 1980-х годов, поспешил обвинить защитников: «Такое обилие голов связано с ужасной защитой, это просто. Я уже давно чувствую, что искусство защиты ушло в прошлое».

Найджел Уинтерберн, бывший защитник «Арсенала», был более милосерден: «Команды, похоже, играют в более авантюрном стиле, и это не только увеличивает количество забитых мячей, но и количество пропущенных, так как защита становится более уязвимой для контратак, чем выше по полю они поднимаются».

Используя мощность распределения Пуассона, я пришел к совершенно иному выводу. Для меня не составило труда провести компьютерную симуляцию первых 99 матчей сезона 2011/12, используя метод, который в кругах футбольных аналитиков получил название метод «Диксона-Коулза».

В 1997 году Марк Диксон и Стюарт Коулз — два ученых, работающих в Ланкастерском университете — опубликовали работу в журнале Королевского статистического общества: Серия C (Прикладная статистика). Журнал мало кто читал из владельцев и менеджеров футбольных клубов, но когда в дождливый лондонский день в конце 2005 года мой бывший босс Генри Стотт показал мне их работу, я был очарован. Сидя в тесном офисе Decision Technology, расположенном недалеко от Юстон-роуд, я читал о том, как Диксон и Коулз смоделировали индивидуальную склонность каждой команды к забиванию и пропуску голов с помощью распределения Пуассона. Полученные оценки способностей команд забивать и пропускать голы использовались для прогнозирования того, сколько голов команда забьет и пропустит в среднем в каждой конкретной игре.

Как только мы получили прогноз среднего количества голов, забитых каждой командой, распределение Пуассона делает все остальное: подставьте средние значения и оно выдаст вероятность того, что произойдет тот или иной исход. Если мы ожидаем, что домашняя команда забьет в среднем 1,5 гола, Пуассон говорит, что у нас есть 22% шансов увидеть ноль голов, 33% шансов — один гол, 25% — два гола и так далее.

Мой анализ, проведенный под влиянием Диксона-Коулза, показал, что на момент начала сезона в первых 99 матчах было предсказано 279 голов. Фактическое количество забитых мячей — 295 — оказалось больше, чем ожидалось, но было ли оно настолько велико, чтобы породить все эти заявления о перенасыщении голами? И снова распределение Пуассона позволило легко вычислить ответ: если ожидалось 279 голов, то вероятность того, что будет забито 295 или более голов, составляла 17%. Примерно один шанс из шести.

Все статьи о дорогих нападающих и промахах в обороне, все заключения экспертов, сетующих на смерть защиты или определяющих новые атакующие тактики, объясняли то, что требовало не больше объяснений, чем выпадение шестерки на игральной кости. Эта чрезмерная реакция на краткосрочные, неповторяющиеся колебания (или «удача», если говорить более кратко) — бич футбола. Менеджеры, которых увольняют из-за нескольких поражений, или нападающие, которых провозглашают будущими великими игроками из-за серии забитых мячей, зачастую просто испытывают на себе капризы распределения Пуассона.

История с «переизбытком голов» была особенно интересна, потому что все пропустили реальную историю — с 2006 года количество забитых мячей в Премьер-лиге значительно увеличилось. В сезоне 2006/07 295 голов в первых 99 матчах были бы действительно удивительным событием, но в сезоне 2011/12 это уже не было неожиданностью. Реальная история постепенного увеличения голов оставалась незамеченной до тех пор, пока неожиданное колебание не привлекло к ней всеобщее внимание, причем уже после того, как произошло основное изменение. Причиной такого постепенного увеличения количества забитых мячей стали более крупные команды: Шпоры, «Эвертон» и «Манчестер Сити» увеличили свой бомбардирский потенциал, при этом их оборонительные способности практически не изменились. «Арсенал» и «Челси» увеличили количество забитых и пропущенных мячей. В то же время «Ливерпуль», «Ньюкасл», «Болтон» и «Блэкберн» в 2011 году пропускали больше голов, чем в 2006-м.

Эти изменения происходили постепенно в течение пяти лет. Некоторые изменения имели очевидные объяснения. Например, «Манчестер Сити» больше инвестировал в нападающих — Тевеса, Адебайора, Джеко, Агуэро — чем в защитников. Такие оборонительные менеджеры, как Моуриньо, Бенитес и Эллардайс, покинули свои клубы. Но в каждом случае склонность забивать и/или пропускать больше менялась постепенно в течение пяти лет, а не внезапно в 2011/12 году.

Одна из особенностей системы Диксона-Коулза заключается в том, что она позволяет изменять сильные стороны команды во времени. В этом есть смысл, ведь игроки приходят и уходят, получают травмы и возвращаются в строй. Скорость обновления сильных сторон команды можно рассчитать с помощью теоремы Байеса. Как уже говорилось ранее при анализе игроков, имевших ограниченное количество игрового времени, теорема Байеса используется для формулирования прогнозов на будущее, принимая во внимание как предыдущие убеждения, так и последние данные. Например, если вы считаете человека хорошим водителем, вы предскажете низкую вероятность того, что он разобьет свою машину в ближайший год. Но если вы узнаете, что за последний год он трижды попадал в аварию, вы измените свое мнение о том, насколько хорошим водителем он является. И ваше пересмотренное убеждение приведет к тому, что вы оцените более высокую вероятность того, что в будущем он снова попадет в аварию.

