5 мин.

Почему спор Шнякина и Долецкой полезен для спорта

Терентьев мирит.

Дмитрий Шнякин против Алены Долецкой – спор людей из совершенно разных миров.

Экс-редактор Vogue учит слогу с высоты глянца, где футбол оживает раз в два года. Где удивляются, как не по-испански звучит полное имя Ямаля и что комментаторы не проговаривают каждый пас, как в 90-х.

Шнякин отбивается прямиком из раздевалки ЛФЛ, в которой пахнет кожей бутс и потной формой. Где рождаются аутентичные футбольной внутрянке фразы «дед-пенсионер», «ананасоголовый», «преступник» (когда Уокер пробежал 50 метров, но не получил пас) и пацанские байки на грани и за ней.

Результат такого столкновения обычно один – как разговор Станислава Черчесова и Владимира Познера в студии, когда главный интервьюер Первого спросил главного в сборной: «Украина выше России в рейтинге ФИФА. Это не политика?»

Надо признать: футбольный мир, такой понятный и близкий нам, для многих сложный, запутанный и даже закрытый – такой культурный пласт, который поймешь только спустя годы вовлечения. Качественно отработанный финал (в привычной рпловской парадигме) у части публики вызвал чуть ли не ненависть. В комментариях телеграм-канала Долецкой некоторых триггерило так, будто Шнякин и Генич каждое утро звонят им из банка. 

Индустрия может отмахиваться от тысяч комментариев и сотни тысяч просмотров спора – и снисходительно посмеиваться над дилетантским взглядом на футбол. Но шум лишь симптом, за ним всегда более тектоническая реакция – тихое непонимание. Незаметное в чатах и не артикулируемое нигде – просто потому, что комментарии пишет меньшинство. Но это непонимание незаметно перерастает в нежелание возвращаться до следующего случайного финала.

Один мой близкий товарищ, который раньше следил за ЧМ и Евро, а теперь – лишь редкими-редкими вкраплениями, случайно попал на игру Испании и Италии. Спортивная тусовка ее очень хвалила: обоюдные подколы «испанца» Генича и «итальянца» Шнякина (договорились перед матчем болеть за разные команды), было бодро и ярко. Но у товарища впечатления другие: «Вопросов нет – они хорошо работали, эмоции, речь – все ок, но для понимания отсылок и приколов мне не хватало погруженности. Не завлекло».

Наверняка не только в моем окружении были те, кто первый раз за год включил большой футбол, чтобы ощутить сопричастность, но оказались на чужой вечеринке: вокруг веселятся, а вы не понимаете над чем. 

И я осознаю: цель перформанса и была в том, чтобы развлечь широкую аудиторию. Это выход из рамок будней, смело. Но возникает вечная дилемма творчества – завышать ли порог вхождения или оставить ступеньку, рискуя снизить таким образом силу высказывания. 

Важный момент, потому что всегда есть вариант рассинхрона в понимании качества и доступности – у тех, кто внутри футбольного пузыря, и тех, кто снаружи и хотел бы приобщиться, но просто не может. Места заняты еще год назад – в начале клубного сезона.

Поэтому спич Долецкой, при всей спорности аргументов (таких «ошибок» можно набрать за 90+ минут у каждого комментатора, даже у мэтров), полезен. Во-первых, порождает дискуссию: хочет ли наш спорт быть привлекательным для нового зрителя, который несильно погружен в предмет? Привлекательным в том числе с точки зрения бизнеса и продажи подписок. 

Во-вторых, подсвечивает главное – эмоцию большой и неизведанной аудитории, которую так явно не покажет ни один опросник. 

Форма претензии гипертрофирована и местами вызывает удивление, но в ней точно есть нужное и важное. То, что способно помочь нашему спортивному миру встроиться в большое культурное пространство.

Только для этого нужен мостик.

Возможно, чуть другая интонация на больших турнирах, искусственно заниженный порог вхождения или совершенно разные палитры звучания в паре комментаторов. Где будет не только дружеский конфликт, но и то, что привлечет непосвященного зрителя. 

После подката сзади от Долецкой вспомнил дуэт прошлого финала (ЧМ-2022) Трушечкин/Шнякин – как пример шикарного баланса интонаций и смыслов. Тонкий, образный и литературный Трушечкин, фактурный (единицы в России так же маниакально готовятся к репортажам), с байками и харизмой Шнякин.

Опять же – это не про уровень скиллов, а про палитру. Потому что я и Генича люблю. Даже унылый матч Тунис – Дания с ним – как распить пиво с другом-профиком на кухне под потрескивание ТВ. Уютно.

Ну и последнее – ключевое. 

Вопрос Познера про рейтинг ФИФА в 2018-м для меня был символом стены между двумя мирами – футбольным и нефутбольным. Даже после лучшего чемпионата мира в истории, который, казалось, должен помочь хотя бы помечтать о футбольной стране. 

Спор Шнякина и Долецкой может либо стать еще одним кирпичиком в стене, либо сделать наш спортивный уютный мирок чуть шире, оборудовав вторую комнату для гостей. 

Хочется второго. 

И увидеть Алену Долецкую в теплой атмосфере «Коммент.Шоу» или студии «Матча». 

Телеграм-канал Артема Терентьева

Фэнтези РПЛ-2024/25 уже на Спортсе! Успевайте собрать команду

Фото: instagram.com/alionadol; instagram.com/shhhnyak; instagram.com/13.np