9 мин.

Футбольное будущее России: как довести сенсацию 2008 года до конца?

Почему мы не среди лучших? Что следует внедрить? Что оптимизировать? Чему стоит поучиться у датчан? Об о всём этом ниже.

 Сам я не так давно был в российской системе детско-юношеского футбола, в качестве игрока академии. Сейчас же, данной статьёй, хочется внести свой маленький вклад в развитие российского футбола. Начнём.

И так, для начала вкратце разберём, причём тут Дания и почему нам есть чему учиться у датчан.

За свою футбольную историю в датской сборной успели раскрыться такие таланты, как Микаэль Лаудруп, Петер Шмейхель, Аллан Симонсен, Бриан Лаудруп. Датские футболисты и сборная долгое время были одними из ведущих на международной арене, регулярно добиваясь командных, международных и личных успехов. Но, после успешных выступлений датчан в 90-е, в стране начался футбольный застой. Датская сборная не квалифицировалась на чемпионат мира ни в 2006 году, ни в 2014-м, а в 2010-м датская сборная вылетела ещё на групповом этапе. На Евро-2008 датчане также не смогли попасть, а в 2012-м не прошли дальше группового этапа. Перед стартом сезона 2014–2015 местная суперлига располагалась на 22-м месте в рейтинге UEFA, сборная располагалась в третьем десятке рейтинга сборных FIFA. Предвещая такой исход событий в начале 2000-х, группа датских специалистов в области футбола пришли к выводу, что деградация датского футбола связана с устаревшей системой подготовки детей и юношей. Была написана программа по оптимизации датского футбола, которую с 2006 года начали внедрять реформы.  

Главной идеей реформ было создать хорошую атмосферу для детей: без излишнего давления, при этом мотивирующую, удовлетворяющую все потребности детей. Футболиста постепенно подводили к профессиональному футболу, как ментально, так и физической нагрузкой. При этом нововведения не были сверхинновационными, это были не слишком сложные умозаключения. Важно то, каким образом в Дании внедрили эти идеи, и тут есть что взять за пример при проведении реформ в России.  

Коррупция, личные интересы и амбиции руководителей не должны быть частью процесса развития детей. Развитие ребёнка должно быть независимым от факторов, не зависящих от него. Детский футбол должен способствовать развитию таланта, придавать возможности роста, должна быть приятная детям атмосфера, мотивирующая их. Тренеры должны в обязательном порядке быть квалифицированы. 

К более подробному анализу опыта в датском футболе вернёмся в последующих главах. Исследование будет направлена скорее на освещение проблемы и представление сухих реформ, без глубокого анализа, важна максимальная доступность неподготовленному читателю. Для проведения серьёзных реформ в России нужно проводить отдельную программу, что является перспективой моего проекта. 

Программа по реформированию датского футбола ещё не достигла своего пика, но, тем не менее, уже есть некоторые успехи: сборная Дании располагается на 19 месте в рейтинге сборных FIFA (при этом, до неудачного выступления на ЧМ-2022, сборная Дании располагалась на 10 месте), её игроки выступают в топовых европейских командах и лигах, однако, местная суперлига занимает в рейтинге 14 позицию. 

«Четкая игровая философия, упор на тренерское образование и хорошо организованная система юношеского футбола способствовали успеху Дании, сделав ее примером того, как небольшие страны могут достичь цели, поставленной главой отдела глобального развития футбола ФИФА Арсеном Венгером: «дать шанс каждому таланту»»

Привлекательность профессии

Здоровый прогресс молодых талантов требует создания рабочей атмосферы детям: дача широких возможностей и высокого качества образования каждого игрока. Атмосфера внутри системы должна быть благоприятной для развития, и далее будут освещены несколько проблем системы детско-юношеского футбола в России.  