Когда речь идет о футбольных командах, количество забитых и пропущенных мячей в одной игре является довольно слабым доказательством их способностей, в результате чего сильные стороны команды меняются в медленном темпе (если голы — это все доказательства, на которые мы можем ориентироваться). Наш анализ позволил вывести следующее правило: «Сила вашей команды завтра на 98% состоит из силы вашей команды вчера и на 2% из того, насколько хорошо вы сыграли по сравнению с ожиданиями в сегодняшней игре». Причина в распределении Пуассона: если ожидается 1,5 гола, то не исключено, что случайно будет наблюдаться ноль или три гола, поэтому мы не можем уделять слишком много внимания последнему результату. Если у нас есть больше информации (например, о количестве и качестве созданных шансов), мы можем уделять больше внимания последним свидетельствам и меньше — нашим прежним убеждениям.

Это медленное обновление силы команды идет вразрез с психологическим инстинктом. Дэниел Канеман приводит пример, предлагая вам представить игру между двумя командами с одинаковыми результатами. Одна команда разгромила другую — в вашей пересмотренной модели мира победившая команда намного сильнее проигравшей, наверняка более чем на 2%. И еще, ваш взгляд на прошлое может неверно измениться: оглядываясь назад, кажется, что всегда было ясно, что победителем становилась более сильная команда.

Я опубликовал свой анализ в блоге Decision Technology под заголовком «Переизбыток голов в Премьер-лиге — какой еще переизбыток?!» Я был уверен в правильности своего анализа, но немного нервничал: а вдруг я упустил какой-то важный фактор? В первых 99 матчах были очень странные результаты: «Манчестер Юнайтед» обыграл «Арсенал» со счетом 8:2, а дома проиграл «Манчестер Сити» со счетом 1:6. Сам «Арсенал» выиграл у «Челси» со счетом 5:3. По мере того как сезон развивался, мои опасения быстро испарялись. Сезон 2011/12 завершился с 1066 голами, что стало рекордом Премьер-лиги, но всего на три мяча: В 2010/11 году было забито 1063 гола.

Игра для дураков

У Диксона и Коулза был более весомый мотив, чем опровержение голевых сенсаций футбольной прессы. Их работа называлась «Моделирование футбольных счетов и неэффективности на рынке футбольных ставок». Получив оценки забитых и пропущенных мячей и сделав свои прогнозы, они сравнили их с коэффициентами букмекеров, чтобы понять, можно ли на этом заработать. Букмекерские коэффициенты содержат неявное предсказание исхода игры. Например, если бы букмекер принимал ставки на выпадение шестерки на игральной кости, то справедливый коэффициент был бы 5/1. Пять раз из шести я проиграю свою ставку (потеряю, скажем, £1), а один раз из шести выиграю £5. В конечном итоге я выиграю столько же, сколько и проиграю, потому что предлагаемые коэффициенты точно отражают вероятность выпадения шестерки.

Сейчас букмекеры не предлагают честных коэффициентов, поэтому ставки — это игра для дураков. Букмекерская контора может предложить коэффициент 9/2 на выпадение шестерки, и вы выиграете только 4,50 фунта стерлингов на каждые 5 фунтов стерлингов. Большинство ставок, предлагаемых в казино и на спортивные события, имеют отрицательный ожидаемый доход. На игру между двумя равными по силе футбольными командами могут быть сделаны ставки 5/4 на победу дома, 12/5 на ничью, 21/10 на победу в гостях. Как и в примере с игральными костями, если коэффициенты справедливы, они представляют собой количество потерь, ожидаемых на один выигрыш. Таким образом, 5/4 означает, что вероятность домашней победы равна 4/(4+5) = 44,4%. Тот же расчет дает прогноз 29,4% на ничью и 32,2% на победу в гостях. Эти прогнозы немного сомнительны: в сумме они составляют более 100 % — 106 % в данном случае. Эти дополнительные 6% — «оверраунд» букмекера. Оверраунд пропорционален ожидаемой прибыли букмекера по каждой ставке, также известной как «подпитка», «комиссия букмекера», «откат» или «перевес» на красочном языке букмекера. Маржа — это ожидаемая прибыль букмекера, полученная за счет предложения более низких, чем справедливые, коэффициентов.

Получить прибыль, когда ожидаемая доходность составляет минус 6%, — крайне сложная задача. В 1997 году маржа букмекеров составляла 11%, и теоретически получить прибыль было еще сложнее. Диксон и Коулз проанализировали матчи, в которых их прогнозы расходились с букмекерскими конторами. Например, если букмекеры дают коэффициент 5/1 на гостевую команду, но их модель предсказывает вероятность победы гостевой команды более чем один к шести, ставка теоретически имеет положительный ожидаемый доход. Их анализ показал, что теоретически они получали положительную (но не совсем значительную) прибыль, когда их ожидаемая доходность составляла не менее 15%.

