По следам забытых героев. Алексей Чернов
История о забытом бомбардире, о котором кажется не помнит даже интернет.
Если вам, как и мне довелось родиться и жить не в одной из двух столиц и даже не в столице региона где была (или даже есть) футбольная команда на матчах которой вы были хотя бы пару раз, то вам знакомы рассуждения сидящих рядом болельщиков со стажем в духе «раньше было лучше» и «были люди в наше время» применимые к этой самой команде. Даже несмотря на то, что у этой самой команды наивысшие достижения — это, условно, место в верхней части таблицы первой лиги России/СССР и 1/8 финала Кубка. А рассказы о футбольных героях прошлого порой перетекали из разряда баек в былины. Что-то вроде истории Робина Фрайдея, о котором была написана книга с ёмким и точным для подобных случаев названием «Лучший футболист, которого вы никогда не видели».
Об одном из таких игроков и будет этот текст. О нём вы возможно даже и не слышали, не читали, а возможно и не знали. Или вовсе забыли.
Его фото практически невозможно найти в открытых источниках. Видео – тем более. Страница о нём в Википедии, если не считать нескольких прикрепленных к ней ссылок, скупа на информацию – где родился, где играл, кому забивал и т.д. Да и в целом, если вы введёте в строке поиска запрос «Алексей Чернов футболист», то первые результаты будут о вратаре из ФК «Уфа».
Здесь речь будет идти о его полном тёзке наводившем ужас на вратарей в 90-х годах в играх первой и второй лиг. Уже в 23 года он забил 100 голов, а в 27 завершил карьеру так ни разу и не сыграв в «вышке», после чего бесследно пропал с радаров.
Наш Алексей Чернов родился 25 марта 1974 года в Волгограде где и делал свои первые футбольные шаги на стадионе Электроник, что неподалеку от легендарного Качинского Лётного Училища, куда его отвела мама в 6 лет. Дальше – поступательное движение без прыжков через две ступеньки – зачисление в ДЮСШ «Ротора», клубный спортинтернат, дубль и… Всё. Тогда, в последние годы существования СССР «Ротору» футболисты нужны были здесь и сейчас, перед клубом ставились серьезные задачи – вернуться в «вышку» и перестать быть командой-лифтом, что наконец удалось в 1991 году. Что было дальше с «Ротором» вы наверняка знаете.
В это же самое время едва отметивший 17-летие Чернов неожиданно для себя и своего нового клуба «Русь» дебютирует в Чемпионате СССР среди команд мастеров. «Металлург» из Старого Оскола буквально за 2 дня до старта отказался от участия, а их место было предложено волгоградцам, которые собирались принимать участие в турнире КФК. Такая шоковая терапия не могла не сказаться на результатах клуба, который свою первую победу смог одержать лишь в 6-й игре. Но всё же шаг за шагом клуб сумел вырулить и занял итоговое 15 место среди 22 команд своей зоны в 4-й по силе лиги СССР. Чернов же, не смотря на юный возраст сходу застолбил за собой место в старте и стал лучшим бомбардиром «Руси» с 11 голами (все с игры).
На следующий год вслед за Страной Советов закончилась и история «Руси» - клуб объединился со «Звездой» из посёлка Городище где и прописался под нехитрым и логичным названием «Звезда-Русь». Новый клуб был включен в число участников Второй лиги, где в течении четырех лет являл собой эталон крепкого середняка, а в 1993 и вовсе занял 2 место в своей зоне отстав от белгородского «Салюта» лишь на 1 очко, что для клуба из населенного пункта с населением в 20 тысяч человек поистине выдающийся результат.
Подстать успехам «Звезды» была и результативность Чернова, которая вместе с его ролью в команде росла от сезона к сезону достигнув в 1995 гроссмейстерской отметки в 20 голов.
Однако не только на полях внутреннего первенства сверкнула «Звезда» и Чернов вместе с ней. В ноябре 1992 городищенцев пригласили на товарищеский турнир в Китай, где к изумлению десятков тысяч местных болельщиков одержали уверенную победу. Помимо болельщиков, впечатлились их игрой и футбольные руководители поверженного в финале клуба «Чэньду Наньдэ», готовые были пойти на многое чтобы заполучить в свои ряды Чернова, а также его партнера по атаке Сергея Бородина, защитника Алексея Чембарова и главного тренера «Звезды» Радия Рахимова. Однако по ряду причин этот квартет отказался от переезда в Поднебесную. Как сказал Рахимов, все были одержимы идеей вывести клуб из волгоградского райцентра в, тогда еще, Высшую лигу.
Увы, 1995 год, пиковый в тот момент для Чернова по результативности, оказался последним для «Звезды» на профессиональном уровне. Причина стара как мир – финансирование, которое не мог больше поддерживать на должном клубный спонсор в лице местной птицефабрики. Разумеется, на молодого форварда виды имело множество клубов, в том числе и представители «вышки», в частности синхронно провалившие сезон-1995 волгоградский «Ротор» (7 место) и московский «Спартак» (3 место). Правда дальше разговоров дело не пошло.
Конкретную заинтересованность, подкрепленную делом, проявила димитровградская «Лада» и лично тренер Владимир Евсюков поставивший едва ли не ультиматум руководству ДААЗа (Димитровградский автоагрегатный завод – главный спонсор клуба) по вопросу подписания Алексея Чернова. Тренерская чуйка сработала – ставящий открытый атакующий футбол Евсюков и амбициозный, заряженный на ворота Чернов нашли друг друга.