Очень важным при становлении футболиста является то, какой тренер будет его развивать. Это важно, как на спортивном уровне, так и на ментальном. Средняя зарплата тренера футбольной школы в России составляет 15–20 тысяч рублей. Таким образом, тренеры вынуждены думать про краткосрочную перспективу, выставлять на матчи самых физически сильных и добиваться результата здесь и сейчас, что неприемлемо, когда речь идёт о детском футболе. Получить лицензию тренера, пройти нормальную подготовку, стоит очень дорого, и при таких условиях многие детские тренера не подготовлены к тому, чтобы работать с детьми, чётко не знают как с ними нужно коммуницировать, методически не квалифицированы. К этому всему ещё накладывается огромное количество игроков, которых воспитывает один тренер, и часто об индивидуальном подходе речи не идёт. Огромное количество потенциала теряется из-за не зависящих от футболистов обстоятельств.  

И так, для того чтобы дети получали свободу, чтобы на них не было лишнего давления, требуется достойная оплата труда тренеров, достойное, доступное образование. Для увеличения индивидуального подхода к детям, требуется увеличить инфраструктуру, а также, увеличить количество тренеров, за счёт улучшения привлекательности профессии.

Родительство

Помимо тренеров, важную роль в становлении футболиста играют родители. Частая проблема в детском футболе в России является чрезмерное давление родителей на ребёнка. Что тренеры, что родители, ждут краткосрочного результата. Соревновательный характер детям должен внедряться постепенно. При этом, важно и то, что происходит после тренировочного процесса, какие разговоры идут между родителем и ребёнком. 

И наоборот, безразличие родителей, или отсутствие должного внимания, плохо сказывается на развитии футболиста. Требуется некий баланс вовлечённости родителей в футбол. Также требуется создать рекомендации родителям, как лучше себя действовать в процессе становления их ребёнка. Ребёнок должен ощущать комфорт, при этом зная про возможности. Лишнее давление неприемлемо.

Рабочий процесс

Выше уже упоминался успех датской системы детского футбола. Так вот, в этом разделе будут снова упомянуты нововведения в датском футболе, которые требуют особого внимания при проведении реформ детско-юношеского футбола в России. 

Возвращаясь к датскому футболу, напомню, что датская система во многом успешна из-за своей здоровой атмосферы, благоприятной для развития детей. Первым стоит отметить, что при проведении реформ в Дании старались создать такую атмосферу, чтобы не было лишнего давления на детей, краткосрочных ожиданий и прочего того, что мешает здоровой детской атмосфере. Таким образом, датские детские специалисты в обязательном порядке проходят качественную квалификацию и постоянно обучаются, как правильно обращаться с детьми. Психологическому здоровью детей уделяется не скупое идейное место. Помимо обязательной квалификации, запрещены трансферы до 13 лет. Сделано это для того, чтобы дети не занимались футболом вдали от дома, чтобы не рушить круг общения детей, ведь далеко не каждый способен дойти до выпуска из академии. При этом академий предостаточно, и каждая академия на достойном уровне за счёт входных требований на рынок. Каждая команда состоит из 6–8 человек, тренеры уделяют должное внимание каждому. Вместо годовых первенств, проходят регулярные фестивали для детей до 12 лет, на которых не ведётся счёт. Принцип проведения матчей на фестивалях, следующий: 

25% матчей каждая команда проводит с соперником слабее (если она выступает хуже всех в своей категории, то играет с ребятами помладше). Эти матчи позволяют больше экспериментировать. 

50% матчей – с равными себе, 25% – с более сильными (а если это команда-лидер, то играет со старшими – такие матчи учат новому). 

По словам Флемминга Берга (отвечает за развитие игроков в датской футбольной ассоциации), такая пропорция уже на дистанции доказала, что стимулирует парней к развитию. 

Далее, ещё несколько ключевых сносок, для понимания атмосферы детско-юношеского футбола в Дании: 

  • «Дети и так всегда играют на победу – им для этого не нужно ни табло, ни таблица. Все счета и таблицы превратились в самоцель для тренеров и родителей, а мы хотим, чтобы матчи были для детей, а не для взрослых», – объяснял Флемминг Берг. Голы и очки, конечно, фиксируют – но исключительно для менеджеров датской футбольной ассоциации, цифры нигде не публикуются. 