Эта малоизвестная научная работа заинтересовала двух людей, работающих в индустрии ставок — Тони Блума и Мэтью Бенхэма.

В середине 2000-х годов Блум и Бенхэм заинтересовались рынками ставок, более экзотическими, чем традиционные ставки на победу, ничью или поражение, предлагаемые британскими букмекерами на центральных улицах. Торговля этими экзотическими товарами на Дальнем Востоке велась в огромных объемах. Один из рынков назывался «Азиатский гандикап» из-за его популярности на Дальнем Востоке. Азиатский гандикап корректирует маржу, необходимую для выигрыша ставки. Например, на матч «Манчестер Юнайтед» – «Лутон Таун» дома может быть гандикап -1,5 гола. Если «Манчестер Юнайтед» выиграет с перевесом в 1,5 гола, ставка выиграет, в противном случае — проиграет. Другим экзотическим рынком был «Овер-Андер» — ставка на общее количество голов. Например, ставка на более чем 2,5 гола выиграет, если в игре будет забито 3 или более голов.

Одна из сильных сторон модели Диксона-Коулза заключается в том, что она дает вероятность для каждого возможного счета, что позволяет легко рассчитать справедливые коэффициенты для этих ставок. Если азиатский гандикап равен -1,5, просто сложите все вероятности для линий, в которых хозяева победят с перевесом не менее чем в 2 мяча. Для коэффициента «больше 2,5 голов» просто сложите все вероятности для линий с тоталом не менее 3 голов.

Блум, работая в букмекерской конторе Victor Chandler, ввел в Великобритании ставки на азиатский гандикап. Изучив рынок азиатского гандикапа, он обнаружил, что коэффициенты, предлагаемые на Дальнем Востоке, часто оказываются неверными. Дальневосточные букмекеры также работали с гораздо меньшей маржой, чем их британские коллеги, и позволяли делать гораздо более крупные ставки. Блум и Бенхэм быстро и незаметно сорвали куш. Рынок постепенно становился все более эффективным, но преимущество оставалось: Блум основал компанию Starlizard, которая использовала анализ данных для прогнозирования справедливых коэффициентов на каждом рынке и выявления несоответствий. Бенхэм сделал то же самое, основав компанию под названием Smartodds.

Голы меняют игры

Помимо азиатского гандикапа и рынка Овер-Андер, все большую популярность набирали рынки «ин-раннин» или «ин-плэй». На этих рынках коэффициенты обновляются секунда за секундой, отражая тот факт, что вероятность каждого счета меняется в зависимости от текущего счета и оставшегося времени в игре. Эти рынки предоставляли дополнительные возможности для неправильной оценки букмекерами или чрезмерной реакции бетторов. Например, если бетторы слишком остро реагируют на забитый гол, ставя на лидирующую команду, букмекеры уменьшают коэффициенты, а это значит, что у проигрывающей команды шансы на победу могут быть выше, чем предполагается коэффициентом.

В 1998 году Марк Диксон, на этот раз в сотрудничестве с Майклом Робинсоном, обновил модель Диксона-Коулза таким образом, что она могла предсказывать итоговый счет в любой момент игры. Это позволило любому, кто мог запрограммировать такую модель, предсказывать, как должны меняться коэффициенты секунда за секундой. Их работа, «Модель процесса рождения футбольных матчей», показала, как меняется динамика игры по мере приближения к финальному свистку. Некоторые из их выводов совпадали с пониманием экспертами игровой стратегии, другие же ставили интуицию в тупик.

Диксон и Робинсон показали, что количество голов обычно увеличивается по ходу игры. И они показали, что когда хозяева ведут со счетом 1:0, их процент забитых мячей снижается, а процент забитых мячей соперника растет. Это также согласуется с интуицией: хозяева часто пытаются защитить преимущество, в результате чего их процент забитых мячей снижается. Если выездная команда ведет в счете, все происходит несколько иначе: и коэффициент забитых голов дома, и коэффициент забитых голов на выезде увеличиваются. Наконец, они обнаружили, что количество забитых мячей обычно увеличивается после первого забитого гола. В итоге: «голы меняют игры».

Они также проверили пословицу о том, что «самое опасное время для пропущенного гола — сразу после того, как вы забили» — так называемый «эффект ответного удара». Они обнаружили, что это не так: вероятность пропущенного гола в течение двух минут после забитого мяча была ниже, возможно, из-за времени, которое требуется для возобновления игры. Вероятность пропустить после забитого мяча была не выше, чем в других ситуациях в течение пятиминутного периода после забитого мяча. Авторы прокомментировали, что эффект ответного удара, вероятно, был предложен потому, что люди склонны переоценивать частоту неожиданных событий.

