Сухие цифры о вратарских слезах. Апгрейд
Бесконечные споры о персоналиях вратарей РПЛ, возникающие то на основе провокационных заявлений владельцев клубов, то известных в прошлом тренеров, то публикаций в каком-либо СМИ, понятны с точки зрения вклада в развитие вратарской школы вратарей из СССР и России. Если даже награда от ФИФА названа в честь Яшина. Не претендуя на авторитетное мнение в этом вопросе, просто посмотрим на статистику вратарей РПЛ сезона 2023/24.
Обычным критерием игры вратарей считают процент отраженных ударов. Составим и мы таблицу по этому принципу, разделив внутри клубов показатели разных вратарей. При этом игроков, сыгравших меньше 2 полных игр, учитывать не будем, т.к. их показатели вряд-ли кому-то интересны. Желтым выделены вратари, сыгравшие больше 2 игр, но менее 5. Их показатели зачастую очень примечательны, но из-за малой выборки (меньше 30%) не очень надежны. Помимо количества игр, в таблицу внесены абсолютные величины отбитых ударов и их общее количество на команду. Из продвинутой статистики UnderStat.com взяты ожидаемые голы, созданные соперниками, а также разница между ними и реально пропущенными мячами. Этот столбец «расцвечен» в зеленый (если пропустили меньше, чем создал соперник) и красный (если больше) цвета. Ну и просто для любителей статистики приведены «сухие» игры вратарей.
Немного странная получилась таблица. И даже продвинутая статистика не помогает: казалось бы, чем больше зеленая цифра, тем лучше вратарь, а чем больше красная - тем хуже. Но Сафонов например имеет 4,4 на 1 месте, а Нигматуллин почти 6 на 3.При том, что корреляция с основным показателем отбитых ударов прослеживается: зеленая зона ближе к верху таблицы, а красная - к «подвалу». На мой взгляд это происходит потому, что показатель отбитых ударов никак не учитывает опасность отраженных ударов. Как его учесть? На мой непросвещенный взгляд может помочь коэффициент «средней опасности удара», равный отношению созданных соперником ожидаемых голов к общему числу ударов (xGA/shots) и «% эффективности сэйва», получаемый умножением «опасности удара» на общий «% отраженных ударов». В физическом смысле он означает сколько опасности в среднем теряет удар соперника в результате игры вратаря.
Результаты расчета на мой взгляд отражают качество игры вратарей в большей степени, чем обычная статистика отраженных ударов, особенно в части качества. Да и разделение на группы по силе вратарей, выделенное цветом, больше соответствует их влиянию на игру своих команд. Недостатком полученных результатов является то, что нет внутрикомандного разделения качества нанесенных ударов - для этого надо считать отдельно хGA и количество ударов на каждого из игроков, а это затруднено без применения методов больших статистических платформ.
После обдумывания расчетов. пришел к выводу, что не очень наглядный получился результат: не держа в памяти всю «подноготную» расчета, не очень ясно, почему «эффективность сэйва» 28 - это хорошо, а 17 - уже плохо. И тогда решил обратится к основе статистического расчета. А он заключается в том, что любое событие ( в нашем случае - удар по воротам), дает итог либо в виде гола, либо «сэйва». И их суммарная вероятность - 100%. Поэтому сумма двух рассчитанных нами вероятностей (общий % отбитых ударов и «опасность удара» в процентах) должна равняться 100 %, если вратарь показывает средний по РПЛ класс игры. Результаты расчета приведены ниже в табл.
Получившийся результат кажется наглядным и легко интерпретируемым. До 100% - ненадежные вратари, до 110% - хорошие вратари, свыше 110% - элитный класс. Цвет подсветки клубов - условно напоминает медали на пьедестале. Еще раз повторю - результаты по «парам вратарей 1-го клуба» не совсем объективны, поскольку опасность ударов бралась усредненная. Поэтому Лещук/Шунин и Селихов/Максименко в в разных группах возможно просто из-за методики.