Тренер с лицензией УЕФА ведет блог на Трибуне. Поговорили с ним о его пути и перспективах
Вадим Сидоров создал на Трибуне блог «Футбол с Михалычем» для того, чтобы делиться своими тренерскими наблюдениями и опытом. Он начинал свой футбольный путь в тамбовской ДЮСШ «Ревтруд» у Валерия Шарапова — лучшего юношеского тренера России 2008 г., который был первым тренером Юрия Жиркова.
Поговорили с Вадимом о том, что значат эти лицензии, как их получают «простые смертные» и, конечно, что ему нравится в современном футболе.
- Расскажите немного о себе — откуда вы, чем занимались до тренерской работы? Где живете сейчас?
Мне 30 лет, родом я из Тамбова. Окончил Географический факультет ТГУ им. Державина, после получения диплома ушел в армию, а уже после, в 2015 году переехал в Санкт-Петербург. Работал сначала в общепите барменом, потом перешел на работу в алкогольную компанию, где работаю до сих пор.
- Как вам удается совмещать работу? Нет ли конфликта интересов? И чем вы занимаетесь, кроме тренерства в этой компании — менеджерская позиция? И все ли тренеры вынуждены совмещать трененрскую работу с другой?
Работа детским тренером, тренером в любительских проектах — это вообще история не про деньги. Обеспечивать себя и семью — невозможно. Заработок есть, но на него можно, что разве выживать, компенсировать траты на бензин, экипировку и другие свои ресурсы, которые ты вкладываешь в это дело. Поэтому многие тренера вынуждены брать подработки — это индивидуальные тренировки, судейство, работа в офисе — как в моем случае и многое другое. Может быть зарплата в топ-академиях Зенита, Спартака и других топ-клубов с полной занятостью позволяет обеспечивать тренерам достойный уровень жизни, но сколько таких рабочих мест? 5%? Что касательно меня — то да, моя основная работа это менеджерская позиция в алкогольной компании, я занимаюсь продажами продукции в крупные федеральные и региональные сети. Конфликта интересов нет, на работе знают о моем увлечении футболом, идут на встречу, если нужно уйти отпроситься на тренировку или турнир.
В рабочее время в офисе я сфокусирован на задачах, так как от результата зависит мой доход, это и есть моя мотивация не распыляться, а в нужный момент фокусироваться на рабочих задачах. После работы выключаюсь, еду заниматься футболом. Мне нравится совмещать две деятельности — так как голова работает по-разному. На футболе можно сказать я отдыхаю от основной работы, получаю по большей части удовольствие, удовлетворяя свою детскую футбольную мечту «быть в футболе».
Если говорить о приоритетах, то на первом место сейчас я поставлю работу в алкогольном бизнесе, мне это нравится, у меня есть успехи, я в этой сфере более 10 лет.
Главное, что этот симбиоз, когда я двигаюсь в двух направлениях сейчас работает, я получая от процесса удовольствие и отдачу. Что будет дальше — поживем увидим, главное не останавливаться.
- Стереотипно есть две противоположные точки зрения — а) хорошим тренером может стать только тот, кто хорошо играл в футбол; б) тренерская и игровая карьера никак не связаны; Какая позиция вам ближе и почему?
На этот вопрос я бы ответил так — для того, чтобы быть детским и юношеским тренером, игровой опыт обязателен, необязательно профессиональный, но ты должен очень хорошо обращаться с мячом, чтобы на личном примере показывать технические моменты игры.
Если мы говорим о профессиональном футболе, то там уже на первый план выходит более глубокое понимание игры, сильная ментальность, умение управлять, анализировать, делегировать, доверять и множество других нюансов, не имеющих отношение к карьере футболиста. Поэтому считаю, что необязательно иметь карьеру профессионального футболиста для того, чтобы быть успешным тренером. В мире есть много примеров таких специалистов. Самые яркие — Жозе Моуриньо, Леонид Слуцкий, Вилаш-Боаш и многие другие!
