Ничего сейчас – половина потом
Для большинства из нас футбол – любимая с детства игра. Но это уже давно бизнес. В бизнесе главное деньги и прибыль. И футбол уже давно развивается по капиталистическим законам. В рамках самой честной конкуренции невидимая рука рынка выделила несколько клубов и одну лигу, обладающих почти неограниченными ресурсами. Они скупают лучших игроков, предлагая им самые щедрые условия контрактов и пользуясь притягательностью бренда. Остальным приходится приспосабливаться.
На рубеже веков итальянская Серия А была самой могущественной по своим финансовым возможностям лигой, а итальянские клубы – самым желанным местом для любого игрока. В середине 90-х Ювентус трижды подряд играл в финале Лиги Чемпионов, Милан выигрывал ее чаще, чем петербуржцы видят солнце, а в сборную мира можно было смело брать всю линию атаки Интера. Составам Ромы, Пармы, Лацио или Фиорентины конца 90-х/начала 00-х позавидовали бы многие современные топ клубы.
Используя эту инерцию, итальянские команды все еще остаются желанным местом для многих игроков. Если не пиковой точкой карьеры, то по-крайней мере трамплином перед переходом в АПЛ или Барсу, Реал или Баварию. Но больших денег на Аппенинах уже нет. Откуда же взять деньги, если их нет, как и нет возможности взять кредит?
Лет 10 назад в ходу была схема, при которой клубы делили права на игрока между собой. Как только появлялся талантливый игрок, большая команда покупала себе 50% прав. Это позволяло прилично сэкономить, застолбить за собой игрока и перестраховаться. Например, половина прав на контракт Доменико Берарди когда-то принадлежала Ювентусу. В случае если клубы не могли договориться, устраивался слепой аукцион, где представители прописывали в конвертах сумму, за которую готовы выкупить оставшуюся часть прав. Со временем явление стало разрастаться и футбольные чиновники это дело запретили. А жаль. Считаю из подобной практики получилось бы отличное шоу. Надо только запустить талантливых продюсеров и не сдерживать итальянскую экспрессию. Про турецкие сериалы никто бы и не вспомнил, плюс футбол пошел бы в массы.
Экономические проблемы с тех пор только усилились из-за пандемии. У небольших итальянских команд стало еще сложнее с финансами. Посещаемость и так не самая высокая, стадионы старые и принадлежат муниципалитетам.
Где брать деньги?
Когда-то в далеком 2017 году, не заигравший в Фиорентине и скитавшийся по арендам Анте Ребич перешел в Айнтрахт за скромную сумму около 4 млн. евро. Но Фиорентина оставила за собой право на заоблачные по тем временам 50% с его перепродажи. В 2019 Милан арендовал хорвата с правом выкупа уже за 25 млн. Но немцам не хотелось отправлять во Флоренцию восьмизначную сумму. В результате Ребич перешел в Милан, в обратном направлении ушел Андре Силва. Финансовые детали сделки клубы разглашать не стали. В итоге Фиорентина если и заработала, то явно не ту сумму, на которую могла бы рассчитывать.
В это трансферное окно уже несколько итальянских клубов объявило о сделках, в которых прописывается пункт о половине суммы с будущей продажи. Люсьен Агуме едет в Севилью всего за 4 млн. Даниэль Мальдини бесплатно переходит в Монцу. Икер Браво перешел из Байера в Удинезе, также без компенсации. Но есть нюанс. Все эти трансферы заключены с условием, что 50% от будущей продажи игрока вернутся их бывшим клубам.
Ставшая сенсацией прошлого чемпионата Болонья продала этим летом двух своих лидеров в АПЛ в сумме за почти 100 млн евро. Но получит около 50 млн, потому что почти половину суммы за трансферы Калафьори и Зиркзее отойдет Базелю и Баварии соответственно.
Почему эта практика становится так популярна и почему за ней будущее?
Слова про бизнес в начале статьи не просто словоблудие. Что главное, если речь про большие деньги и большие риски? Главное – это хедж. Страховка на случай, если актив потеряет в цене. Если при этом ты вынужден вести дела на рынке, имея крайне ограниченные ресурсы, но можешь снизить свои расходы одновременно подстраховавшись от дальнейшей неудачи – то это почти беспроигрышный вариант. Если мы смотрим не с точки зрения обывателя, а с точки зрения бизнеса, то Болонья не потеряла 50 млн, а заработала порядка 40 млн при этом сведя для себя риски к минимуму.
Учитывая всё увеличивающийся финансовый разрыв между клубами, тенденцию большинства команд к финансовой самоокупаемости и развитию молодых игроков для их дальнейшей перепродажи, считаю что тренд будет только нарастать.
Италия, конечно, удивительная страна. В футбольном и не только отношении. Здесь патриархальные традиции соседствуют с культом Мадонны. Красота сицилийских гор и неаполитанского побережья – с нищетой и бандитизмом. Руины древней великой цивилизации и памятники культуры – с новыми футбольными идеями.
Даже если в Италии совсем закончатся деньги на футбол – она найдет чем нас удивить.
Подписывайтесь на телеграм-канал Вальс Бастони: https://t.me/valsBastoni