Трибуна
14 мин.

Истоки тихоокеанского классико. Как противостояние Перу и Чили стало одним из самых важных в Южной Америке

В предстоящем туре южноамериканского отбора на чемпионат мира 2026 года предстоит матч между Перу и Чили, непримиримыми соперниками на континенте. Игра будет важной не только с турнирной точки зрения (командам надо побеждать, чтобы сохранить шансы на попадание на мундиаль), но и с исторической – противостояние между соседними странами тянется столетиями. В этом году к дуэли добавился новый элемент: сборную Чили возглавил Рикардо Гарека – автор главных успехов перуанцев в XXI веке.

А каковы истоки Тихоокеанского классико и как противостояние отразилось на футболе?

В XIX веке Перу ввязалась в войну с Чили из-за месторождений минералов. В результате были потеряны южные провинции и уничтожена армия

Как это часто бывает, противостояние началось из-за войны. В случае Перу и Чили – это Тихоокеанская война 1879-1883 годов. В 1870-х годах важной частью экономики Перу была добыча натриевой селитры и гуано, разложившихся естественным образом остатков помета морских птиц. Их использовали в качестве удобрений (об этом свойстве гуано знали еще жители доколумбовых цивилизаций), а также они являлись важным компонентом для изготовления пороха.

Залежи селитры и гуано располагались на юге страны в провинциях Такна, Арика и Тарапака, в то время принадлежавших Перу, а также в провинции Антофагаста, принадлежавшей Боливии и являвшейся единственным выходом к морю для этой страны.

Минералы привлекли внимание иностранных компаний, в первую очередь британских, инвестировавших в разработку месторождений. Желая предотвратить утечку доходов за пределы страны, правительство Перу объявило о национализации месторождений. В то же время правительство Боливии объявило об отмене налоговых льгот для чилийских компаний, добывающих селитру в Боливии. Опасаясь того, что Боливия, также как и Перу, национализирует добычу селитры, британские инвесторы стали оказывать финансовую и военную поддержку Чили, а взамен получили монопольное право на вывоз минералов.

Чилийское правительство стало протестовать против отмены льгот и отправило военный флот к берегам Боливии. В свою очередь, Боливия конфисковала англо-чилийскую компанию «Compañía de Salitres y Ferrocarril de Antofagasta», занимавшуюся добычей селитры. Тогда президент Чили Анибаль Пинто отдал приказ о захвате города Антофагаста. Началась война.

К тому времени, между Перу и Боливией существовал секретный договор о военной взаимопомощи, заключенный в 1873 году. 14 февраля 1879 года чилийскими войсками была захвачена Антофагаста, а в апреле того же года Перу объявило войну Чили.

Важной частью военных действий стало противостояние за господство на море. Ключевым стал бой у мыса Ангамос, состоявшийся 8 октября 1879 года. В ходе ожесточенного боя чилийцам удалось захватить перуанский монитор «Уаскар», совершавший постоянные набеги на чилийский флот. Хоть перуанцы и проиграли этот бой, он вошел в историю страны как пример мужества, капитан «Уаскара» адмирал Мигель Грау, погибший в ходе сражения, стал национальным героем, а 8 октября является выходным днем.

Захваченный в бою «Уаскар», чилийцы восстановили и ввели в состав своего флота. Дальше именно Чили контролировало морское пространство. Это позволило им продолжить продвижение на север, захватив города Икике и Такна и разбив объединенную перуанско-боливийскую армию. 7 июня 1890 года войска Чили начали штурм порта Арика, где находились остатки перуанской армии. Перуанцы обороняли его «до последнего патрона». Полковник Франсиско Болоньези, руководивший защитой порта и погибший при его обороне, также стал национальным героем. При обороне Арики, перуанцы использовали защитные мины, фугасы, что чилийцы сочли нечестной формой боя. Это привело их в ярость: в ходе боя не брали пленных, а захваченный город подвергся грабежу и насилию.

Насилие и грабежи стали частью дальнейшего продвижения чилийских войск на север. Уничтожение перуанской армии оказалось недостаточным – Чили хотел добиться капитуляции Перу. Не встречая должного сопротивления, чилийские войска дошли до Лимы и в январе 1881 года захватили перуанскую столицу. Война на этом не закончилась – вплоть до 1883 года партизанские отряды совершали набеги на чилийские войска.

