Выбор Райи вместо Рэмсдейла – это квинтэссенция поклонения Гвардиоле
Очередной пример задротства ради соответствия чужим стандартам.
Когда к вам в ротацию приходит второй вратарь за 30 миллионов евро, самый актуальный вопрос: неужели не нашлось варианта более бюджетного?
Нужно понимать, что в топ-клубах, претендующих на победы, не может быть игроков по принципу «пусть будет». Большие матчи вскрывают такой подход на раз-два, потому что разница между уровнем понимания футбола, вовлеченности в еженедельную рутину, а где-то и психологической устойчивости может существенно различаться.
Игра ногами – это повернутость последних 6-7 сезонов, которая абсолютно никем не оспаривается.
С сезона 2022/23 больше половины вратарей «АПЛ», подстраиваясь под требования тренеров (или чемодан-вокзал), разыгрывали в короткий средний пас от ворот.
Например, среднестатистические показатели Клаудио Браво в 2016-м составляли 73%, а у Эдерсона в 2022– 85%. К тому же, число передач за сезон у пасующих топ-киперов, переваливает за 1 тысячу, а вратари, скажем так, прошлой формации не дотягивали и до 500.
Логично, что Гвардиола, являясь тотальным апологетом игры в пас, низкого розыгрыша и максимального контроля над ходом матча не мог построить иной системы, чем эта. Если анализировать ситуацию чуть глубже, то повальная гонка за соответствием данной модели начала атаки выглядит крайне сомнительно. На примере Клаудио Браво и Эдерсона – момента коренного перелома в умах тренеров, аналитиков и точно неокрепших умах фанатов – кратко разберем, какие существуют упущения относительно эффективности только такого начала атаки и жесткого соблюдения данного канона.
Браво показывал цифры на уровне 482/182 (общее число передач/неточные передачи). Если оценить его карту того сезона, то есть две детали: коротки передачи рядом со штрафной он выполнял в приличном объеме, их точность была выше 80%. Качество передач начинало резко падать, вероятно, под давлением Пепа и его требований – интенсивность пасов на среднюю дистанцию (вторую часть своей половины и центр поля) резко снизилась, как и, собственно, их точность.
Да, Браво – не элитно владел игрой ногами, но определенная база у него была. К тому же, если даже в последние годы вратари жестко сыпятся от невозможности изменить стиль игры, то чего хотеть от почти 35-летнего кипера, который играл в другой футбол всю жизнь? Делало ли это Клаудио Браво средним вратарем, на которого в принципе не может полагаться клуб уровня топ-4? Мое мнение, нет.
Абсурдность слепой веры в подобную структуру доказал сам чилиец. В футболе 2010-х одно время зародился тренд на разделение в ролях голкиперов: один играет в воротах в чемпионате, а другой в кубках и еврокубках. Это пошло еще с «Реала», где подобным под таким предлогом шаг за шагом вытесняли Касильяса, позже очередной тренд подхватили и другие клубы: Буффон и Шченсны, Навас и Доннарумма и, наконец, Браво и Тер Штеген (лингвисты, сорри). Мотивы двойной ротации немного отличались, но такой прецедент имел место быть.
Браво за два сезона в «Барселоне» суммарно отыграл 6298 минут, а его стиль игры никак не помешал дважды взять чемпионат (2 кубка Испании и «ЛЧ» мы можем опустить за скобки – там играл немец, но конкуренция явно пошла на пользу).
Процент сейвов в сезонах 2014/2015 и 2015/16 составлял 78.7 и 80.4.
Кол-во ударов в створ: 89 и 107.
Процент пропущенных мячей: 0.51 и 0.69
Первый же сезон в «Сити» и тотальный упадок: 1.19 – процент отраженных, 56.7 – процент сейвов.
Меньше полугода между результатами одного и того же человека. Данные представляют собой общую статистику, в которой можно проследить картину обобщенно. Но можно расставить акценты – в каких ситуациях начал пропускать чилиец, какие удары он вытаскивал, оценить их сложность и понять: просела ли вся его игра или он просто не смог переломать свой стиль игры (базовых умений в аспекте передач Гвардиоле было недостаточно).
Краткая ремарка: в отличие от Де Хеа, который слабо играл еще и на пенальти, но мы в прошлом тексте уже разобрались в нюансах, Браво в этом элементе был довольно хорош, особенно касательно послематчевых серий. Например, в сезоне 2016/17 он отразил единственный 11-метровый, который поставили в ворота «Сити». Ситуация по карьере в этом компоненте такая:
Учитывая, его уровень в послематчевых сериях, то единственным минусом была игра не обобщенно ногами, а именно в более дальний пас. Разумеется, нервозность от новых требований сказалась на среднем уровне, на умении «засушить» матч, как минимум, с соперниками ниже классом: Cs% (процент сухих матчей) упал с пиковых 62.2 и рабочих 50 до 22.7.
