Как играет «ПСЖ» Мбаппе и Луиса Энрике
Детальный разбор.
Летом 2023-го «ПСЖ» сильно изменился. Хм, а ведь можно подставить любой год – все равно прозвучит правдиво.
Но это действительно большая перестройка.
Лионель Месси ушел, Неймар продан. Кристоф Гальтье убран, на его место приглашен Луис Энрике. Очередная масштабная трансферная кампания: Рандаль Коло-Муани за 95 млн евро, Мануэль Угарте за 60 млн, Усман Дембеле за 50 млн, Люка Эрнандес за 45 млн, Брэдли Барколя за 45 млн. Еще аренда Гонсалу Рамуша с обязательным выкупом за 65 млн летом 2024-го.
Что из этого получается?
Главное об игре: стерильное владение и контрпрессинг. Но не так радикально, как в начале сезона
Первые матчи «ПСЖ» Энрике оставляли страшное впечатление. Карикатурный футбол с 80% владения, но совершенно без моментов в позиционных атаках. Стерильный перекат в абсолюте. Энрике еще и давал странные интервью – после одной из игр сказал, что «ПСЖ» не хватило владения во втором тайме. Владение «ПСЖ» в том втором тайме – 72%.
Единственная отдушина – контрпрессинг, то есть прессинг сразу после потери мяча. «ПСЖ» был великолепен. После редких потерь команда зачастую впятером успешно раздавливала соперника. Блистал новый опорник Мануэль Угарте, машина по возвратам мяча.
Проблема в том, что после очередного успешного контрпрессинг-эпизода «ПСЖ» не летел вскрывать оборону, а успокаивал игру, возвращая мяч центральным защитникам. Начинался новый перепас, который редко приводил хотя бы к проникновению в штрафную.
Так что первые матчи «ПСЖ» можно упростить до формулы «длительный перепас – потеря – возврат в течение пяти секунд – длительный перепас».
Постепенно «ПСЖ» очеловечивался. Появились открывания за спины – представьте, их не было в первых турах! Спасибо Усману Дембеле и Ашрафу Хакими. Эксперименты Энрике (подробно о них – чуть позже) тоже сигнализировали, что перед нами реальная футбольная команда, а не симулякр.
Статистика здорово схватывает динамику изменений. К концу сентября «ПСЖ» в среднем владел мячом 73% – с отрывом высочайший показатель в топ-лигах. Сейчас – 64,7%, впереди «Ман Сити» (64,9%). В десятке матчей «ПСЖ» с наибольшим владением в Лиге 1 – девять игр из 11 стартовых.
Но и контрпрессинг уже не такой суровый. К концу сентября «ПСЖ» возвращал мяч в течение шести секунд после потери на чужой половине в 62,5% случаев, высочайший показатель в топ-лигах. Сейчас – 53%, даже не первое место в Лиге 1, «Ницца» повыше (53,2%).
В чем «ПСЖ» силен: фактор Мбаппе и связка Хакими – Дембеле
«ПСЖ» не выглядит выдающейся командой, но есть пара пунктов, за счет которых «ПСЖ» может победить любую команду мира в отдельно взятом матче.
Первый – наличие в составе Килиана Мбаппе. Извините за банальности, но это один из лучших игроков в мире. Дело совсем не в каких-то тонких настройках Энрике под Мбаппе. Просто Килиан уже на том уровне, где статус лучшего бомбардира Лиги 1 – данность. У него 20 голов, у ближайших преследователей, Виссама Бен-Йеддера и Александра Ляказетта, по 11.
В топ-лигах Мбаппе уступает только Харри Кейну. Правда, без учета пенальти впереди Килиана еще Лаутаро Мартинес.
Как бы плохо ни складывалась игра «ПСЖ», как бы спорно ни выглядел сам Мбаппе на дистанции в 60-70-80 минут, ему бывает достаточно пары эпизодов, чтобы добыть результат.
Килиан забивает не аномально много, но привычно много по своим меркам.
Второй пункт – связка Ашрафа Хакими и Усмана Дембеле на правом фланге. Это главная созидательная сила «ПСЖ», гарант моментов даже в самом невзрачном матче.
Александр Головин в интервью Нобелю Арустамяну вовсе поставил Дембеле рядом с Мбаппе, отделив их от всей остальной Лиги 1: «Усмана нельзя загнать под слабую ногу, просто потому что ее нет».
На мой взгляд, хейтить Дембеле (не критиковать, а именно хейтить) могут только люди, которые вообще не смотрят матчи «ПСЖ» и резюмируют игру Усмана исключительно по гол+пас. Для понимания: у Дембеле 1+7 в Лиге 1, 0+1 в ЛЧ, 0+1 в Кубке Франции.
Эта статистика фиксирует конкретную проблему Дембеле – он слаб, когда эпизод нужно завершать самому. Когда нужно четко положить мяч в дальний угол. Реализовать выход один на один. Замкнуть прострел. Усман входит в десятку худших игроков Лиги 1 по реализации моментов. Это серьезный недостаток Дембеле как игрока атаки.
