Хенрик Ридстрем, главный тренер Мальмё,предпочитает инновационные методы тренировок вместо традиционной позиционной игр
«Иногда тренеры хотят почувствовать себя Богом». Хенрик Ридстрем отверг идею позиционной игры и выбрал более анархичную структуру - выиграл титул чемпиона Швеции с «Мальме». В этом эксклюзивном интервью он объясняет, почему есть другой путь...
Хенрик Ридстрем, главный тренер Мальмё, начал свой путь к инновационному тренерству в 2006 году. В то время он играл за шведский клуб Кальмар в матче против голландской команды Твенте в третьем раунде Кубка Интертото. Первый матч завершился победой Кальмара со счетом 1:0. Однако ответный матч в Нидерландах закончился поражением. Ридстрем помнит это унизительное поражение: «У нас вообще не было мяча», — рассказывает он Sky Sports. Вместо традиционной позиционной игры, которую пропагандируют многие, Ридстрем предпочел инновационные методы, сосредотачиваясь на защите, контратаках и разыгрывающих действиях. Этот подход сделал его одним из самых интересных тренеров в Европе. Он делает паузу. «А потом мы почувствовали, что есть другой способ играть».В 30 лет Ридстрем, усердный опорный полузащитник, начал переосмысливать свой подход к игре. «Как игрок, я постоянно чувствовал, что безопасность – это главное. Ошибки следует избегать», – говорит он. Это было своего рода прозрение, хотя мало что изменилось. «Я продолжал играть еще 10 лет, и все так же сводилось к защите или забиванию второго мяча», – добавляет он. «Но это был первый шаг для меня. Думаю, это начало развивать что-то внутри меня»
Ридстрем – не первый тренер, который наставляет своих игроков играть в футбол иначе, чем они привыкли. Однако в его случае есть особенность: он продолжал придерживаться стиля, который практически никто больше не использовал. Изначально он выбрал позиционную игру, которую прославил Пеп Гвардиола. Суть заключается в том, чтобы команда придерживалась стандартных позиций, что позволяет сохранять пространство и создавать таким образом преимущества. «Я действительно играл позиционно. Занимайте свои позиции. Распределите игроков по пяти коридорам. Максимальная ширина. Все это», – говорит Ридстрем. Этот подход стал первым шагом в его развитии как тренера .
Позже Ридстрем пережил еще одно прозрение. В одном из матчей «Твенте» пропустил гол после штрафного удара, но на этот раз его зависть не касалась дисциплины в расположении игроков. Он завидовал чувству удовольствия, которое приходило с мячом. Ридстрем начал рассматривать футбол как акт самовыражения. «Когда мы играли, у меня тоже возникало ощущение, что мы могли бы сделать гораздо больше, чем нам позволяли. Когда я был моложе, я играл с друзьями совсем иначе, чем в профессиональном футболе» .Изучение Фернандо Диниша поставило его на новый путь.Позже Ридстрем пережил еще одно прозрение. В одном из матчей «Твенте» пропустил гол после штрафного удара, но на этот раз его зависть не касалась дисциплины в расположении игроков. Он завидовал чувству удовольствия, которое приходило с мячом. Ридстрем начал рассматривать футбол как акт самовыражения. «Когда мы играли, у меня тоже возникало ощущение, что мы могли бы сделать гораздо больше, чем нам позволяли. Когда я был моложе, я играл с друзьями совсем иначе, чем в профессиональном футболе»
Ридстрем, который сравнивался с Гвардиолой из-за своего склонения играть от обороны, подчеркнул, что видит в своем футболе полную противоположность. Его подход был почти антипозиционным из-за предпочтения чрезмерных перегрузок, когда игроки стремятся к мячу. Ридстрем внимательно изучал информацию о Динизе, читая труды Джейми Хэмилтона, который придумал термин «реляционизм» для описания этого стиля .Этот стиль игры отличается раз-два, сменой владения мячом и перемещением позиций вверх по полю.Согласно логике, поле должно быть открытым, чтобы обеспечить больше пространства. Иногда даже я задумываюсь о том, что, возможно, нам следует изменить тактику, но мы остаемся на том пути, где давление на нас. Приятно играть вдали от прессинга. Однако в большинстве случаев мы все равно проигрываем, и тогда наша команда слишком разбросана.
Команда из «Мальме» предпочитает защищаться в этих стесненных пространствах, вызывая замешательство у соперников. Им необычно видеть такую картину перед собой. «У меня сложился образ карманников, когда мы перегружены», - говорит Ридстрем.«Возможно, не столько карманники, сколько фокусники крупным планом. Вы думаете, что видите все, но происходит так много всего - один игрок падает, другой уходит - и вдруг, бум, мы крадем то, на что, как все думали, они положили глаз.» Это похоже на игру, когда мяч прячется под одной из трех чашек, а затем перемещается. Ты видишь все перед собой, но внезапно мы тебя обманываем.
