Марсело Бьелса-Гений. Глава 1
БЬЕЛСА: НАСЛЕДИЕ
«Оригинал неверен переводу» – Хорхе Луис Борхес
Каждый раз, когда я думаю о Марсело Бьелсе, и о том влиянии, которое он оказал и продолжает оказывать на игру, я вспоминаю стихотворение, которое я знаю наизусть: «определения, с которыми я жду своей смерти», написанное великим аргентинским лириком и поэтом Гомеро Манци:
«Я знаю, что мое имя будет звучать в ушах моих близких так же прекрасно, как картинка. И я также знаю, что когда-то это прекратится, будь именем и будь просто парой бессмысленных слов».
Это стихотворение вызывает у меня особый отклик, потому что на протяжении всей истории футбола ряд влиятельных фигур были силой перемен в игре. Футбол всегда следовал импульсам подражания и неприятия, постоянно меняясь, постоянное состояние прогресса.
Чилийский писатель Роберто Болано говорит о прогрессе и переменах в своей собственной области: «как правило, люди либо подражают, либо отвергают великие памятники, которые они переживают, редко они признают маленькие, почти невидимые сокровища».
Очень сомнительно, что тренер, который сформировал философию для многих других тренеров, когда-нибудь станет «парой бессмысленных слов». Но этот стих, помещенный рядом с человеком, чья тень действительно растет с течением времени, приобретает новую силу, если вы считаете, что Марсело Бьелса способен выиграть много в своей карьере. И для многих, кто его не знает – он остается тайной; для некоторых он считается внесшим вклад в игру в монументальном масштабе; для других он просто почти невидимое сокровище.
Тут предлагаемая философия наилучшим образом представляют собой основу для обучения футбольного тренера и игрока в рамках футбольных структур Марсело Бьелсы. Структур, которые были приняты путем имитации или послужили источником вдохновения для многих главных тренеров элитного уровня: Маурисио Почеттино, Херардо Мартино, Хорхе Сампаоли, Эдуардо Бериццо, Пепа Гвардиолы, Мариано Сосо, Диего Симеоне, Дарио Франко, Хуана Мануэля Лилопа, Роберто Мартинеса и многих других; каждый из них был учеником Бьелсы, которого средства массовой информации называли и популяризировали как Бьелсиста. Бьелса оставил долгосрочное наследие со сборной Чили, а также аргентинским «Ньюэлл Олд Бойз», чей стадион теперь называется «Эстадио Марсело Бьелса».
«В чем я совершенно уверен, так это в том, что Марсело Бьелса не только оказал большое влияние на игру на тактическом уровне, но и сегодня мы видим, как многие тренеры используют подобные методы обучения. Тренеры вроде Почеттино, Симеоне, Бериццо...» – Эрик Тенльядо, тренер «Эспаньола».
Эта 1 глава имеет подзаголовок: «оригинал неверен переводу» – заявление, сделанное легендарным аргентинским писателем-новеллистом Хорхе Луисом Бо, когда он хвалил модифицированный Сэмом Хенли 1786 года и английский перевод оригинального французского готического романа Уильяма Бекфорда 1782 года «Ватек». Марсело Бьелса и его философия – это продукты изучения, адаптированные подражания предшествующим философиям многих других.
«Я всегда представлял себе, что Рай будет чем-то вроде библиотеки» – Хорхе Луис Борхес
Марсело Бьелса, как часто говорят, владеет самой обширной библиотекой футбольных видео и литературы. Анатомия игры, тщательно проанализированная и теоретизированная. От Франсиско Матураны и Лос-Кафетероса (Колумбия) 1990-х годов, Джимми Хогана и Великой австрийской команды Хьюго Мисля 1930-х годов, Гусстава Себеша могучего Магварса (Венгрия 1950-х годов), до Йохана Кройфа, Ринуса Михелса, Виктора Маслова, Валерия Лобановского и Сезара Луиса Менотти [...]. Бьелса относится к каждому прецеденту так, как будто они мудрые философы, изучающие что-то новое из каждого.
Кроме того, есть почти невидимые сокровища, такие как чилийский тренер Артуро Салах, малоизвестный итальянец Эцио Глереан, Зденек Земан и Рикардо Ла Вольпе, которые добавили к теоретическим мыслительным процессам и анатомии футбола Бьелсы, каждый из которых был отвергнут и имитирован. Каждый внес свой вклад в философию Бьелсы. Он стал лучше многих других, которые были до него.
Луи ван Гал, пожалуй, добавил к этому раю больше, чем любой другой тренер за последние годы, возглавив некоторые из крупнейших клубов мира: мюнхенскую «Баварию», «Барселону», «Аякс» и «Манчестер Юнайтед», а также приведя сборную Нидерландов на третье место на чемпионате мира 2014 года в Бразилии. На бумаге (не считая «Манчестер Юнайтед») казалось бы, что ван Гал овладел искусством направлять лучшие команды мира к внутренним и международным титулам. Однако успех «Аякса» (выход в два финала Лиги чемпионов подряд и победа в одном) был одним из наименее вероятных триумфов, учитывая, что команда состояла из неопытных подростков. Сопровождая это достижение, ван Гал привел меньший клуб из Алкмара («Аз») к самому невероятному титулу Эредивизи в 2009 году, отражая атаки голландских гигантов – «Аякса», «ПСВ», «Фейеноорда» и «Твенте».