Гвардиола хвалил вратаря, называя его элитным голкипером, но быстро сделал выбор в пользу Эдерсона, выкатив не рекордную, но крепкую сумму. Никто в контексте неудачной статистики не вспоминает факт того, что «Сити» имел много возрастных игроков, в частности фулбеков, недоработки которых также давали о себе знать. Оценивать успешность/неуспешность начальной фазы атаки некорректно, учитывая такое количество влияющих на восприятие нюансов. Если вы откроете нарезки моментов Браво за «горожан», то найдете немалое число отличных спасений, причем в различных игровых ситуациях (перекосов, например, в сторону «мертвых» сейвов, набивающих статистику, у чилийца не было).
Метрики учитывают как пас от вратаря, так и пас обратно. Если посмотреть вторую категорию, то полевые игроки нередко отдавали далеко не на топ-уровне.
Вероятно, если бы Гвардиола и офис «Сити» разобрались со стареющим составом, а не бросили под обстрел Клаудио, его психологическая уверенность и процент брака мог быть существенно ниже. Соответственно, в глазах некоторых людей, это не было бы единственным способом для выхода из обороны, начала атаки. Благодаря провалу Браво, уровень жидкой любви к Пепу и его виденью футбола перерос все мыслимые масштабы. Вслед за наблюдателями посыпались и тренеры. Все, что вы видели последние 6 лет, – это калька философии Пепа под разными углами. Ничего контрастного и нового никто не смог или не решился предложить.
Мое мнение – уникальность начала атак пасом от вратаря, его высокое расположение и жесткое соблюдение этих основ преувеличено. Сколько игроков стало жертвами «новых стандартов», хотя их некоторые плюсы могли быть ничуть не хуже, чем у их «заменителей»?
Любая подвижная оборона может страдать двумя проблемами: их легко можно побеждать наверху (хотя бы пытаться это делать) и абсолютно реально обыгрывать в резком вертикальном футболе, играя «за шиворот» высоко располагающимся защитникам. Если вы страдаете от того, что ваши форварды имеют проблемы с получением мяча, взаимодействием с полузащитой, то вынос от вратаря – не такое и древнее решение. Но вместо того, чтобы адаптировать свой состав, использовать его лучшие черты, вы продолжаете высчитывать сотые и десятые доли в различных метриках. Для меня это порой выглядит глупо.
Какую роль канон «Гвардиолы» сыграл в подписании Давида Райи? Неужели даже малейшие недостатки невозможно доработать и следует тратить любые деньги, чтобы быть в гонке?
Субъективно, но я вижу ТРИ причины, почему данный трансфер состоялся:
Райя удобен для заявки и точно лучше второго вратаря, числящегося в составе – Карла Якуба Хейна. Райя считался доморощенным игроком на момент трансфера, в то время как Мэтт Тернер (бывший запасной вратарь «Арсенала», летом ушел в «Ноттингем Форест»), нет. Вероятно, если бы приоритетным вариантом была только конкуренция, то остановились бы на эстонце Хейне или нашли кого-то еще попроще, но с талантом.
Артета, заметив определенные недостатки (некритические) у англичанина, решил, что цель оправдывает средства, подстраховавшись покупкой испанца.
Вероятно, как в агентской среде, так и в тренерской есть определенное лоби. Как говорят, за покупку испанца выступал тренер вратарей, работавший с ним со времен «Брентфорда», Иньяки Канья. Один совет без продвинутой статистики вряд ли заставил бы Микеля сделать запрос во фронт-офис, но недооценивать близкие контакты и влияние людей друг на друга не стоит.
В октябре блог «Англия, Англия» уже разбирал причины трансфера, но почитав статистические выкладки, у меня появилось несколько вопросов.
Ничего не имею против Давида Райи, однако даже та статистика, что приведена в статье, говорит о том, что испанец уже пропустил больше Рэмсдейла (8 голов против 5), также на его счету есть поражение с крайне сомнительным голом (при англичанине ниже ничьи – и то, с сильными соперниками, планка не опускалась).
Окей, процент средних пасов у обоих голкиперов одинаков – 100%.
Дальше идут минимальные различия, которые я легко могу разбить. Допустим, в целом, Райя больше пасует. Это мы поняли, но разница по точности дальних и коротких передач составляет целых 1,5% и 2,5%. Да, на дистанции сезона, эти мелкие нюансы могут дать вашим противникам несколько перехватов и опасных моментов, но ... Вы смеетесь?