Информационная игра

Чтобы сохранить свое преимущество, Блум и Бенхэм, теперь работающие с Диксоном и Коулзом соответственно, должны были продолжать внедрять инновации. Букмекеры не дураки и очень не любят терять деньги. Более умные реализовали свои собственные версии моделей Диксон-Коулза и Диксон-Робинсона, чтобы проверить, не расходятся ли их шансы с реальностью.

В бесконечном стремлении быть впереди Блум и Бенхэм начали использовать информацию, на которую опираются и традиционные букмекеры, чтобы корректировать свои коэффициенты: новости о травмах, мотивации, погоде и так далее. Разница заключалась в том, что они использовали информацию аналитическим, а не интуитивным способом. Раньше букмекеры полагались на интуицию, решая, стоит ли немного сдвинуть коэффициенты, если игрок травмирован, или насколько агрессивно обновлять коэффициенты при доминировании одной команды. Блум и Бенхэм объединили свои суждения с анализом данных.

Единственный способ узнать, отреагировал или нет рынок на такую информацию, как доминирование команды в игре — это проанализировать данные о ходе игры. Проблема заключалась в том, что таких данных не существовало. Поэтому Starlizard и Smartodds также наняли полчища сборщиков для систематического сбора информации во время каждой игры. Каждому шансу в игре был присвоен рейтинг, отражающий мнение сборщика о качестве возможности. Умозрительный дальний удар получит низкую оценку, а попадание в ворота — высокую. Причем сборщики не ограничивались сбором ударов: хороший шанс, который нападающий просто не использовал, все равно получал оценку. Как сказал один инсайдер: «Это очень дорогой и трудоемкий способ кодирования уровня игры команды, но он все равно лучше, чем xG [Ожидаемые голы], потому что обученные люди видят игру и могут учитывать ситуации, которые не приводят к ударам, а xG к этому не прислушивается».

Эти данные о качестве шансов, собранные за тысячи игр, позволили Блуму и Бенхэму понять, насколько рациональна реакция рынка на динамику игры, но при этом они также случайно создали первые в истории базы данных Ожидаемых голов. Данные были скорее качественными, чем количественными, но они были очень ценными. Только в конце 2000-х годов количественные данные стали доступны для покупки даже в самых крупных лигах. Бенхэм и Блум собрали множество данных о результатах каждой игры, на которую можно было поставить крупную сумму. Это принесло им целое состояние в мире азартных игр, и они собирались превратить свою азартную игру в преимущество для двух футбольных клубов.

«Брентфорд» и «Брайтон»

Тони Блум — давний поклонник «Брайтон энд Хоув Альбион», он купил клуб в 2009 году, когда тот выступал в Лиге Один. Четырнадцать лет спустя они играли на новом стадионе и занимали шестое место в Премьер-лиге. Мэтью Бенхэм — болельщик «Брентфорда», он купил клуб в 2012 году, когда тот выступал в Лиге Один. Одиннадцать лет спустя они играли на новом стадионе и занимали девятое место в Премьер-лиге. «Брайтон» и «Брентфорд» значительно превзошли ожидания, сохранив при этом низкий уровень зарплат и трансферных расходов. И они добились этого благодаря тому, что их владельцы внедрили научно обоснованный процесс принятия решений при управлении своими клубами.

Быть профессиональным ставщиком — очень рискованное дело, в котором смертельно опасно перепутать сигнал с шумом, слишком остро реагируя на краткосрочные колебания формы команды или на не относящуюся к делу информацию. Нейт Сильвер сказал: «Наш мозг, настроенный на выявление закономерностей, постоянно ищет сигнал, в то время как вместо этого мы должны оценить, насколько зашумлены данные». Блум и Бенхэм взяли уроки о сигнале и шуме, мастерстве и удаче, которые они получили в жестоком мире спортивных ставок, и применили их в управлении своими клубами. Показательно, что Бенхэм заметил: «Люди говорят, что удачи и неудачи выравниваются по ходу сезона, и что таблица никогда не врет. Но это просто неправда». Это необычные и проницательные слова для владельца футбольного клуба.

«Брайтон» и «Брентфорд» пользуются услугами Starlizard и Smartodds соответственно, чтобы анализировать свои выступления с помощью данных, а также для поиска игроков по всему миру для пополнения состава. В мире ставок профессиональный игрок ставит на исход, когда букмекер предлагает лучшую цену, чем он должен. Аналогичная идея в подборе игроков заключается в том, чтобы продавать контракт игрока, когда предложенная сумма трансфера стоит для клуба больше, чем результаты игрока, и покупать контракт игрока, когда его стоимость ниже, чем ценность, которую он приносит команде.