  • «Отказ от результатов матчей позволил маленьким датчанам активнее экспериментировать и играть смело, а родители перестали оказывать давление на своих детей и тренеров», – писали в тренерском журнале ФИФА 

  • Каждая академия оценивается звёздами. Сначала отдельно оцениваются 7 параметров, потом из их суммы формируется сводный рейтинг по всей стране: 

10% оценки – внятная стратегия развития 

18% – структура академии и работа с персоналом 

18% – развитие команды и тренировочные планы 

12% – образование игроков и индивидуальное развитие техники 

12% – подбор персонала и скаутинг 

10% – инфраструктура  

20% – эффективность работы (игроки на профессиональном уровне) 

  • «Прозрачность обеспечивает постоянное движение, поскольку клубы постоянно видят, что им нужно сделать, чтобы подняться выше и не уступить конкурентам. Понимание сильных и слабых сторон помогает планировать дальнейшие инвестиции», – сказал менеджер по развитию игроков датской лиги Оле Бью. 

  • Родителям и тренерам запрещены не только оскорбления, но и громкие подсказки. «Каждый ребенок должен сам искать решения в игровых ситуациях – как на тренировках, так и в матчах. Тренеры и родители не должны подсказывать, пусть дети сами найдут решение. Еще лучше, если тренер будет стимулировать детей вопросами о различных ситуациях – это поможет развить игровой интеллект», – говорится в стратегии от 2021 года. «Это похоже на школьный класс, где учитель контролирует орфографию и арифметику, но делает это постфактум» 

  • «Все дети разные, и под них надо подстраиваться. В детском футболе не нужно обучение, построенное на физике. Первично развитие технических навыков, моторики и умения общаться в коллективе», - говорится в стратегии от 2021 года. 

  • «Мы усиленно учим скаутов. Самое важное – чтобы они смотрели не только на эффективность игры прямо сейчас, а оценивали потенциал», – говорит Флемминг Берг из датской футбольной ассоциации. 

  • Все эти идеи должны быть рассмотрены при проведении реформ в России. 

Инфраструктура

Также, невозможно провести реформы в России, не улучшив инфраструктуру. Климат в России не всегда и не везде футбольным: требуется постройка манежей в каждом регионе, оснащение футбольных полей системой подогрева.  

В каждом регионе необходим надзор за развитием футболистов, требуется активный обмен знаниями в региональных центрах – лучших школа региона, которые аккумулируют в себе лучшие кадры, лучшие методики и достаточную инфраструктуру, позволяющую наблюдать за реализацией методики в течение всего года. В каждом регионе должны быть достойные условия для обучения детей.

Заключение

Система детско-юношеского футбола в России требует реформ, так как не является оптимальной для развития футболистов в России. Требуется улучшить качество и доступность профессионального образования тренеров, улучшить условия труда. Для обеспечения рационального образования футболистов стоит выстроить комфортную атмосферу в каждом регионе: необходима постройка федеральных, региональных, межрегиональных центров в России, с последующим обменом знаний между академиями. Также, в инфраструктурном плане, требуется обеспечение комфортных условий, соответствующих климату в каждом регионе.  

Требуется ввести строгие правила обращения с футболистами, составление пометок для тренеров и родителей. Дети нуждаются в постепенном подводе к соревновательному характеру в футболе. Потенциальные реформы должны быть направленны на то, чтобы разрушить коренную проблему российского футбола – ожидание краткосрочных результатов. Главным должно быть – создание оптимальной для развития ребёнка среды, дающей возможности каждому.  

В качестве основы и опоры для предстоящих реформ следует взять проверенные временем опыты других стран, таких как Дания, Франция, Нидерланды и других.