Художник из Петербурга показал большой спорт в миниатюре. Его работы заказывает Смолов
Если вы хоть раз поднимались по лестнице, катались на велике или бежали за ускользающим от остановки автобусом – вы уже знакомы со спортом.
Петербургский художник Иван Шкулипа показывает людей в масштабах шариковой ручки. В миниатюрных работах – сюжеты большого и бытового спорта. Героями его картин каждый день становится кто-то из нас. Просто мы этого не замечаем.
Денис Ельфин пообщался с создателем маленьких человечков.
● «Шоссейный велосипедист больше всего понимает, насколько плохие дороги в России»
● Что интересует Федора Смолова помимо футбола?
● Почему Олег Тиньков* купил Криштиану Роналду мира велоспорта
● С какой минуты нужно смотреть футбол?
● Как Карен Хачанов вдохновил заниматься теннисом
● Самая крутая буква в русском алфавите
– Ты очень лаконично представляешься в соцсетях. Что нужно знать читателю о тебе в начале нашего разговора?
– Я художник и рисую людей. Ищу их на улицах и фотографирую. Все персонажи в моих работах — это реальные люди, которых я когда-то встретил. Мне кажется, что та лаконичность, которая есть в интернете и в социальных сетях, полностью переходит в творчество.
– Как ты находишь персонажей для работ?
– Это часто достаточно спонтанный процесс. Обычно, когда я иду по своим делам, то держу камеру или телефон под рукой. Могу кого-то спонтанно подснять, издалека высматриваю, чтобы успеть сделать кадр.
Иногда не успеваю достать телефон или камеру и упускаю персонажа. Но если мне нужен какой-то определенный человек, который занимается определенным делом – то иду в то место, где я могу его встретить.
– Кого приходилось искать целенаправленно? Из недавнего.
– Мне нужны были маляры. Пошел на реставрирующийся объект, искал их там – не нашел. На улице тоже не встретил маляров. Нашел на вокзале. Возможно, это и не совсем маляры, потому что они клеили какой-то баннер с валиками. Как раз таких персонажей я и искал.
– Как люди реагируют, когда замечают, что их кто-то фотографирует?
– Это же очень быстро происходит – они не успевают среагировать. По людям видно, что они в недоумении. Но это такая секунда, что я быстро сфотографировал и исчез. А они не поняли, что произошло вообще. Глаз нахмурил и пропал.
«Шоссейный велосипедист больше всего понимает, насколько плохие дороги в России»
– Как ты оказался в шоссейном велоспорте?
– О, ты даже это знаешь? Когда мы переехали с семьей в Хабаровск, я пошел на футбол в академию «СКА-Хабаровск». На тот момент там занималось много детей обеспеченных родителей, которые буллили других за экипировку. На тренировке сказали, что нужны определенные бутсы и щитки. У семьи денег не было, и я пришел на тренировку в китайских плохих бутсах. И мне сразу: «Ну у тебя бутсы! Ха-ха-ха!»
После пары тренировок сразу поставили на игру. Сложно было справиться с волнением, с прессингом. Со стороны тренера я видел равнодушие, со стороны команды тоже не было никакой поддержки. Домой я пришел разбитый. Тогда мама сказала: «Тебе нужен спорт, в котором ты был бы индивидуален, где все зависит от тебя». И предложила велоспорт в Хабаровске. Я сразу вспомнил, как когда-то выиграл ящик «Спрайта» на день города.
– Что?
– В детстве в маленьком городе Дальнегорске, откуда мы были изначально, был советский стадион. На день города там были соревнования по велоспорту. Однажды я выиграл ящик «Спрайта». Мама зацепилась за эту историю. Надо сказать, что на тот момент мне очень понравилось. Я сразу же втянулся в этот спорт – через месяц уже поехал на сборы в Приморский край.
– Фотки шоссейного велоспорта в интернете – это абсолютное единение с природой. Как это выглядит на самом деле?
– Смотря где. Вообще ты ездишь на дорогах общего пользования – там не особо приятно находиться, и дороги ужасные. Шоссейный велосипедист больше всего понимает, насколько плохие дороги в России, потому что каждая ямка, каждый камень может повредить тебе колесо. В свободное время ты просто занимаешься тем, что клеишь себе колеса.
Естественно, во время тренировки тренер возит с собой кучу запасных, но те, которые пробил, ты сам должен заклеивать.