Марсело Бьелса снова и снова смотрел финал Лиги чемпионов УЕФА 1995 года между «Аяксом» и итальянским Голиафом – «Миланом». Я в этом убежден. Снова и снова [ ... ], в вечности. Существует заманчивая симметрия между системой игры «Аякса», используемой на стадионе Эрнста Хаппеля (принимающем свой четвертый в истории финальный матч Лиги чемпионов), и несоответствующей свободой, которую Бьелса применил к формациям и позиционным слотам в последние годы с чилийской национальной командой и «Атлетик Бильбао».
По идее, позже принятой Бьелсой, и Эдгар Давидс, и Рональд Де Бур должны были действовать в качестве центральных полузащитников впереди Райкаарда в полузащите в схеме 1-3-3-3-1 (никогда не забывая о вратаре). Задняя тройка «Аякса» (Франк де Бур, Майкл Райцигер и Дэнни Блинд) была сформирована как два центральных защитника и традиционный чистильщик, которому было поручено подчищать сзади.
Обычное мышление предполагало бы, что вингеры – широкие полузащитники в такой системе игры отслеживают и защищают более глубокие пространства между задней тройкой и боковой линией, или, по крайней мере, один из вингеров спустится назад, и блок переместится поперек (асимметричное решение, которое Роберто Мартинес часто требовал в «Уигане»). Луи ван Гал, однако, составил систему, в которой два центральных полузащитника (Давидс и Р. Де Бур) будут следовать за вингерами соперника в глубокие широкие пространства, а три защитника должны были оставаться узко в позициях.
Существует простое и логичное объяснение тому, почему такая система игры до сих пор считается уникальной: поскольку два из трех центральных полузащитников освобождают свои центральные позиции, вам остается защищаться только с одним, чтобы управлять центром поля, откуда забивается подавляющее большинство голов. Но Луи ван Гал восстановил численное преимущество в центре поля, проинструктировав Яри Литманена (играющего в роли центрального атакующего полузащитника № 10) опускаться ниже к центральному полузащитнику Райкаарду при защите.
От 1-3-3-3-1 до 1-5-4-1, от центрального полузащитника до крайнего защитника, от проблемы к благодати.
Атакующая формация «Аякса» против «Милана» (24 мая 1995 года)
Оборона «Аякса» против «Милана» (24 мая 1995 года)
Изменение позиционных слотов (площадь поля, которую должна занимать определенная позиция во время игры) само по себе является интересной концепцией, которую я помог материализовать с командой Оксфордского Университета в качестве главного тренера команды. Путешествие, записанное и рассказанное позже в этой книге, раскрывает результаты обучения команды (включая меня как главного тренера), которая продолжала экспериментировать с футболом таким образом, что у многих никогда не будет такой возможности. Учимся менять объективы, через которые мы смотрим на футбол и думаем о доверии.
Идеология и принципы Марсело Бьелсы сформировали содержание этой книги больше, чем кто-либо другой, но поскольку это моя интерпретация философии, то наиболее уместно отметить, что многие примеры, приведенные в этой книге, будут примерами, с которыми мне посчастливилось быть близким. Я активно путешествовал по всему миру, чтобы посидеть с людьми, которые работали с Марсело Бьелсой, под ним, вокруг него или рядом с ним и его самыми преданными последователями – не для того, чтобы сплетничать о Бьелсе, а для того, чтобы поговорить о футболе и создать основы для существования такого стиля игры.
Важно, что я признаю, что я не изобрел ничего, упомянутого в этой книге, и никакая идея, упомянутая в книге, не принадлежит мне. Возможно, я собрал идеи многих тренеров, работающих над одними и теми же целями, но здесь нет ничего нового.
Путешествие по этой книге раскрывает личный набор переживаний в раскрытии и понимании ключевых исследуемых концепций.
«Я не уверен, что вообще существую. Я – все писатели, которых я читал, все люди, которых я встречал, все женщины, которых я любил, все города, которые я посетил» – Хорхе Луис Борхес
Разговоры, которые имели место, часто теоретизируют и/или возвращаются к командам, не связанным с мессенджером, чтобы поддержать и защитить частную жизнь тех, кто поддерживал изучение философии. Эта книга в корне заинтересована в обсуждаемых идеях. Эта книга исключительно о футболе, а не о статусе знаменитого человека, доставляющего сообщения.
Я уверен, что эта книга намного перевешивает любую работу, которую я собрал за свою жизнь, и преуспевает в достижении своей миссии. Вы, читатель, либо отвергнете изложенные идеи и концепции, либо поддержите эту книгу как величайшую движущую силу изменений в объективах, через которые вы смотрите на игру, раскрывая почти невидимые сокровища, лежащие в основе философии Марсело Бьелсы и его последователей: Пепа Гвардиолы, Маурисио Почеттино, Херардо Мартино, Хорхе Сампаоли, Эдуардо Бериццо [...], Ты и я, Бьелсиста и Бьелсиста.