Тем не менее, не видя перспектив продолжения военных действий против Чили, было принято решение подписать мирный договор. Это произошло 20 октября 1883 года. Согласно Анконскому договору провинция Тарапака присоединялась к Чили, а провинции Арика и Такна переходили под управлении Чили на 10 лет, по истечении которых там следовало провести плебисцит об их дальнейшей судьбе. Плебисцит так и не был проведен. Чили же таким образом получил все зоны добычи селитры и прибрежные острова с запасами гуано.

После войны бывшие территории Перу подверглись насильственной «чиленизации», перуанцы подвергались дискриминации и становились жертвами насилия

Правительство Чили всячески избегало проведения плебисцита в провинциях Арика и Такна. В это время там проводили политику «чиленизации» – искоренение перуанских обычаев и порядков и установление взамен них чилийских. Таким образом, в новые провинции завозили чилийцев, которые получали преференции по сравнению с перуанцами, были организованы правительственные органы с чилийцами во главе, поселения и улицы стали переименовываться на чилийский манер. В государственных школах преподавали по чилийским учебникам, учеников заставляли почитать национальные символы и петь гимн Чили.

Конечно, перуанцы сопротивлялись нововведениям. Они создавали частные школы, в которых передавали детям перуанские ценности. Когда частные школы закрыли, перуанцы создавали «подпольные образовательные центры». Также подпольно продолжались издаваться перуанские газеты. А еще важную роль играла церковь, ведь согласно Святому Престолу провинции Арика и Такна продолжали находиться под предводительством епархии Арекипы. Священнослужители, которые были перуанцами, сохраняли свою приверженность Перу. Тогда правительство Чили решило изгнать их и заменить на чилийских священников.

Перуанские священники, изгнанные из Такны и Арики

В 1900 году правительство Чили постановило, что все мужчины в возрасте от 20 до 45 лет обязаны пройти воинскую службу сроком один год. Норматива в том числе касалась перуанцев, родившихся в Такне и Арике после 1883 года. Их отправляли проходить воинскую обязанность в Сантьяго. Это привело к тому, что мужчины стали скрываться и покидать свои места проживания. Такна и Арика превратились в города, где проживали женщины, старики и дети.

Развитие политики «чиленизации» также привело к радикализации националистически настроенных чилийцев. Они создавали Патриотические общества, которые преследовали перуанцев, срывали перуанские флаги, вывешенные 28 июля в День независимости Перу, поджигали дома, школы, магазины, принадлежащие выходцами из Перу. Полиция зачастую никак не реагировала на подобные действия, поэтому доходило и до крайностей: избиения и убийства перуанцев. Таким образом, посредством насилия, организации провоцировали изгнание перуанцев из данных провинций.

Крест, нарисованный на доме, где живут перуанцы

Так продолжалось до 1926 года, когда Такно-Арикский конфликт был передан в международный арбитраж под руководством США. В результате в 1929 году был заключен Лимский договор, согласно которому провинция Такна вернулась в состав Перу, а Арика осталась под управлением Чили.

Память о войне остается в футболе: футбольные клубы названы в честь героев, диктаторы Перу и Чили использовали конфликт для поднятия национального духа

Следы Тихоокеанской войны можно найти в перуанском футболе и в наши дни. Самый яркий пример – футбольный клуб «Атлетико Грау» из Пиуры. Он был назван в честь Мигеля Грау, именно в этой провинции родился адмирал. Также в честь Мигеля Грау назван стадион в Кальяо – главном порту Перу. На нем играет один из самых аутентичных клубов страны «Спорт Бойз». В городе Такна играет футбольный клуб «Коронель Болоньези», названый в честь героя сражения при Арике Франсиско Болоньези. Сейчас клуб играет в «Копа Перу» – третьем дивизионе страны, а в начале века он был в высшем дивизионе и даже играл в Копа Либертадорес, в 2004 и 2005 годах «Коронель Болоньези» тренировал Хорхе Сампаоли.