Сейчас машина ДПС впереди едет и сзади замыкающий тренер, например. Велосипедисты по городу едут, за город выезжают. Раньше не было такого. Ты просто выезжал, тренер едет сзади, а ты мог за троллейбусом ехать, за автобусом, просто за обычной машиной. Занимаете целую полосу и выезжаете из города на загородную дорогу. Так тренируетесь.
– Есть совершенно безумные кадры ног гонщиков после больших соревнований. У всех так?
– Нет. Я пытался закачать икроножные мышцы, они по генетике маленькие сами по себе, поэтому не получалось. Верхние мышцы ног закачались, а нижние нет. Я как избушка на курьих ножках катался.
– Пожалуй, самое популярное русскоязычное видео про велики, это как Витя Кравченко катается на маунтинбайках с Олегом Тиньковым*. Смотрел?
– Да, видел. Олег Тиньков* в свое время купил очень популярную велокоманду Saxo Bank (сейчас она называется Tinkoff – прим.). За эту команду тогда катался Альберто Контадор. В мире великов это был Криштиану Роналду. Тиньков* сильно популяризировал этот спорт в России. Наверное, это было сопоставимо с покупкой «Челси» Абрамовичем. – Чем крут Контадор?
– Он сам по себе невысокий такой, но выдавал просто какие-то невероятные отрезки. В велоспорте самое интересное происходит на финише. Ты можешь ехать там двадцатым, но собираешь все последние силы в кулак и всех обгоняешь. Он, наверное, так и делал. Включался как ракета и вырывал серьезные финиши.
– Вокруг тебя происходили интересные ситуации в велоспорте?
– На подростковом уровне были забавные моменты. Во время соревнований один из родителей ребенка ехал на большой машине рядом с сыном, чтобы его от бокового ветра закрывать. В велоспорте очень важна тактика, как от ветра прятаться. Обычно укрываешься за другими гонщиками, чтобы тебе было легче ехать. А здесь – машина – идеальный вариант от ветра, парень вообще без помех гнал.
«У Смолова есть неплохая коллекция современного искусства»
– В твоих работах много футбола. Есть ли у тебя любимый игрок или команда? Давай поговорим об этом.
– Я очень долго болел за «Челси», потому что их начали показывать по Первому каналу в 2005 году. Активно болеть за них начал, когда они Лигу чемпионов выиграли в 2012-м. Поэтому футбол всегда тесно связан со мной. Плюс сейчас уже начинаю знакомиться с футболистами, это тоже откладывает свой отпечаток.
– Где ты с ними знакомишься?
– Это происходит через общих знакомых, как правило. Например, друг зовет поужинать в компании, где может быть футболист.
– Назовем кого-нибудь?
– Федя Смолов, например.
– Как он в общении?
– Он супер! На первой встрече мы говорили про искусство и книги. Про футбол совсем мало. Разговаривали про творчество. Он заказал у меня картину. У него как раз на тот момент квартира достроилась. Он хотел ее обустраивать. Через месяц встретились, я к нему домой приехал, картину привез.
– Какие основные точки соприкосновения с искусством ты увидел у Федора Смолова?
– У него есть желание разобраться. Я не вижу каких-то сверх познаний, но это и не нужно. Мало кто может похвастаться какими-то суперзнаниями. Но я вижу его заинтересованность. Он ходит на выставки. Знаю, что у него есть неплохая коллекция современного искусства, которую он собрал. Может быть, ему кто-то помог, подсказал. Но главное – заинтересованность. Его тяга к чему-то новому проявляется в этом.
В компании он еще общался про книги, но я не много читаю и мало могу поддержать этот разговор. Знаю, что он читает художественную литературу в оригинале на английском.
– Одну из работ ты сделал по матчу «Зенита» против «Динамо».
– Да, я как-то в пятницу встретился в Федей в Москве. Он сказал, что в воскресенье будет игра с «Локомотивом», но нужен паспорт болельщика. Я не смог его сделать в выходные дни – написал ему об этом. Тогда Федя пригласил на матч в Питере против «Зенита» в Кубке России. Изначально я хотел посмотреть именно игру «Динамо», потому что играл мой знакомый.
Я люблю смотреть европейский футбол. На его фоне кубковый «Зенит» – «Динамо» был тусклее. К тому же, долго стояли в очереди на стадион и не увидели два мяча, которые забили сразу же в первом тайме. Нужно приходить заранее или вовремя. Но в то же время атмосфера была супер и удалось что-то подснять. Взял с собой камеру – потом нарисовал.
– Что в итоге получилось?
– Там четыре персонажа, Федя и три футболиста «Зенита», которые окружили его, чтобы мяч забрать.