«Брентфорд»

Рациональная покупка и продажа контрактов игроков требует огромной дисциплины, но «Брентфорд» блестяще следует этому принципу. Это традиционно маленький клуб: когда Бенхэм возглавил команду в 2012 году, они не выступали в высшем дивизионе английского футбола с 1947 года, а их стадион, «Гриффин Парк», был крошечным — его вместимость составляла всего 12 300 человек. Небольшие доходы «Брентфорда» означали, что даже в Лиге Один и Чемпионшипе они конкурировали в невыгодном финансовом положении. После повышения в Чемпионшип в сезоне 2014/15, когда дело дошло до зарплат они оказались в нижней половине таблицы. На протяжении пяти сезонов Чемпионшипа они поддерживали один из самых низких уровней зарплат в лиге, в то время как средние зарплаты в Чемпионшипе стремительно росли.

«Брентфорд» тоже не тратился на трансферы. Чемпионшип — это лига, где команды стремятся выйти в безубыток или получить прибыль на трансферах: многие клубы тратят все свои доходы на зарплаты и часто вынуждены продавать игроков, чтобы свести дебит с кредитом. «Брентфорд» получал гораздо больше прибыли от трансферов, чем средняя команда Чемпионшипа. Это было необходимым злом — будучи командой с небольшим рынком и маленьким стадионом, они ограничивали свои доходы: низкие зарплаты и прибыль от трансферов были необходимы для поддержания финансовой жизнеспособности клуба.

Несмотря на низкие зарплаты и высокие продажи, результаты на поле были впечатляющими: свой первый сезон в Чемпионшипе они закончили пятыми, затем финишировали 9-ми, 10-ми, 9-ми, 11-ми, 3-ми и 3-ми, после чего, наконец, завоевали повышение в Премьер-лигу, обыграв «Суонси Сити» в финале плей-офф 2020/21. В своем худшем сезоне Чемпионшипа 2018/19 новый главный тренер Томас Франк проиграл восемь из первых 10 игр. Другие владельцы, возможно, задумались бы о переменах, но такие идеи, как Диксон-Коулз и Ожидаемые голы, позволили «Брентфорду» не ограничиваться только результатами. Франк был главным тренером, когда «Брентфорд» получил повышение, и остается им по сей день. Бенхэм рассказал Кристофу Бирманну в книге «Футбольные хакеры»: «Результаты не являются абсолютно неважными. Но в основном это шум».

Как они добились успеха? Их стратегию можно сформулировать следующим образом: «продавайте своих лучших игроков». Сезон за сезоном «Брентфорд» продавал как минимум одного, а чаще двух или трех своих самых важных игроков с выгодой для себя.

Процесс продажи начался сразу после того, как было достигнуто повышение в классе. Летом 2012 года «Брентфорд» подписал Адама Форшоу на правах свободного агента после шестимесячной аренды. Форшоу, бывший игрок молодежного состава «Эвертона», не сумевший пробиться в первую команду, был постоянным игроком в последних двух сезонах «Брентфорда» в Лиге Один. Неважно, что он был частью их успешной кампании по выходу дальше, он был подписан «Уиганом» примерно за £2,5 млн. Форшоу стал самой крупной продажей «Брентфорда» с 1999 года. Часть доходов от его трансфера была использована для подписания Мозеса Одубаджо и Эндри Грэя, который начинал почти каждую игру за «Брентфорд» в 2014/15, своем первом сезоне в чемпионате, а Грэй забил 17 голов. Эти два удачных приобретения ушли всего через один сезон — Одубаджо перешел в «Халл Сити» за £3,5 млн., а Грэй — в «Бернли» за £6 млн. В том же сезоне Джеймс Тарковски, пробывший в «Брентфорде» два сезона, перешел в «Бернли» за £3,6 млн.

Этот цикл продажи и замены успешных игроков с целью получения прибыли продолжался. В 2016/17 году Скотт Хоган, подписанный из «Рочдейла» за £750 тыс., был продан «Астон Вилле» за сумму, которая, как считается, составляет £9 млн. В сезоне 2017/18 Хоган был заменен на Олли Уоткинса, молодого нападающего, выступающего за «Эксетер Сити» в Лиге Два, за £2 млн. Уоткинс был необычным в этом плане игроком: он пробыл в клубе три успешных сезона, прежде чем «Астон Вилла» заплатила за него около £28 млн. Карьера Уоткинса пошла в гору (теперь он — игрок сборной Англии), и «Брентфорд» разглядел его качества раньше других. Снова и снова повторялась эта картина. Крис Мепхэм, выпускник их второй команды, отыграл за первую команду всего полтора сезона, после чего присоединился к «Борнмуту». Саид Бенрахма и Нил Мопе продержались в команде всего два года, после чего перешли в «Вест Хэм Юнайтед» и «Брайтон» соответственно. Эзри Конса был игроком «Брентфорда» всего один год, прежде чем присоединиться к «Астон Вилле». На всех этих игроках «Брентфорд» получил большую прибыль.