Да еще и с партнёром по атаке повезло, которым стал пришедший в то же межсезонье из «Ротора» Олег Нечаев, с которым у Чернова сложился поистине смертоносный тандем. Уже в первом совместном сезоне-1996 Чернов и Нечаев на двоих забьют 46 голов в пропорции 25+21, что поспособствует выходу «Лады» в Первую лигу. А в следующем сезоне-1997 они сходу приведут «Ладу» к лучшему результату в истории – 6 место и повторят свой совместный результат, на сей раз в пропорции 29+17! Круглую цифру оформить Чернову помешал вратарь «Уралмаша» Павел Коростелёв взявший пенальти, но вряд ли это его сильно расстроило. Помимо звания лучшего бомбардира Алексей в свой дебютный сезон в Первой лиге получил так же звание лучшего игрока сезона и ряд предложений из «вышки». Однако переговоры с «Зенитом», московским «Локомотивом» (уточняю, потому тогда был еще и нижегородский) и элистинским «Ураланом» ни к чему не привели.
Тандем Чернов-Нечаев просуществует еще один год, в котором существенно сбавит в результативности – «всего» 16+13, что не помешает «Ладе» второй сезон подряд занять 6-ю строчку. Финансовая нестабильность мучившая клуб не один год побудила димитровградцев к продаже своих лидеров. Нечаев в 1999 вернулся в «Рубин», а за Черновым в то же время пришёл дебютант «вышки» раменский «Сатурн». Однако союз форварда с «инопланетянами» ограничился лишь предсезонными сборами – раменчан не устроила трансферная стоимость и Чернову пришлось вернуться в Димитровград.
Сезон-1999 станет своеобразной чертой, которая разделит его карьеру на «до» и «после». Очередной крах надежд на высшую лигу, уход напарника Нечаева, а потом по ходу сезона и тренера Евсюкова, отразятся на результативности Чернова – всего 7 голов за сезон, что существенно отличается от тех цифр к которым он успел приучить болельщиков в Димитровграде. Вдобавок ко всему стали появляться слухи о его нарушениях режима. «Лада» в итоге покинет Первую лигу, а Чернов – Димитровград.
Дальше будет попытка перезапуска в другой «Ладе» из Тольятти, где Чернову сразу доверили капитанскую повязку. И поначалу всё шло неплохо, 26-летний Чернов сходу стал вожаком в молодом коллективе, а также любимцем болельщиков, и главным фронтмэном автозаводцев постоянно красуясь на обложках предматчевых программок. Однако уже в июле пути игрока и клуба разошлись, и вторую половину сезона-2000 Чернов проведет в «Томи».
В Томске вновь начало будет за здравие – Чернов забьет по голу в свои первых двух матчах за сибиряков. Причем второй матч будет против «Лады», а его гол при счете 0:2 положит началу камбэка Томи с итоговым счетом 3:2. Но как вы уже поняли, окончание будет как в известной поговорке – за упокой. Причиной тому нарушения режима уже граничащие между постоянными и хроническими.
Несмотря на очевидную стагнацию, имя Чернова продолжало иметь вес в футбольных кругах. На следующий сезон в Липецке он воссоединится со знакомыми ему по Димитровграду тренером Владимиром Евсюковым и партнёрами Мингачевым, Кузнецовым, Семиным и Чумаченко с единственной задачей – вернуть «Металлург» в Первую лигу.
Неплохой плацдарм для реинкарнации некогда грозного форварда. Так тогда казалось на бумаге. А по факту уже в июне Евсюков покинет Липецк за плохие результаты. А в июле (в самый разгар сезона!) уже сам Чернов безвестно исчезнет из поля зрения клуба на целых два месяца. Как он позже объяснит сам – помочь дома матери с огородом. Правдой это было или нет, но даже не смотря на описанный эксцесс вкупе с неоднократными фактами нарушения режима и проблемами с лишним весом, Чернова оставили в команде, а его итоговые 9 голов станут вторым результатом в Металлурге. Вот уж правду говорят, что мастерство не пропьёшь. Однако это не помогло сталеварам повыситься в классе – победив в «Центре», они проиграют победителям «Запада» «Динамо» из Санкт-Петербурга.
Так и закончился путь футболиста Алексея Чернова. Столь многообещающее начало и яркий пик обернулись крутым и резким пике. Кто-то может резонно сказать, что таких историй в российском футбольном подземелье уйма. Я соглашусь, но тут же возражу. Не каждый 23 годам пробивает 100 голов, пусть даже на уровне второй и первой лиг. Не каждый в год дебюта на новом уровне, пусть опять-таки это лишь первая лига, без раскачки становится лучшим игроком и бомбардиром сезона.
Я попытался доступными мне способами узнать о Чернове побольше чем есть в открытых источниках, в том числе и пообщаться с бывшими одноклубниками Чернова. Отозвались немногие. Все отмечали его как сильного футболиста, схожего по качествам с Серхио Агуэро – невысокий, но крепко стоящий на ногах, техничный и быстрый, с хорошим ударом с обеих ног. Про нефутбольную и послефутбольную жизнь немного и без больших подробностей: ближе к концу карьеры замкнулся в себе на фоне нереализованности, пристрастился к алкоголю, что перетекло и в послефутбольную жизнь, был женат, есть двое детей – сын Илья и дочь Анна.
31 марта 2008 Алексей Чернов скончался, смерть носила криминальный характер. По неподтверждённым данным погиб от ножевых ранений, полученных в пьяной драке возле подъезда собственного дома…
Недавно выяснилось (это инсайдерская информация), что он даже не забрал в Липецке последнюю зарплату. Этим и объясняется то, что он окончательно пропал с радаров именно в 2001-м и больше вообще нигде не играл.
Вот здесь написал чуть подробнее: https://t.me/fctomtomsk_news/3698
Очень интересный формат выбрали, перспективно выглядит "еще один блог")
Только не забывайте пожалуйста ставить заглавное фото для текста - оно выбирается в последних графах редактора перед публикацией.