– Сколько времени уходит для того, чтобы изобразить одного персонажа?
– По-разному. Вообще, это быстрый процесс на самом деле, потому что я работаю каждый день. Если персонаж у меня уже есть, я его быстро наношу. Тут уже зависит от масштаба работы. Если в работе много, большое количество персонажей, то долго. Если небольшое, то очень быстро.
«Теннисный стадион выглядит как театр»
– Чтобы изобразить теннисистов, ты сам ходил играть в теннис. Как впечатления?
– Изначально я должен был делать коллаборацию с одним известным теннисистом. Соня Тартакова позвала в декабре на теннис – турнир был в Петербурге – обсудить коллаборацию и заодно, чтобы я посмотрел на теннис. Пришел на матч Карена Хачанова. Мне очень понравилось. Позже я сам пошел на теннис, решил попробовать. И камеру с собой взял.
– Сложно оказалось?
– Как и в любом деле, нужен скилл. Я это четко понимаю. В спорте, как и в искусстве, быстрых результатов не бывает. Я был плох на корте и подходил к этому максимально с юмором. Понимал, что на первой тренировке не мог выдать ничего хорошего. Это было плохо, но было весело.
– Ты назвал теннис танцами. Откуда такое сравнение?
– Потому что ты много двигаешься и двигаешься по-разному. Все построено на резких движениях. У женщин есть юбочка, заметный элемент. Корт и теннисный стадион выглядят как театр – зрители очень близко сидят, и там очень тихо. Слышно каждого человека.
На футболе шумно по определению, а на теннисе тихо – когда кто-то кричит теннисисту, это слышно. И это прикольно. Когда попал на теннис, меня поразило, когда теннисисту кричали: «Мы тебя любим», а он им смеялся. Всех было слышно.
– Назови самое классное спортивное движение на твой взгляд?
– В плане динамики… В каждом виде спорта есть свой элемент резкого интересного выпада. Обратил внимание, что каждый спортсмен, которого встречаю, говорит: «Нарисуй мой вид спорта. Обрати внимание, у нас есть вот это». Сноубордиста, например, можно показать через динамику спуска, движения по склону. В теннисе – как человек подстроился под мяч или сделал мощный удар. Ты четко передаешь его динамику, понимаешь, что произойдет дальше. Мне кажется, важно передать тот момент, из-за которого люди любят этот вид спорта. Поймать его.
С футболистами сложнее – они бегут с мячом или просто бьют по мячу. Здесь интересен момент нанесения удара. И то со штрафного, скорее всего. Футбол вообще не очень динамичный.
– За что тогда ты любишь футбол?
– За массовость. Мне нравится, что много людей посвящены в эту историю, знают футболистов. На крупных турнирах типа чемпионата мира, Евро или каких-то матчах отдельно взятых клубов ты чувствуешь это единение.
Футбол чаще всего интересен после 85-й минуты – там может что-то перевернуться. И вот в этот момент все больше всего любят, все запоминают больше всего, мне кажется, вот эти матчи.
– Как в велоспорте, получается?
– Да, очень похожая история. Недавно «Манчестер-Юнайтед» играл с «Челси». Там на 100-й и 101-й минутах третий и четвертый мяч были забиты. И все такие: «Вау!» Все уже забыли, что до этого забивали какие-то мячики. Это, наверное, и цепляет.
– Несколько лет назад инсталляция заставила тебя переехать из коммуналки.
– Я и сейчас живу в коммуналке. Но она кардинально отличается от той, что была. Там в соседней комнате жили бомжи. Владелица комнаты очень любила выпить с ребятами по району. Когда было холодно, они продолжали у нее дома. Это было просто максимально ужасно. В такой атмосфере создавал картины.
В Эрмитаже увидел инсталляцию Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». У мальчика расклеена комната советскими плакатами про космос. Он сделал установку из пружин, и как будто бы улетел из своей комнаты – в потолке огромная дырка. Он так мечтал, что из своей комнаты выбрался. На основе этой инсталляции мы рисовали мультик, а я выбрался из коммуналки, в которой мне было очень плохо. Благодаря желанию работать, развиваться. Вскоре я переехал.
– Раньше ты занимался перфомансами, разным кастомом. Расскажи о самом неожиданном.
– В 2019 году я написал менеджеру Nike в соцсетях: «Можно ли получить белую пару Air Force?». Они были готовы прислать мне их, но я решил сам приехать в Москву. Купил за 600 рублей сидячее место в вагоне и поехал к ним в офис. Рассказал идею с кастомом и предложил снять видео. В итоге, взяли несколько вещей и расписали их. Сделали целый проект для компании.
