6 мин.

Эта Англия – пародия на топ-клуб

Диагноз от Славы Палагина.

Перед Словакией Гарет Саутгейт наконец признал, что Англии пора на новый уровень. Получилось, но, как говорится, есть нюанс. На предыдущих турнирах команда прибавляла, только когда начинала уступать – как Дания-2021 и Франция-2022. Формально сегодня волевая победа, но на деле продолжение шоу ужасов даже после пропущенного. Акробатические возможности Джуда не должны затмевать главного: Англия все еще больна. 

А теперь – подробнее по тактическим деталям вечера. 

Англия пыталась атаковать как «Сити». Получилась жалкая копия

Самый больной вопрос для Англии на Евро – уровень позиционных атак. В трех матчах группы создали меньше xG, чем было у одного Килиана Мбаппе (если забыли, француз сыграл только в двух). Проблем масса – медленное продвижение мяча, ограниченный левый фланг и неудобные позиции для части игроков. 

Хорошая новость: Саутгейт в курсе проблемы и даже попробовал ее починить. 

Плохая: не помогло. 

Выбранный Гаретом метод – скопировать структуру топ-клубов + вставить. Выглядело максимально похоже. Структура – 3-2-5, которую используют в атаке «Ман Сити» и «Арсенал». Тройка разыгрывающих – Уокер, Стоунз, Гехи. В опорной – пара Райс и Майну. Впереди атакующая пятерка с двумя десятками – Беллингем и Фоден. За ширину слева отвечает Триппьер. 

Идея понятна большинству игроков. Позиционно тоже подходила почти всем, за исключением, пожалуй, Триппьера.

Проблема #1 – Словакия прекрасно ограничивала большую часть матча. 

Проблема #2 – когда у Англии все же получалось, на свободу выводили именно Триппьера. 

На Кирана сыплется много шишок за турнир, на котором он вообще не должен играть левым защитником (номинально – правый), но его недостатки проявились в обоих эпизодах, когда партнеры выводили на простор. Первый момент завершился ударом на трибуны, второй – запоздалым пасом на Фодена в офсайд. 

С игры Англия не создала ни одного явного момента. Оказывается, скопировав только позиционную идею «Ман Сити», ты не станешь «Ман Сити». 

Англия попробовала прессинговать по-новому. И получила

Еще одна претензия к Саутгейту за турнир – трусость без мяча. Гарет обещал исправиться еще к Словении. Тогда проверить задуманное на тренировках не удалось – Ян Облак разбивал прессинг выносами. Словакия играет в более смелой манере, поэтому тест наконец-то состоялся. 

Оценка: неудовлетворительно, которое граничит с ужасно. 

Англия выбрала структуру с персональными ориентировками. Вероятная цель – ограничить тройку полузащитников Словакии, которая блестяще подкована в аспекте. Ключевой была роль у Фодена и Триппьера. Фил выдвигался на одну линию с Харри Кейном, Киран – компенсировал его движение и поднимался высоко по флангу. 

Выглядело так: 

По ходу первого тайма Словакия несколько раз оголяла недостатки структуры (главный – отсутствие подстраховок). Пропущенный мяч – разновидность, в которой проблема усугубляется. Из-за выдвижений Фодена и Триппьера у Англии осталась только тройка защитников против четверки соперников:

Во втором тайме Словакия разыгрывала чуть проще – иногда вообще сбивалась на выносы и даже не разыгрывала от вратаря. Но в середине тайма из-за неспособности англичан задавить выдала минутную игру в «оле!» из 26 передач. 

Короля спасли стандарты. Они наконец-то заработали

На предыдущих турнирах проблемы Англии в атаке здорово маскировали стандарты. Этот аспект Саутгейт прокачал благодаря идеям из НБА и качествам Харри Магуайра. Самый яркий пример – чемпионат в России, где у Англии даже было больше голов со стандартов, чем с игры (6 против 3).

На этом Евро стандарты молчали – сказывалось отсутствие и Магуайра, и четких идей штаба. Перед стартом плей-офф Англия набила только 7 ударов общим весом 0,19 xG – меньше на турнире было только у Грузии. 

Игра со Словакией – камбэк главной идеи Саутгейта. Оба гола пришли после стандартов, но некоторые идеи просматривались и в основное время. Среди них – подачи во вратарскую с целью заблокировать вратаря (занимался Марк Гехи) и попытки вывести Харри Кейна навесом на дальнюю. 

Из-за фолов идеи долго не работали, но с выходом Айвена Тоуни наконец-то пошло. Пожалуй, не случайность: Айвен в принципе хорош на стандартах, к тому же играет за главных спецов АПЛ в этом аспекте. Его «Брентфорд» специализируется даже на розыгрышах аута – именно с него Англия сравняла. 

Победный мяч – совокупность качеств Тоуни (ассистировал Кейну) и идеи Саутгейта. Дубравка плохо вынес мяч из-за качественного блока от Гехи – его защитник «Кристал Пэлас» выставлял всю игру. 

Идеи Саутгейта чуть не погубили в дополнительное время. Исправился только в перерыве

Основное время Англия доигрывала шестеркой атакующих игроков. Одновременно на поле находились Кейн, Тоуни, Палмер, Эзе, Беллингем и Сака. К тому моменту Букайо уже 20 минут играл левого защитника (есть опыт в «Арсенале»), но после быстрого второго гола Саутгейту пришлось решать, как всех разместить. 

Надежный как швейцарские часы план – усадить всех в автобус. Схема – 5-3-2. Атакующие Сака и Эзе – латерали. Десятки Палмер и Беллингем – в роли дополнительных опорников. Запомните этот момент – вероятно, такое больше не повторится ни с кем из них: 

Выбрать с таким наполнением автобус вместо попыток владеть мячом – спорный вопрос. Словакия вполне могла наказывать. Пару раз вскрывали зону Эзе, которому категорически не хватало качеств для игры латералем (в «Кристал Пэлас», как правило, десятка). 

Хорошая новость: Саутгейт быстро все починил. В перерыве между экстра-таймами убрал Кейна, поднял Эзе в полузащиту, а на его место поставил куда более профильного Эзри Консу. Тот тоже не левый защитник (в «Астон Вилле» либо центральный, либо правый), но точно лучше понимает, что делать внутри штрафной.   

Изменения потушили проблему, но нельзя упомянуть об условиях, в которых выживала Словакия. К дополнительному времени подошли в составе с тройкой центральных защитников (третьего выпустили буквально перед голом Беллингема), а из сыгранной полузащиты остался только Лоботка. Разыгрывать мяч в таком составе им не приходилось ни разу за турнир. 

Саутгейт – тактический мазохист

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Richard Pelham, Carl Recine