В то же время Дембеле бесценно важен для «ПСЖ» благодаря созиданию.
Усман обостряет и за счет дриблинга, и за счет передач. Кстати, пасы очень разнообразны: вскрывающие за спины, стенки, прострелы во второй темп, забросы.
К тому же Дембеле исполнителен без мяча, что важно для прессинга и контрпрессинга.
Дембеле очень хорошо чувствует Хакими, марокканец идет на самый результативный сезон в «ПСЖ». Их дуэт – одна из сильнейших фланговых связок в современном футболе.
Примечательно, что ширину обычно дает Дембеле, а Хакими часто по меркам крайнего защитника оказывается ближе к центральной оси.
Это разумно: Дембеле удобнее в широкой позиции, откуда ему проще идти в обводку, потому что больше свободного пространства. Хакими бьет чаще 96% крайних защитников в топ-лигах, так что чем ближе к воротам, тем лучше. Но догмы, что Дембеле всегда у бровки, а Ашраф ближе к центру, все же нет. Они постоянно взаимозаменяются, обыгрываются, уводят игроков, чтобы расчистить партнеру путь в штрафную. Гигантская доля созданных моментов «ПСЖ» – работа Хакими и Дембеле. Именно им позволено рисковать в стерильном владении Энрике.
Впрочем, тренер пытается разнообразить атаку, полагаясь не только на Мбаппе и Дембеле с Хакими.
Энрике постоянно экспериментирует, надеясь усилить команду. За этим интересно следить, но задача скорее не выполнена
У «ПСЖ» Энрике есть четкий базис – 4-3-3 без мяча с переходом на тройку центральных защитников при владении. Люка Эрнандес гарантирует гибридность: без мяча он левый защитник, с мячом левый центральный в тройке.
Дальше – парижское поле экспериментов.
1. Поиски создателя ширины на левом фланге
Дано: левый защитник Эрнандес превращается в третьего центрального, а Килиан Мбаппе, стартующий слева в атаке, свободно перемещается по всему периметру атаки. Нет игрока, дающего ширину на левом краю. Для Энрике это проблема – такой игрок нужен, чтобы растягивать защиту соперника.
Идея тренера: создавать ширину слева будет левая восьмерка в 4-3-3. Вот так.
Витинья стал первым вариантом в такой роли. Затем Энрике пробовал Ли Кан Ина. Затем Брэдли Барколя.
Проблема Витиньи в том, что он не способен обыгрывать 1-в-1. Достаточно перекрывать варианты для передач – и Витинья нейтрализован.
Проблема Ли Кан Ина и Барколя в том, что страдает оборонительный баланс. Без мяча у них бывали проблемы.
Итог: удобно для Мбаппе, не очень приятно для сбалансированности «ПСЖ».
2. Мбаппе – центрфорвард
На месте левого нападающего выходит Брэдли Барколя, которому не нужно прикрывать центр поля без мяча, как в эксперименте №1. Фактически Барколя играет в стиле… Килиана Мбаппе. Смотрите сами: быстроногий футболист, способный обыгрывать и на скорости, и технично, умеющий открываться за спины, свободно играющий то широко, то смещаясь к центру. Мбаппе на минималках. Все-таки реактивности Килиана у Брэдли нет.
Мбаппе продолжает штамповать голы, но видно, что позиция выдвинутого центрфорварда ему не так удобна, как позиция левого нападающего со свободой перемещений. Статистически это выражается тем, что Килиан встречается с мячом реже, чем в более привычной позиции.
Энрике за счет этого эксперимента делает команду сбалансированнее, но подрезает функционал главной звезды.
3. Коло-Муани – фланговый нападающий
Самая странная идея Энрике. На месте флангового нападающего Коло-Муани провел, вероятно, слабейший матч в карьере – 1:4 против «Ньюкасла».
Коло-Муани может быть крут в роли подвижного центрфорварда, который эпизодически смещается на фланг. Мы видели это и в «Нанте», и в «Айнтрахте». Начинать на флангах и эпизодически смещаться в центр – совершенно другая роль, в которой Рандаль выглядит попросту неестественно.
Конкретизирую: стартуя в центре, Коло-Муани может выманивать центральных защитников, тем самым создавать пространство, в которое ворвется партнер, Или сам Рандаль влетит в это пространство, обыграв ЦЗ, который выскочит за форвардом. В этом Коло-Муани хорош. Но Энрике не пытается развивать почти 100-миллионного форварда на позиции форварда.
4. Ложный правый фулбек
Вынужденный эксперимент – справа в защите без форс-мажоров выходит Ашраф Хакими. Когда он недоступен (в январе, например, из-за Кубка Африки), Энрике выпускает не профильного Норди Мукиеле, а Карлоса Солера или Уоррена Заира-Эмери. Оба центральные полузащитники. Правыми защитниками они держатся без мяча, при владении поднимаются дополнительными игроками в центр поля.