– «20 эмоций, которые человек испытывает по ходу всей своей жизни» – сильная работа.
– Эти же эмоции человек может испытать и за день. Одно не противоречит другому. Те же любовь, грусть, счастье и апатию – все это может произойти с тобой за короткое время. Дни сейчас разные бывают. Работа много где выставляется сейчас. Скоро вернется в Петербург в мою галерею.
– А где находится галерея?
– На территории Левашовского хлебозавода, галерея Teta. Недавно открылась. Это новая городская локация такая, куда интересно прогуляться.
– Если говорить про велики, какая главная эмоция у тебя с ними связана?
– Наверное, скука. Это очень монотонный вид спорта. Я объясню. Весь тренировочный процесс, особенно в зимнее время года, ты проводишь, как правило, на станке. Это 2-3 часа ты крутишь педали на одном месте. В мое время тренер запрещал телефоном пользоваться. Ты не можешь в игру играть или музыку слушать. Недавно я был на велотреке в Петербурге, когда на теннис шел – там дети на таком станке тренировались. Эта монотонность, скука – она тебя съедает. Я ушел из велоспорта по этой причине. Сидишь три часа, например, крутишь педали. И так три, четыре, а иногда и пять-шесть раз в неделю.
– Эмоция, которая у тебя связана с футболом.
– Страсть. Мне нравится, когда люди меняются в лице во время футбольного матча. Они просто превращаются в детей. На время этих 90 минут человек может измениться вообще кардинально, забыть о своих проблемах, переживаниях, вообще обо всем. И уйти в это с головой вместе с друзьями. Это большое комьюнити.
– Ну и теннис.
– Дорого. Здесь у меня пока еще ассоциации с теннисом не особо развиты. Я только погружаюсь в эту историю.
– Как ты думаешь, почему Канье Уэст сейчас активно работает с русской кириллицей?
– Это все связано с тем, что его креативный директор Гоша Рубчинский. Канье пригласил Рубчинского, который работает с кириллицей и известен благодаря этому. Думаю, Канье, как человеку, который любит что-то новое, нравится, как это выглядит, а Гоша Рубчинский себя проявляет.
– Какая самая крутая буква в кириллице?
– Не знаю, я об этом не думал. Твердый знак, может быть.
– Если проследить, твои соцсети от начала и до недавних постов, то от гигантского перфоманса с полем ты через большие черные силуэты пришел к маленьким ярким персонажам. Как бы ты сам описал этот путь?
– Большие перформансы на снегу начались, когда у меня не было денег на краску и холсты. Я решил рисовать по-другому. Сначала расписал так футбольную коробку во дворе, и потом это выросло в масштабе. Я понял, что маленький человек... вроде меня, да и любого другого человека, может создавать проекты самого разного масштаба. Это такая прямая аналогия. Один человек может создать что-то невероятно большое.
Потом я начал рисовать черных людей, потому что мне казалось, что тех, кого я рисую, это несущественно. Неважно кто изображен на моей картине. Это может быть любой человек. Это может быть и один человек в разные периоды своей жизни.
В какой-то момент я в это уже наигрался, и мне захотелось показывать конкретных персонажей. Творчество должно, как мне кажется, эволюционировать, должно развиваться, и прежде всего, должно быть интересно самому автору.
Мне как автору интересно пробовать разное. Так как я нашел свой визуальный язык. Сейчас я рисую цветных человечков, потом, может быть, к ним добавятся сюжетные линии, пространство. У большинства художников, которых мы знаем, есть периодичность в работах. Это очень важно, потому что так можно проследить развитие: какой у тебя был взгляд на жизнь прямо в разные периоды жизни. У многих часто все это забывается, стирается. У художника же – четко видно в его работе. То есть я могу где-то на него наткнуться на холст, и сразу у меня отбросят в тот период, вспомнить эмоции. Такой телепорт.
– Блиц. Затегать стену или закастомить кроссы?
– Затегать стену.
– Где сейчас столица современного искусства в России?
– В Екатеринбурге.
– Почему?
– Много фестивалей, много активных ребят. Есть фестиваль, где приезжают художники за свой счет и расписывают разные объекты. Там большая поддержка современного искусства и много художников.
– Лучший кастом в истории человечества?
– Первое, что пришло в голову, самолет Дрейка от Virgil Abloh.
– Маленький человек. Какой он?
– Смелый.
Фото: РИА Новости, соцсети Ивана Шкулипы. * – признан в России иностранным агентом
Спасибо, Денис!