- Расскажите о вашем пути: как вы начинали тренировать и почему привлекла тренерская карьера?
Я всегда любил футбол, все детство и юношество я провел в ДЮСШ Ревтруд г. Тамбова у тренера Валерия Васильевича Шарапова. Этот специалист воспитал Юрия Жиркова. В возрасте юношей решил закончить с футболом, пошел учиться в ВУЗ, играл по любителям.
Далее уже в Петербурге, когда устроился на работу в офис, вечера у меня оказались свободны. Футбол все это время был в моем сердце, и я решил реализовать эту любовь к футболу через тренерскую карьеру. Так я попал в первую школу «Футболика», там я начал тренировать детей по вечерам после работы в офисе. Начал развиваться, учиться, получать лицензии: D-РФС, С-РФС. Потом была работа в академии «Juventus» г. Санкт-Петербург, и переход на лицензию С-UEFA.
- Объясните поэтапно, как «простые смертные» получают лицензию тренера UEFA? И что они значат?
Расскажу, как было у меня и как есть сейчас. Во время пандемии коронавируса я пошел в спортивный Университет им. Лесгафта на программу повышения квалификации. Это обучение приравнивалось к получению национальной лицензии С-РФС, оно длилось несколько месяцев и включало несколько этапов. Далее РФС перешел на квалификацию тренеров по единому стандарту UEFA, в этот момент я работал в академии «Juventus». Мы всем тренерским штабом коллективно подали документы в РФС и нас в первых рядах зачислили на переквалификацию с национальной лицензии С-РФС на международный стандарт С-UEFA. Обучение включало в себя одну очную сессию на весь день с разными спикерами, самостоятельное обучение на платформе «I Coach Kids» и квалификационную работу по написанию недельного тренировочного микроцикла для команды заданного возраста.
Сейчас, если идти «простому смертному» с нуля, то нужно будет учиться 3 месяца. Обучение будет включать в себя 3 очные сессии по 3-4 дня, далее 5 онлайн сессий, и скорее всего квалификационная работа. Расписание по набору на обучение нужно отслеживать на сайте РФС.
Лицензии означают допуск к работе с определенными группами футболистов.
Всего на данный момент есть 4 ступени тренерских лицензий в системе UEFA.
«С»-UEFA — лицензия юношеского футбола. Можно тренировать детей и юношей в любых школах и академиях.
«B»-UEFA — лицензия более профессиональная, сильнее ценится в европейских академиях. Только с ней вас могут взять на работу в топ-академии ведущих клубов. Также можно быть главным тренером команд на уровне второй лиги и помощником в любом дивизионе.
«А»-UEFA — Лицензия элитного футбола. Можно работать в любом дивизионе, быть главным тренером на уровне первой лиги (ФНЛ, Чемпионшип, серия B), временно исполнять обязанности главного тренера на случай увольнения.
«Pro» UEFA — Элитный футбол. Главный тренер любого мирового клуба.
- Зачем вам нужна была эта лицензия и что она вам сейчас позволяет делать в профессиональном мире?
Как и любая лицензия, тренерская лицензия — это подтверждение твоей квалификации, доказательство того, что ты прошел обучение тренерскому мастерству. Поверьте, там очень большие объемы теоретических знаний по разным футбольным дисциплинам: технико-тактическая подготовка, физическая подготовка, спортивная медицина и физиология, психология – все это разбивается по разным возрастам. Нужна лицензия в первую очередь для знаний, которые закладываются во время ее получения.
Сейчас моя лицензия С-UEFA позволяет мне работать с юношами до 18 лет во всех странах, которые приняли тренерскую конвенцию UEFA.
- Какие занятия по тренерскому мастерству (назовем это так) вам запомнились больше всего и почему?