Так себе. Главная претензия: Солер и Заир-Эмери слабо выглядят в фазах без мяча. В каждом матче зона правого защитника «ПСЖ» – уязвимое место.
И ладно, если при владении Солер и Заир-Эмери в непривычной роли улучшали бы позиционную атаку «ПСЖ». Вовсе нет. Игроков в центре поля много, остроты и качественного продвижения – нет.
5. Игра без опорника-разрушителя
Фактически у «ПСЖ» только один чистый разрушитель – Мануэль Угарте. Витинья, Фабиан Руис, Уоррен Заир-Эмери – более сбалансированные игроки. Каждому из них тяжело быть в роли цепного пса, чья работа ограничивается возвратами мяча. Угарте силен в разрушении, по-хорошему злобно влетает в отборы, перехватывает, восстанавливает владение. Но в команде, которая владеет мячом 65% времени, Мануэль порой выглядит лишним – чересчур посредственная игра в пас.
Увы, классическая странность спортивного менеджмента «ПСЖ»: в одно лето назначить тренера, которому нужен разыгрывающий опорник, и купить опорника, который элитно отбирает мячи, но вряд ли может предложить что-то еще.
В первых турах Угарте был железным игроком основы – сейчас может оказаться на скамейке. Жертвуя Угарте, Энрике хочет насытить центр поля дополнительным игроком, способным улучшить позиционные атаки. К тому же Мануэль к середине сезона не так прекрасен в привычной роли разрушителя, как на старте.
Как и в эксперименте с ложным фулбеком, едва ли можно сказать, что игра без Угарте делает «ПСЖ» сильнее в позиционной атаке. При этом в опорной зоне бывают дыры.
До сих пор есть ощущение, что состав «ПСЖ» не очень подходит Энрике. И это самая нелепая деталь проекта
Ситуация с Угарте – не единственный пример спорной совместимости состава «ПСЖ» и идей Энрике.
Милану Шкриньяру бывает очень неудобно при коротких розыгрышах под прессингом. Он защитник-разрушитель. Защитник, который обороняется. Шкриньяр ни в коем случае не проваливается в «ПСЖ», но он был бы гораздо органичнее в команде, где не владеют мячом чуть ли не больше всех в топ-лигах. И самому Энрике был бы полезнее более пасующий защитник.
Схожее наблюдение по Джанлуиджи Доннарумме. В этом сезоне у него несколько чудовищных ошибок при коротких розыгрышах в штрафной. При этом Доннарумма входит в десятку лучших вратарей топ-лиг по предотвращенным голам – он здорово выглядит на линии.
«С Энрике мы рискованнее разыгрываем мяч в пределах вратарской. Раньше можно было, например, выбросить мяч рукой», – говорил вратарь. Он называет игру в «ПСЖ» самой прекрасной, но в то же время самой трудной работой.
Уоррен Заир-Эмери бьет рекорды, в 17 лет выходя в основе «ПСЖ», но его игровой профиль далек от образца идеального полузащитника в футболе Энрике. Заир-Эмери – игрок рывков, проходов на 20 метров, скоростного дриблинга и переходных фаз. Энрике часто называет такой футбол баскетболом – много переходов владения, атаки туда-сюда. Он старается избегать баскетбольного футбола.
Но главная странность – феномен центрфорвардов в «ПСЖ». Даже ситуация Угарте не такая неловкая.
Напоминаем: за Коло-Муани заплатили 95 млн евро, за Гонсалу Рамуша заплатят 65 млн летом 2024-го. Перед началом сезона многие грустили, что одному придется быть запасным. Страшная правда по ходу сезона: запасными зачастую бывают оба.
Коло-Муани обсудили выше – Энрике нередко ставит его на край нападения. Рамушу непросто из-за того, что центрфорвард в системе Энрике не может быть завершителем в вакууме, он должен интегрироваться в командные механизмы. Рамуш старателен, но часто выглядит деревянным. Ему гораздо удобнее искать мяч в штрафной и решать эпизоды. Опять же стилистическая дисгармония.
Подчеркну, что Коло-Муани и Рамуш – не плохие футболисты. Рамуш плохо сочетается с футболом Энрике, а Коло-Муани оказывается на странной позиции.
Речь про футболистов одной позиции, на которых только за сами трансферы уйдет 160 млн евро. Это нелепо.
И ладно, если тренерские идеи Энрике нивелировали бы стилистическое расхождение со множеством футболистов.
Но Мбаппе так бы забивал и при другом тренере.
Дембеле и Хакими – это чит-код. Они могли бы создавать моменты и не в команде Энрике.
Мы упомянули эксперименты Луиса. Но мы также разобрали, что с этими экспериментами не так. Так где та разница, которую «ПСЖ» создает за счет тренерского таланта Энрике?
Впрочем, еще уместнее будет другой вопрос: зачем приглашать догматичного тренера и заодно брать игроков, которые неидеально вписываются в его систему?
Фото: AP Photo/Cal Sport Media; Gettyimages.ru/Alex Grimm