В 2023 году «Мальме» обманул множество команд, вернув себе титул чемпиона Швеции в первый сезон под руководством Ридстрема. Однако он продолжает сталкиваться с сопротивлением своим идеям. Самой большой проблемой оказались болельщики и СМИ, особенно когда команда не побеждает. Ридстрем не проверял свои теории в академическом футболе или в компьютерных играх. Победа для него имеет огромное значение, иначе он рискует потерять свою работу. «Мальме» - гигант шведского футбола, который отчаянно пытается вернуться на вершину, с момента его назначения в декабре 2022 года.Иногда перемены пугают людей. Большая разница заключается в том, что иногда мы играем очень медленно, перегружая передачу. Это противоречит инстинкту среднестатистического футбольного болельщика, который хочет, чтобы команда всегда шла вперед и играла на высокой скорости. Но не все это понимают. В Швеции футбол был во многом таким, каким был в Англии до появления всех этих великих тренеров.
«Я стараюсь объяснить это нашим болельщикам, но иногда, когда я нахожусь в телестудии после игры, я просто подыгрываю, когда мне говорят, что я должен играть быстрее, забрасывать мячи сзади и менять игру. Я просто соглашаюсь, потому что знаю, что не стоит вступать с ними в эту дискуссию. Мне не противно, что они не понимают. Я не хочу, чтобы соперник тоже это понимал. Даже некоторые игроки не знают всех деталей. Некоторые знают все о том, как мы играем. Другие просто говорят: «Да, мы высоко нажимаем, когда у нас есть мяч, и выигрываем много матчей». Некоторым нравится много инструкций, и им нравится, когда им точно говорят, что делать.»
Действительно, Ридстрем пришел к выводу, что лучше играть «на позиции», потому что защитникам так удобнее. Центральные полузащитники должны быть более уравновешенными, «потому что нам нужна структура, когда мы теряем мяч». Изменения идут дальше. Возможно, это самая большая критика позиционной игры. Хотя ее сторонники, несомненно, не согласятся, видно, что она ограничивает творческий подход. Если бы у тренера были Пике Пеле, Диего Марадона и Лионель Месси в одной команде, остался бы кто-то на фланге?
«Иногда тренеры хотят почувствовать себя Богом, и я думаю, именно поэтому позиционная игра так популярна. Конечно, это действительно хороший способ игры. Как тренеру всегда кажется, что у тебя есть ответы на все вопросы. Здесь у меня нет ответов на каждую ситуацию. Игроки находят решения. Это было самым большим испытанием для меня и для них, но я вижу, что это открыло некоторые приятные возможности. Я, конечно, считаю, что потолок в этом виде футбола действительно высок, потому что вы их так сильно не ограничиваете» Когда «Мальме» играет в полную силу, это может быть красиво. Это может быть щелчок внешней стороной бутсы по чьей-то голове. Добиться этого можно не одним способом. Синергия, которая достигается методом проб и ошибок, когда игроки пробуют что-то новое, открывает новые возможности. Можете ли вы начать раскрывать потенциал игрока? Он развивается оттуда. У меня в голове не было общей картины того, как все это будет выглядеть в итоге. Этот организм развивался так, как я раньше даже не задумывался.
«Мы пробовали разные вещи, и когда что-то сработало, мы внедрили это в нашу игру. Например, один из игроков предложил новый ход на тренировке, и мы решили использовать его. Такой подход к работе помогает игрокам развиваться в долгосрочной перспективе, потому что они становятся лучше и получают больше вариантов решения. Сейчас, когда я готовлюсь к своему второму сезону в «Мальме» в качестве главного тренера, я надеюсь, что наша команда продолжит развиваться. Это не всегда просто. Прошлым летом мы столкнулись с потерей игроков и приходом новых лиц. Но именно такие изменения помогают нам расти и адаптироваться».Независимо от того, что произойдет дальше, этот тренер поразил воображение, поощряя стиль игры, которого на самом деле никто другой в Европе не придерживался. Почему? «Возможно, в моем детстве есть какие-то психологические корни», - смеется он. «Но если есть что-то, что действительно радует, так это то, что игрокам нравится играть в футбол. Мы отошли от менталитета, согласно которому нам просто нужно побеждать.» Конечно, нам нужно побеждать. Но давайте выходить и наслаждаться футболом, который мы можем чувствовать.
.
.