Больше всего мне запомнился семинар в 2019 году, когда приезжал в Академию Зенита Лука Миланович — это тренер по физподготовке сборной Хорватии. Именно он готовил ту «бессмертную» сборную Хорватии на нашем чемпионате мира в 2018 году. Как вы помните, хорваты тогда продемонстрировали феноменальную подготовку, отбегав по 120 минут весь плей-офф.
Он рассказывал нюансы физподготовки на элитном уровне у топ-футболистов в условиях сборной. Там невероятное количество деталей: контроль всех физических показателей, режима тренировки-отдыха, для каждого подбирается своя интенсивность тренировочного процесса в общей группе, питание и многое другое. Для меня тогда, как начинающему специалисту – это было сродни высадке на Луну.
- За каким футбольным проектом вы следите и почему?
Конкретно какой-то проект выделить не могу. Смотрю топ-матчи в АПЛ — там все лучшие игроки, тренды по управлению командой в условиях чемпионата, невероятный уровень футбола и интенсивность. В общем и целом все, за что все любят АПЛ — это по-настоящему лучшая лига мира во всех аспектах. Выборочно смотрю РПЛ, естественно Лигу Чемпионов.
Из футбольных блогеров мне импонирует «Картавый Ник» — нравится его подача и упорство с каким он двигает собственную карьеру тренера. Мы с ним похожи отсутствием элитной игровой карьеры. Читаю Никиту Васюхина в его проекте «Блокнот» — это парень с невероятными аналитическими мозгами.
- Назовите любимых тренеров (независимо от эпохи) — почему они?
Тренер из истории — Ринус Михелс, он создал «Тотальный футбол», в который играл Йохан Кройф. Идеи Ринуса сейчас лежат в основе стиля игры Пепа Гвардиолы.
Любимый действующий тренер — Жозе Моуриньо. Человек-легенда, тренерская икона и пример для подражания во многих аспектах.
Тренер из СНГ — попробую назвать необычный вариант. Это Евгений Калешин из Акрона. Думающий, искренний специалист с прогрессивными взглядами на футбол.
- Как считаете, в какую сторону двигается современный футбол? Чего в нем становится больше, а что, условно, «ушло»? Почему?
Окончательно уходит эпоха итальянского Катеначчо. Оборонительные стили не зрелищны, не привлекают молодую аудиторию. Как ни странно, также уходит эпоха ярких индивидуалистов-дриблеров по типу Неймара, Месси, Рональдино.
Современные тренеры делают ставку на «Тотальный футбол» с активным прессингом и контрпрессингом, высокой интенсивностью. Топ-игроки в первую очередь должны быть готовы давать бешеный объем и физическую мощь в сочетании с сильным футбольным интеллектом. Они должны быть индивидуалистами, но в рамках строгой и бездушной футбольной «машины», где все данные полностью оцифрованы и разложены по полочкам.
Футбол из спорта превращается в индустрию развлечений, вводятся новые турниры, безумное количество игр, идут разговоры о смене правил, изменении игрового времени и так далее. В целом данные изменения мне не совсем понятны. Футболисты в первую очередь спортсмены, а не карточки из ФИФА. Игры и тренировки — это очень тяжёлый труд, давление. Все это приводит к травмам, выгоранию и другим проблемам у топ-футболистов.
Я — за изменение в футболе, где учитываются интересы не только болельщиков и функционеров, а еще интересы самих футболистов и тренеров.
И очень сильно печалит сложившаяся ситуация с детским футболом. Разумеется, от хорошей жизни сейчас в тренеры мало, кто пойдет, особенно на полную занятость - с такими зарплатами... Хотелось бы, чтобы подобные ячейки и школы находили своих спонсоров, готовых обеспечить привлечение персонала, его обучение, развитие тактической модели на базе одной школы, чтобы в итоге коллектив не переживал текучку, а десятилетиями формировал единую систему тренировок и подготовки... Тогда вероятно из этих академий в будущем бы и выходили новые Стрельцовы, Яшины и Блохины...