Клубы обычно не процветают, когда продают своих лучших игроков. Шпоры столкнулись с трудностями после продажи Гарета Бэйла, а «Ливерпуль» ощутил последствия продажи Луиса Суареса и Рахима Стерлинга, потому что прибыль от трансферов не была реинвестирована с умом. «Брентфорд» преуспел, потому что использовал анализ данных для управления своим процессом. Они подписывали игроков из таких немодных клубов низшей лиги, как «Лейтон Ориент», «Лутон Таун», «Олдхэм», «Рочдейл» и «Эксетер Сити». Два самых успешных игрока — Мопе и Бенрахма — были на контрактах у больших французских клубов «Сент-Этьен» и «Ницца», но ни один из них не добился успеха. Большую часть времени они провели в аренде в небольших клубах, таких как «Аяччо», «Шатору» и «Стад Брестуа».

Smartodds, как и «Ливерпуль», использовали модели, созданные под влиянием Диксона-Коулза, чтобы сравнить возможности этих команд с возможностями команд Чемпионшипа. Европейские матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы позволяют нам оценить, как французские команды высшего уровня играют против английских команд высшего уровня, а игры на повышение, понижение и кубок дают нам понять, насколько сильны второй и третий дивизионы по сравнению с первым в каждой стране. Таким образом, модель Диксона-Коулза, работающая на всех матчах в Европе, позволяет корректировать показатели игроков в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от силы их соперников по сравнению с соперниками по чемпионату. Это количественный способ понять, сможет ли игрок, хорошо играющий в Лиге Два в Англии или Лиге 2 во Франции, выжить и процветать в Чемпионшипе. Smartodds также располагала большим количеством собственных данных о результатах — собственной версией Ожидаемых голов — которые можно было использовать при подборе персонала. Неудивительно, что одни из самых успешных игроков — Грэй, Мопе и Уоткинс — были нападающими. Подобные инструменты, наряду с традиционным скаутингом, помогли «Брентфорду» выявить недооцененные таланты, и это оказалось очень успешным.

Прибывшие игроки были не только готовой заменой ушедшим звездам, но и молодыми. В своем первом сезоне в Чемпионшипе «Брентфорд» имел самый молодой состав в лиге: средний возраст команды составлял 24,8 года, что на целых два года меньше, чем средний возраст команды в Чемпионшипе. За семь лет пребывания в дивизионе они ни разу не опускались ниже третьего места по самому молодому среднему возрасту состава, а самым возрастным для них был сезон повышения в классе, когда средний возраст игроков составлял 25,2 года. Легко догадаться, что их внимание к молодежи было обусловлено данными. Пик трансферных выплат приходится в среднем на середину двадцатилетия игрока, а пик результативности — на 25-30 лет. Чтобы выгодно переводить игроков, «Брентфорду» приходилось покупать молодых. Все самые успешные продажи «Брентфорда» были совершены с игроками в возрасте от 19 до 23 лет.

В «Ливерпуле» мы придерживались похожей стратегии. В период с 2014/15 по 2017/18 мы постоянно входили в тройку самых молодых команд лиги, а в сезоне 2017/18, в котором мы вышли в финал Лиги чемпионов, стали самыми молодыми. Существовал неформальный запрет на подписание игроков старше 24 лет. Иногда это правило смягчалось: Джеймсу Милнеру было 29 лет, когда он подписал контракт с «Ливерпулем», но он был свободным агентом, обладал огромным опытом, был очень хорош, мог сыграть практически на любой позиции в полузащите, и менеджер хотел подписать его. Наши мотивы для подписания молодых игроков были примерно такими же, как и у «Брентфорда»: игра футболиста и потенциальная стоимость трансфера возрастают по мере того, как игрок приближается к двадцати пяти годам. Каждое успешное подписание будет либо стоить трансфера, либо, что еще лучше, улучшать игру и помогать нам бороться за титулы.

В «Ливерпуле», когда мы добились успеха, у нас была возможность сохранить своих звездных игроков, а не заработать на их трансфере. После повышения в классе в 2021 году «Брентфорд» обнаружил, что возросшие доходы от футбола Премьер-лиги позволили им сделать то же самое. После повышения в классе им не пришлось продавать своих звезд, а их чистые трансферные расходы оказались в середине таблицы среди клубов Премьер-лиги, хотя, к их огромной чести, они сохранили самый низкий фонд заработной платы в лиге. Они продолжают разумно расходовать средства, но им не пришлось повторять свой замечательный трюк шестилетнего пребывания в Чемпионшипе, когда они продавали своих лучших игроков и от сезона к сезону улучшали свои результаты. Я считаю, что они более чем заслуживают такой роскоши.

«Брайтон энд Хоув Альбион»

«Брайтон» также пережил период поразительного успеха под руководством Тони Блума. Они пошли по более традиционному пути, чем «Брентфорд». К тому времени, когда в 2011 году «Брайтон» вышел в Чемпионшип, они переехали на новый стадион «Фалмер», вмещающий более 30 000 человек, и более десяти лет играли на временном стадионе. В Чемпионшипе «Брайтон» занимал место в середине таблицы по финансовым показателям и платил среднюю зарплату по Чемпионшипу.