Сборные Перу и Чили впервые встретились на футбольном поле в 1935 году в рамках Кубка Америки, через 6 лет после подписания Лимского договора. Турнир проходил в Перу, а матч состоялся на Национальном стадионе в Лиме. Отмечают, что игра проходила с чрезмерной жесткостью со стороны игроков. Перу победил 1:0, единственный гол забил Альберто Монтельянос.

В 1939 году Кубок Америки вновь проходил в Перу. В турнире участвовали пять команд: помимо Перу – это Чили, Уругвай, Парагвай и Эквадор. Команды играли по круговой системе, по одному матчу с каждой. В очном противостоянии Перу победили чилийцев 3:1. Дубль оформил легенда перуанского футбола 1930-х Лоло Фернандес, еще один гол на счету Хорхе Камполо Алькальде. Одержав победы над всеми сборными, Перу впервые в истории стал чемпионом Кубка Америки.

Новый всплеск противостояния между соседями произошел в 1970-е годы. Это время характеризуется наличием диктатур как в Перу (Хуан Веласко и Франсиско Моралес Бермудес), так и в Чили (Аугусто Пиночет). Обе страны использовали Тихоокеанскую войну, как инструмент для поднятия национального духа и разжигания розни между двумя странами. Футбол стал одним из проявлений вновь усилившейся ненависти.

Одной из самых ярких игр той эпохи стал матч Копы Америки 1975 года. Чили и Перу встречались на групповом этапе. В решающем матче перуанцы победили 3:1. Один из голов ударом через себя забил Хуан Карлос Облитас. Перу вышло из группы и в-итоге во второй раз в истории стало обладателем Кубка Америки.

Начиная с отборочного турнира к чемпионату мира 1978 года матчи между Перу и Чили стали напоминать военные действия. Причиной этого стал рост фанатского движения. Пришедшие из Аргентины, к 1990-м годам баррас бравас укоренились и в Перу с Чили. Появилось больше агрессии по отношению к игрокам противника: в них кидали предметы, могли прийти к отелю и шуметь, не давая спать.

Главным матчем той эпохи стала игра в отборочном турнире к чемпионату мира 1998 года. Перу и Чили в очном матче определяли, кто попадет на Мундиаль. Перед игрой в обеих странах только и говорили, что о матче жизни и смерти. Чили разгромило перуанцев со счетом 4:0 и по разнице забитых и пропущенных голов отобралось на чемпионат мира. Перу пришлось ждать еще двадцать лет, чтобы наконец-то попасть на Мундиаль.

Всего Перу и Чили встречались между собой 85 раз. 24 раза побеждали перуанцы, 46 побед на счету Чили и 15 матчей закончились вничью.

Перу и Чили также спорят из-за названия удара через себя

Кстати, противостояние между Перу и Чили в футболе существует и на лингвистическом уровне. Все дело в названии удара в падении через себя. В Чили вам скажут, что это «чилена» («chilena»), а в Перу – «чалака» («chalaca»).

Термин «чилена» появился благодаря Рамону Унсага, чилийскому футболисту испанского происхождения. Унсага был хорошим атлетом, практиковавшим разные виды спорта, такие как плавание, легкая атлетика, прыжки в воду и футбол. 16 января 1914 года в матче за «Талькауано» он впервые использовал удар через себя. В первое время удар применялся им в защитных целях – чтобы выбить подальше от своих ворот.

Рамон Унзага

Затем в 1916 году Рамон в составе сборной Чили отправился в Аргентину, где участвовал в первом Кубке Южной Америки. 2 июля Чили играл против сборной Уругвая. В этом матче Унсага вновь применил данный прием. Впечатленная аргентинская пресса назвала удар «чилена». В дальнейшем, Унсага еще не раз использовал удар через себя, тем самым закрепив термин «чилена».

Считается, что слово «чалака» по отношению к удару через себя впервые было применено в городе Кальяо. «Чалако» или «чалака» называют жителей Кальяо и вообще все, что имеет принадлежность к портовому городу. Нет точно задокументированных сведений, когда и кем впервые был нанесен данный удар. Однако, согласно источникам, удар стали использовать в районе 1913 года. Первыми его стали делать афроперуанцы. Согласно перуанским историкам, именно в порту Кальяо британские и чилийские моряки увидели применении «чалаки», после чего прием попал на футбольные поля Чили.