Вчера (против «Ньюкасла») Райя 3 раза вышел отыграться с полевыми за пределы штрафной площади; отдал больше всего передач на Салибу – 4 (остальные передачи равномерно разделены между обороной и полузащитой). 18\27 передачи, 66.7% точности, 9/9 короткие, 8/14 средние, 1/4 дальние, 0/4 свободные удары.
Берем один из самых неудачных матчей Рэмсдейла – против «Фулхэма» (2-2). Движение вне штрафной – 5 попыток (две из них почти до 2-й трети поля), 25/28 передачи, 89.3% точности, 19/19 короткие, 5/7 средние, 1/2 дальние.
В матчах против «Челси» и «Тоттенхэма» Райя также отлично пасовал на ближней дистанции, но средние и дальние передачи варьировались на точности 40-50% (6/12 и 5/9 попыток средних, по 2/6 дальних попыток передач в обоих матчах соответственно).
Вы видите разницу? Потребность в покупке очевидна? Или, быть может, слепая привязка к циферкам может послужить причиной потери драгоценных очков для «Арсенала»?
Важный момент лично для меня – это уровень авторитета и импульса, что дает команде Рэмсдейл. Он давно в клубе, вытеснил Лено и завоевал авторитет раздевалки, к тому же, много раз по карьере выигрывал конкуренцию. Вчерашний пропущенный гол – это следствие несогласованности Райи и обороны. Англичанин мог отдать на 3-4 средних паса меньше, но потащить и добыть очко команде.
Вероятно, «xPass-модель» определила трансфер Райи. Но стоит ли так сильно полагаться на детали при розыгрыше мяча?
Из графика следует, что при оценке умения голкипера пасовать, нужно учитывать распределение ожидаемости прохода передачи (это новая модель, которая оценивает не только точность и зоны передач, но скорость, уровень сложности передачи и эффективность выбора момента для передачи).
Интуитивно можно предположить, что высокий процент выполнения передач свидетельствует об их хорошем исполнении, однако это не учитывает того факта, что не все передачи одинаково легко выполнить. xPass дает базовую оценку того, как часто мы ожидаем, что передача будет выполнена, исходя из условий. Затем мы можем сравнить частоту выполнения передач игроком с ожидаемой частотой выполнения для более точной оценки его способностей в данном аспекте и проанализировать сложность передач, которые он пытается выполнять, чтобы определить его склонность к тому или иному пасу.
В данной метрике учитывается начальная точка передачи (откуда игрок ее сделал), расстояние, угол, давление на пасующего, часть тела, котой делалась передача (рабочая/нерабочая нога, плечо, голова и так далее), игровая ситуация (открытое пространство или высокая плотность).
Например, пас назад в оборонительную зону без прессинга может иметь 99% ожидаемого выполнения, в то время как пас из глубины своей половины, направленный в финальную треть на противоположном фланге, может быть ближе к 40% или даже меньше.
В прошлом сезоне, в передачах низкой степени потенциального риска (>90%) испанец был чуть лучше, также как и в более рискованном диапазоне (куда, вероятно, исходя из описания метрики, входят передачи с более сложным исполнением, дальним расстоянием, углом паса и уровнем давления на вратаря). Единственный диапазон, в котором Рамсдейл превзошел Райю, это диапазон 60%-80% xPass – назовем его средним риском, – но даже в этом случае Райя все равно показал результаты выше ожидаемых для данного диапазона.
Учитывая то, как Артета хочет, чтобы его команда играла в фазе начала атак, «Арсенал», возможно, нашел в Райе апгрейд. Вероятно. Быть может. Скорее всего. По погоде. А может и нет. А может и да.
Прокачивать детали команды – это нормальное решение. В данный момент перед нами самый технологичный и конкурентный спорт в истории. Промедление может стоить вам прогресса. Другое дело, когда вы сами придумываете себе рамки, сами ищете изъяны там, где нет большой проблемы.
Расходы на оборону только после первого сезона Гвардиолы в «Сити» (в млн фунтов) – 200 миллионов. Рядом Босния и 120 миллионов, дальше Куба и 700 миллионов. Такое ощущение, что клубы «АПЛ» за минувшие 6 лет точно обогнали бедных кубинцев, а вероятно, замахиваются на более крупных игроков. И все это потому, что Пеп начал так играть.
Если Пеп захочет играть ложного тренера, будет ли соблазн у Венсана Компани пропустить с ним пару бокалов пива в пабе? Результаты «Бернли» уже давно подстегивают к пропуску их матчей, а тут сам Пеп такое придумал.