В Чемпионшипе клуб, как правило, перевыполнял свои зарплатные обязательства, занимая 10-е, 4-е, 6-е, 20-е, 19-е и 3-е места, прежде чем получить автоматическое повышение в классе, заняв второе место в 2017 году. Трансферная стратегия «Брайтона» варьировалась. В свой первый сезон в Чемпионшипе они потратили много средств на трансферы. Но в последующие сезоны они получали трансферную прибыль, которая с лихвой компенсировала их прежние траты. Продажа будущего победителя Премьер-лиги Леонардо Ульоа в «Лестер Сити» принесла большую прибыль. А Уилл Бакли и Лиам Бридкатт последовали за Гасом Пойетом, своим прежним менеджером в «Брайтоне», в команду премьер-лиги «Сандерленд». Бакли и Бридкатт были постоянными игроками в составе «Брайтона» под руководством Пойета, но «Брайтон» был рад продать их с выгодой для себя, и оба игрока не смогли закрепиться в Премьер-лиге. Бакли провел всего девять матчей в основе в Премьер-лиге, а Бридкатт — 19. «Брайтон», безусловно, знал, как извлечь выгоду из предпочтения менеджера к своим старым игрокам. «Брайтон» завершил свое пребывание в Чемпионшипе, потратив много, но эффективно: самые дорогие приобретения — Шейн Даффи, Гленн Мюррей и Энтони Нокаерт — оказались важными игроками в сезоне, когда они вышли в АПЛ.

В Премьер-лиге «Брайтон», как и «Брентфорд», воспользовался возросшими доходами и начал тратить деньги на трансферном рынке. Их чистые расходы в течение первых трех сезонов Премьер-лиги были выше среднего по лиге, но в последние сезоны ситуация быстро изменилась на противоположную. Летом 2021 года «Арсенал» заплатил за услуги Бена Уайта £50 млн. Затем «Челси» начал подписывать игроков и персонал «Брайтона». Марк Кукурелья, Роберт Санчес и Мойсес Кайседо перешли в «Челси», и каждый из них принес «Брайтону» огромную прибыль от трансфера. Их менеджер Грэм Поттер и его тренерский штаб также были наняты «Челси», а «Брайтон» получил £21,5 млн. в качестве компенсации. «Челси» не получил большого соотношения цены и качества: Поттер руководил «Челси» всего 31 матч, после чего был уволен.

Помимо недавней прибыли от трансферов, «Брайтон» сохранил зарплату на уровне ниже среднего по Премьер-лиге и перешел от одного из самых возрастных составов в лиге к составу чуть моложе среднего. Как и в случае с «Брентфордом», «Брайтон» ориентируется не только на данные. Некоторые из их недавних трансферных успехов не играли в большом количестве футбольных матчей до прихода в команду, поэтому для того, чтобы быть уверенными в своих инвестициях в молодого игрока, необходимо было провести традиционную разведку наряду с анализом данных. Но, что очень важно, данные лежат в основе процесса принятия решений.

Победа над рынком

«Брентфорд» и «Брайтон» добились успеха, потому что их владельцы понимают соотношение между риском и вознаграждением. Обе команды были рады подписать «рискованных» игроков из клубов низшего дивизиона и с удовольствием придерживались «рискованной» стратегии, позволяя своим лучшим игрокам и менеджерам уходить, если цена была подходящей. Эти решения были рискованными, но клубы подсчитали, что потенциальная выгода перевешивает риски. Такой подход к соотношению риска и вознаграждения стал для меня понятен из короткого разговора с Мэтью Бенхэмом несколько лет назад. Мы оба сторонники атакующего футбола — с математической точки зрения очевидно, что ничья — это неблагоприятный результат, если только вы не являетесь значительно худшей командой, чем ваш соперник. Бенхэм рассказал мне, что его инструкции менеджеру «Брентфорда» заключались в том, чтобы атаковать, независимо от соперника и ситуации в игре. На первой минуте «Брентфорд» должен атаковать.

На 90-й минуте, ведя в счете один мяч и играя вдесятером «Брентфорд» должен атаковать. Я считаю, что подход был блестящим, но высказал свое мнение, что был бы рад, если бы моя команда защищала преимущество, если бы на последней минуте матча с мадридским «Реалом» она была в меньшинстве. Ответ Бенхэма заключался в том, что в футболе так сильно принято избегать риска, что приходится требовать от тренера экстремального поведения, чтобы иметь хоть какую-то надежду на то, что он будет хотя бы приблизительно ориентирован на атаку, насколько это оптимально.

Еще один навык профессионального игрока заключается в том, чтобы понимать, когда рынки меняются, и быть готовым к тому, что преимущество исчезнет или появится новое. Если смотреть со стороны, то было интересно наблюдать за тем, как «Брентфорд» применяет более оборонительный подход в Премьер-лиге. Эвристика «Просто атакуй» может быть отличной эвристикой для клуба Чемпионшипа, но не для нового клуба Премьер-лиги, играющего против одних из лучших нападающих в мире.