Перуанцы считают, что термин «чилена» стал популярным благодаря испанцам, которые увидели удар в исполнении игроков чилийской команды «Коло-Коло» во время турне клуба по Испании. И действительно, термин «чилена» указан в словаре Королевской академии испанского языка, как удар через себя в футболе, а ФИФА использует его в своих испаноязычных документах и официальном сайте. В большинстве латиноамериканских стран тоже используют именно этот термин. В то время как «чалака» говорят в Перу, а также слово встречается в Эквадоре и Колумбии.

Рикардо Гарека стал идолом Перу за то, что вывел сборную на чемпионат мира. Но затем он возглавил Чили

В марте 2015 года в сборной Перу начался новый этап – главным тренером стал аргентинец Рикардо Гарека. Тогда еще никто не знал, но именно с Гарекой Перу добьется лучших результатов с 1980-х годов: третье место на Копа Америка 2015, второе место на Копа Америка 2019, а самое главное, в 2018 году впервые за 36 лет сборная выйдет на чемпионат мира.

И даже больше. С одной стороны, он заставил перуанских игроков поверить в себя и объединил их общей целью. С другой, он добился почти 100-процентного признания со стороны болельщиков. Перуанцы снова полюбили свою сборную, которая стала ассоциироваться с чувством счастья, гордости и патриотизма. На улицах стали чаще появляться в форме сборной Перу, чем в футболках с фамилией Месси или Неймар. Это благодаря Гареке в Россию приехало около 40 тысяч перуанских болельщиков.

Гарека стал больше, чем тренером сборной. Он стал идолом. К сожалению для перуанцев, сборная не вышла на чемпионат мира в Катаре. К сожалению для перуанцев, Федерация футбола Перу не стала продлевать контракт с Гарекой, посчитав его слишком дорогим. Гарека ушел.

Без Рикардо сборная Перу переживала сложный период: невыразительная игра под руководством Хуана Рейносо и последнее место в отборе на чемпионат мира. У Гареки тоже дела шли не очень. Он вернулся в аргентинский «Велес», который уже тренировал до этого и даже становился чемпионом Аргентины. Но уже через три месяца тренер ушел в отставку из-за плохих результатов.

А затем последовала бомба: Рикардо Гарека возглавил сборную Чили.

Реакция на это была жесткой. Даже спустя полтора года после ухода из сборной Перу, в стране еще можно было встретить рекламные постеры с изображением аргентинца. После подписания контракта с Чили, они исчезли. Перуанские газеты выходили с заголовками «Нам больно» и «Предатель». Болельщики также не могли понять и принять решение Гареки. Такого же мнения были и некоторые журналисты: «Это нормально заново начать свою жизнь. Но ты не можешь начать жить с нашей соседкой»; «Желаю ему проиграть свою первую игру с Чили против Франции, да и вообще проиграть все игры, чтобы Чили больше не набрало ни одного очка».

Хотя не все восприняли эту новость негативно. Были и адекватные мнения, мол, он не перуанец и уже какое-то время не работал со сборной, да и вообще, это только работа и мы должны быть признательны ему за то, что он сделал. Такого же мнения были и футболисты сборной Перу. Йосимар Йотун завил, что «тренер заслуживает нашего уважения за то, что сделал для страны. На месте болельщиков, я бы ему аплодировал за то, что он сделал для Перу».

Сам же Гарека на вопрос о своем решении возглавить сборную Чили ответил следующее: «Перу – страна, которой я так многим обязан за те восемь лет, что я провел там. У меня всегда будут слова благодарности для этой страны. Но жизнь продолжается. Как и в жизни, есть возможность выбора: Перу может выбрать тренера, которого захочет, а я могу работать там, где захочу. Я бы не хотел, чтобы меня забывали. Я буду помнить о том времени, для болельщиков у ​​меня есть только слова благодарности».

На Кубке Америки 2024 сборная Чили Гареки попала в одну группу со сборной Перу. Команды встретились между собой уже в первом туре. Матч закончился нулевой ничьей. По итогам группового турнира обе сборные не вышли в плей-офф. Перу и Чили разочаровывают и в отборочном турнире на чемпионат мира 2026 года. На данный момент команды занимают последние два места в таблице южноамериканского отбора. Предстоящее тихоокеанское классико будет драматичным.