7 мин.

У «Реала» самый звездный состав со времен «галактикос». Баланс даст Феде Вальверде

Вадим Лукомский – о Макелеле эпохи прессинга.

Прошлый раз такая концентрация звезд у «Мадрида» была в эру первых «галактикос». В начале нулевых в компанию к Икеру Касильясу, Роберто Карлосу и Раулю коллекционер Флорентино Перес добавил Зинедина Зидана, Луиша Фигу, Дэвида Бекхэма, Майкла Оуэна и Роналдо.

«С приходом Мбаппе «Реал» выглядит как команда, собранная в видеоигре. Все хотят играть за этих футболистов. Я всегда беру Мбаппе в FIFA. Он лучший в игре. Сейчас же мы сыграем вместе в жизни», – показательная эмоция новичка Эндрика. 

В старте выходят три из пяти главных претендентов на «Золотой мяч», а со скамейки им помогает легенда, которая уже брала этот приз. В перерывах между изучением техники Бобби Чарльтона их уроки впитывает главный талант нового поколения. А управляет командой маэстро Карло Анчелотти – самый успешный сторонник предоставления свободы игрокам в истории футбола. 

«Мадрид» середины нулевых запомнился только скоплением звезд, а в остальном стал страшилкой. Вот воспоминания спортивного директора Хорхе Вальдано:

«Я работал в переходный момент (до июня 2005-го) – все в клубе разделилось на «до» и «после». Я представлял «до». Мне казалось, что я единственный, кто думает о футбольной составляющей в урагане рекламных сделок и освоения рынков, в которых была суть «галактикос». Флорентино открыл для себя, что футбол – это бизнес, в котором продаются герои. Герои для него были бесценны. Они были основой стратегии». 

Пожалуй, лучшее осмысление тому периоду дал Зидан: «Зачем класть еще один слой золотой краски на «Бентли», если ты вынимаешь из него двигатель?» Двигателем Зизу считал Клода Макелеле, который покинул команду в 2003-м. Его уход – пожалуй, до сих пор главная ошибка Флорентино Переса.

Ключевое отличие нынешней команды – в 2024-м у суперзвезд есть лучший в мире герой второго плана. Билеты покупают не на него, но он спасет сюжет в ключевой момент и не оставит зрителей разочарованными. Это Феде Вальверде.

Зидановская аналогия с двигателем подходит ему даже лучше, чем Макелеле. Клод и Феде – короли баланса из разных эпох. Они отличаются стартовой позицией и набором функций, но на гениальном уровне склеивают проблемные места. Их уместно сравнивать не в контексте ролей, а в контексте позитивного эффекта на окружение. По влиянию на команду Вальверде – это Макелеле эры прессинга.

Соучастник «галактикос» Гути тоже сделал на этом акцент: «Феде очень скромный и работящий. Он никогда не зазнается. Из-за таких ребят нынешняя команда намного сильнее «галактикос». Баланс состава намного лучше, чем был у нас».

Кто будет главной звездой «Реала», узнаем по ходу сезона, а вот самым важным игроком будет Феде Вальверде. Это понятно уже сейчас. Важно зафиксировать, что уругваец был прекрасен и в прошлой кампании. Лидер по сыгранным минутам, всегда доступен, дает двойной объем именно в той зоне, на которую укажет тренер. В общем, абсолютный топ, но в текущих условиях значимость Феде еще возрастет.

Мы уже публиковали подробный текст о полезности Вальведе. Сейчас подсветим новые аспекты. Можно выделить три направления.

Первое – баланс схемы. Стартовая схема «Мадрида» в Суперкубке – «пытаемся перескочить из 4-3-3 в 4-4-2, но если не успели, то Вальверде все разрулит». Во втором тайме объем стал еще большим – часто в обороне на своей половине оставалось только 6 игроков (4+2). Орельен Тчуамени и Феде держали центр, насколько это возможно:

При этом Феде успевал поддерживать и атакующих партнеров. Он буквально склеивал обе стадии.

Правило «атакующие игроки дают необходимый минимум, а дальше уже справится Вальверде» работало и при прессинге. Тут из-за провала первой волны Феде оказался против двух оппонентов на весьма большом участке:

Потушил пожар – он лучше всех реагирует на такие ситуации, так как комбинирует скорость и выносливость с чтением эпизодов:

Вальверде всегда выполнял трудные объемные задания, но их значимость в новом сочетании сильно возрастает.

Второе направление – агрессивные рывки Вальверде. Это важный инструмент наказания соперника за концентрацию игроков на других участках поля. Как правило, такая концентрация рисуется на левой стороне. Там удобнее действовать Мбаппе, Винисиусу, Беллингему и Родриго. Вряд ли правый фланг будет генерировать комбинации, но крайне полезные обострения и завершения там возможны. Для этого нужно уметь пользоваться перекосами соперника – Феде всегда их замечает.

Третий аспект – продвижение мяча. «Мадриду» предстоит перераспределить функции Тони Крооса по доставке мяча в атаку. Немца невозможно заменить напрямую. Неизбежно придется искать иную динамику в центре. Вероятно, чаще за мячом будет опускаться Беллингем, более важную роль будут играть передачи Тчуамени (у него хорошие данные) и центральных защитников. 

Вальверде может принести пользу через продвигающие рывки с мячом. В перестраивающемся центре поля такие рейды будут особенно полезными – это не только вклад в замену продвижений Крооса, но и таблетка от предсказуемости. 

Феде уже прошел косвенную подготовку в Уругвае Марсело Бьелсы. На Копе у него была Кроос-образная роль с поправкой на максимально вертикальный стиль команды. Вальверде опускался в линию к защитникам, откуда придумывал продвижение – либо рискованная передача, либо рейд с мячом. Ситуативно эти качества он показывал раньше, но Бьелса продемонстрировал, до какой степени их можно эксплуатировать. 

В «Реале» этот метод выхода в атаку тоже будет полезным. Вот несколько примеров против «Аталанты» – Феде получает простор для разгона и зону для продвижения, а потом его очень трудно остановить:

«Мадрид» Мбаппе, Винисиуса и Беллингема 100% войдет в историю – точно как грандиозный проект, но, возможно, еще и как великая команда. Определить успешность может именно Феде. Вечный трудяга, которого попытаются перегрузить объемом.

Пока это еще никому не удавалось. 

Мбаппе сделает «Мадрид» сильнее? Тактический разбор

Зависть Рауля к Бекхэму и Роналдо, вражда испанцев и легов, тусы, слив тренеров и много-много алко. Так пали «галактикос»

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Juan Manuel Serrano Arce ; Fot. Patryk Pindral/ 400mm.Pl, IMAGO/Mateusz Porzucek/Global Look Press; AP/EAST NEWS/SERGEI GAPON/AFP