В «Ливерпуле» мы восхищались подписаниями «Брентфорда» и «Брайтона», хотя никогда не говорили им об этом. Я и мой коллега Даф Стил составляли списки игроков, которые выглядели выдающимися в своих национальных лигах, но были недостаточно хороши для «Ливерпуля» или играли в стиле, который не подходил нашему. Центральные защитники Понтус Янссон в «Лидсе» и Занка в «Копенгагене» считались игроками уровня Премьер-лиги, но не очень подходили для игры в высокой линии «Ливерпуля». Оба перешли в «Брентфорд». Франк Оньека был лучшим молодым полузащитником в Дании. Он играл за «Мидтьюлланд», другой клуб, принадлежавший Бенхэму, а вскоре перешел в «Брентфорд». Йоан Виссе много лет блистал в Лиге 2, затем в Лиге 1 — в 2012 году он был бы в шорт-листе «Ливерпуля», но к 2019 году, когда он перешел в «Брентфорд», у нас была роскошь совершать покупки на более дорогих рынках.

«Брайтон» также подписал игроков, которые были на нашем радаре. Паскаль Гросс выступал на уровне выше среднего по Премьер-лиге, играя во втором дивизионе Бундеслиги, и уже несколько лет играет на этом уровне за «Брайтон». Энок Мвепу был лучшим молодым полузащитником в Австрии. Каору Митома стал лучшим игроком в Японии, получив рейтинг выше среднего по Премьер-лиге. Мы очень редко оценивали игроков в Японии на уровне Премьер-лиги, и я до сих пор сожалею, что не настоял на том, чтобы Митома более серьезно рассматривался как потенциальное приобретение «Ливерпуля». Марк Кукурелья был игроком уровня Премьер-лиги, играя в Испании, и когда «Челси» заплатил за него едва ли правдоподобные £62 млн., «Брайтон» сразу же заменил его единственным молодым защитником в Испании, которого мы оценили на аналогичном уровне, Первисом Эступиньяном.

И «Брайтон», и «Брентфорд» добились успеха в этом «денежном дерби», хотя, возможно, в разной степени. Оба клуба сегодня успешно выступают в Премьер-лиге, и оба были в Лиге Один, когда Блум и Бенхэм взяли их под свой контроль. Естественным способом измерения успеха для азартных игроков являются деньги. В своей блестящей книге «Цена футбола» Киран Магуайр отмечает, что в 2019 году холдинговая компания «Брайтона» задолжала Блуму £271 млн. в виде беспроцентных кредитов. Я просмотрел последнюю отчетность «Брайтона» — в 2023 году «Брайтон» был должен Блуму £373 млн. За успех, безусловно, приходится платить, несмотря на скромный фонд заработной платы и недавнюю прибыль от трансферов. «Брентфорд» также поплатился за свой успех. Согласно отчетам за 2023 год, они должны Бенхэму всего £104,4 млн. в виде собственного капитала и займов.

Просматривая отчетность «Брентфорда», я обратил внимание на два ключевых показателя: они указали свое место в лиге (девятое во втором сезоне Премьер-лиги), а затем — свое «место в лиге xG» (седьмое). Приверженность «Брентфорда» подходу, основанному на данных, доходит до того, что в своем годовом финансовом отчете они демонстрируют, что их выступления на поле лучше, чем их результаты, и для этого они используют Ожидаемые голы.

Алкоголь, табак, огнестрельное оружие и азартные игры

Одна из моих любимых наклеек Panini датируется 1977 годом. За «Айнтрахт Брауншвейг» играл обладатель Кубка мира по футболу из Западной Германии Пауль Брайтнер, а спонсором команды был немецкий ликер Jägermeister. Фотография могла быть сделана только в семидесятые годы: У Брайтнера великолепные подковообразные усы, а на его ярко-желтой футболке великолепным готическим шрифтом выведено «Jägermeister». Времена, когда алкогольные бренды рекламировались на футбольных футболках, прошли. Времена, когда букмекеры размещали рекламу на футболках, тоже скоро пройдут. Азартные игры похожи на крепкий алкоголь — они могут быть веселыми в меру, но вызывают привыкание и пагубное влияние.

История Тони Блума и Мэтью Бенхэма может нарисовать картину того, что можно обыграть рынок. Но на каждую историю успеха приходятся тысячи неудач и банкротств. Каждый фунт, выигранный Starlizard и Smartodds — это фунт, проигранный кем-то другим, и букмекеры тоже получают свою долю. Starlizard и Smartodds сохраняют свое преимущество, платя миллионы за сбор подробных данных о каждой игре и еще миллионы докторам статистики за анализ этих данных. У обычного игрока нет ни единого шанса. Даже без «умных денег» на рынке, ставки имеют отрицательный ожидаемый доход, а если вам повезет начать выигрывать, букмекеры вскоре ограничат сумму, которую вы можете поставить. И если вы будете продолжать побеждать, они вскоре откажутся от вашего бизнеса. Как и выпивка, ставки могут быть веселыми, но редко бывают прибыльными.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...