4 мин.

Первый российский клуб в группе Лиги Чемпионов. Вынесли действующего победителя, а домашние матчи играли в Германии!

В начале 90-х было много удивительных вещей в нашем футболе. Например, за пару лет некоторые игроки успели поиграть за три сборные - СССР, СНГ и России. А Юрий Никифоров и вовсе за четыре (помимо вышеупомянутых еще и за сборную Украины одну встречу провел). Московские армейцы, ставшие последними чемпионами СССР в 91-м году, название не меняли, зато проводили домашние матчи на групповом этапе Лиги чемпионов 92/93 не в России, а в Германии. Кстати, пробиться тогда в финальную стадию было вовсе непросто, было всего две группы по четыре команды, а в отборочном раунде играли все без исключения. Сначала армейцам выпал удачный жребий - чемпион Исландии Викингур (5:2 по сумме матчей). А вот дальше ждала Барселона. Команда Йохана Кройфа была действующим победителем турнира и была полна желания повторить успех. В Лужниках команды сыграли 1:1, а в Испании ЦСКА одержал историческую победу 3:2, с камбэком после 0:2 и победным голом Карсакова пяткой.

Футболисты ЦСКА радуются победе над Барселоной.

Кстати, в предварительных раундах УЕФА разрешал армейцам играть в Москве, матч с исландцами и вовсе состоялся на «Песчаном». А вот к играм на групповой этапе предъявлялись более жесткие требования. Встал вопрос где играть, и руководство пришло к удивительному варианту, проводить домашние матчи в Германии. Причем руководство не армейского клуба, а Лиги чемпионов. Просто поставили перед фактом, ваш стадион не подходит под параметры, будете играть в Германии. В итоге один матч провели в Бохуме и еще два в Берлине. В соперниках у ЦСКА были финалист розыгрыша 90/91 марсельский Олимпик, шотландский Глазго Рейнджерс, входивший в категорию грандов европейского футбола в 90-х, и крепкий бельгийский Брюгге.

Несмотря на громкий успех над Барселоной, шансов на победу в группе у армейцев было немного. Победитель квартета выходил в финал, остальные выбывали. После чемпионства-91 ЦСКА растерял две трети своего состава. Плюс ушел в сборную создатель той команды Павел Федорович Садырин. Еще и поддержки трибун лишили.

В первом туре армейцы уступили в Бельгии - быстрый гол Амокачи так и остался единственным. Этот матч стал последним в составе армейцев для Дмитрия Харина, голкипера сборной России купил Челси. Далее был первый «домашний» матч, в Бохуме против Рейнджерс. И снова 0:1 с ранним голом - отличился Фергюсон после ошибки вратаря Гутеева, потеря Харина быстро сказалась.

Потом был зимний перерыв, формат то был иной, первый тур состоялся в конце ноября, второй в декабре, остальные игры пришлись на весну. 3-го марта ЦСКА принимал Олимпик. Французы при любом раскладе были бы фаворитами, а тут и игра на нейтральном поле и отсутствие игровой практики у армейцев, в общем, борьбы никто не ждал. Преимущество действительно было на стороне марсельцев, они первыми забили, нанесли 25 ударов против трёх и имели ощутимый перевес в контроле. Но Файзулин в начале второго тайма счёт сравнял, и ЦСКА приложив колоссальные усилия отстоял ничью и набрал первое очко в розыгрыше. Следом был поединок в Марселе. Закончилось всё печально - 6:0. Но спустя 13 лет защитник того Олимпика Жан-Жак Эйдели рассказал, что в бутылки с водой для армейцев тончайшим шприцем ввели какое-то вещество. Да и главный тренер того ЦСКА Геннадий Костылев вспоминал, что почти вся команда заснула в автобусе, пока ехали на игру, дело невиданное, учитывая предыгровое волнение.

Тот Марсель был очень мощной командой, победить 6:0 он и правда мог. Но и темных историй с подкупом игроков и арбитров, за которые впоследствии были наказаны клуб и Бернар Тапи, хватало. Так что история с отравлением вполне могла быть на самом деле. Особенно учитывая, что после трех туров у Олимпика была лишь одна победа, еще одна незапланированная потеря очков и французы пролетали мимо финала. А так ведь именно они в итоге выиграли группу, а затем и стали чемпионами, обыграв в финале Милан Капелло.

В пятом туре ЦСКА принимал Брюгге и впервые повел в счёте, отличился Олег Сергеев на 18-й минуте. Но в конце первого тайма Схессенс счет сравнял, а в конце второго Верхейен принес бельгийцам победу. Перед последним туром Глазго Рейнджерс и Олимпик имели одинаковое количество очков. Но у французов была гораздо лучше разница мячей, в чём очень помогла виктория над ЦСКА. Рейнджерс нужно было крупно обыгрывать армейцев или надеяться на осечку марсельцев в Брюгге. Не случилось ни того, ни другого. Олимпик победил в своем матче, а шотландцы, провисев 90 минут на воротах Плотникова, забить так и не смогли - ничья 0:0. Итог - последнее место в группе. Но такой итог можно считать успехом. Попасть в восьмерку лучших команд Европы, выбить из турнира действующего чемпиона - очень даже солидно. Несмотря на заметное расширение числа участников, в следующий раз армейцы сумели пробиться в групповой этап Лиги чемпионов только в сезоне 2004/05.

Больше интересных историй в моем телеграм-канале.