Экс-игрок «Зенита»: Мы стараемся уравнять шансы ребят из регионов с теми, кто живет в Москве, Питере и Краснодаре
Основатель онлайн-школы футбола и спортивной психологии рассказал о ребятах из его школы, которые уже попали в сильные академии
Евгений Серенков в свое время был капитаном юношеского «Зенита» и тренировался с такими легендами как Аршавин, Кержаков, Халк и Витсель. Профессиональная карьера у него не сложилась из-за многочисленных травм. Теперь он сам растит новое поколение звезд российского футбола с помощью основанной им онлайн-школы футбола и спортивной психологии. Евгений рассказал нам об уровне детского футбола в России, а также о проблемах, с которыми в России сталкивается маленький футболист.
– Вы работаете с ребятами из разных регионов. Расскажите в каких регионах созданы хорошие условия для развития юных футболистов, а в каких есть проблемы?
– Думаю, под хорошими условиями мы понимаем наличие инфраструктуры. Она есть в Санкт-Петербурге, Москве и Краснодаре, если мы говорим про массовый спорт. Плюсом Краснодара являются климатические условия, которые позволяют заниматься на улице практически круглый год. В остальных городах приходится заниматься в манежах. Это стоит достаточно много, а в бесплатную школу могут попасть далеко не все. Поэтому исторически южные детские команды потехничнее – дети больше времени в году проводят с мячом.
Есть и другие регионы, где футбол развит. Взять тот же самый Белгород. У нас оттуда много учеников, и они все талантливы. Недавно один мальчишка оттуда попал в футбольную школу «Чертаново» – Тёма Земляной. Другой, Тихон Мартынченко – им тоже интересовалось «Чертаново», которое продолжает за ним следить. На успех влияет два фактора. Первый – вовлеченность родителей в тренировки: это нивелирует разницу между регионами. Второй фактор – тренер. Если тренер хороший, то и дети у него будут развиваться. Это комбо дает потрясающие результаты. У нас есть несколько талантливых ребят из Нижневартовска, где, по сути, нет условий для развития. Там родителям и тренерам надо поставить памятник за их вклад. Мы помогаем, стараемся уравнять шансы ребят из регионов с теми, кто живет в Москве, Питере и Краснодаре.
– Создание ЮФЛ – важный этап в развитие футболистов. Как вы относитесь к этой лиге?
– ЮФЛ – важный этап, потому что дает шанс детям больше играть на высоком уровне в юношеском возрасте. У нас, когда я играл в «Зените», играли чемпионат Санкт-Петербурга. В последнем сезоне мы выиграли все матчи, лишь раз сыграв вничью. Конкуренции практически не было. Смысл в таких матчах теряется. Уровень сопротивления не позволяет развиваться в критических условиях – под прессингом, под давлением. Когда ты приезжаешь играть в другие регионы, приходится перестраиваться. Там уровень заметно выше.
В ЮФЛ же условный «Зенит», который у себя в городе не имеет конкурентов, каждую неделю играет на высоком уровне – со «Спартаком», «Локомотивом», «Динамо», «Чертаново» и так далее. В ЮФЛ разветвленная структура. Это позволяет тянуться выше командам из других регионов. У лиги хороший маркетинг. Это идет на пользу детско-юношескому футболу и помогает в переходе футболистов на уровень дублей и главных команд.
– Медийный футбол набирает популярность. Особенно у детей. Может это и есть инструмент, который повысит интерес детей к спорту? Что говорят ваши ученики про медийный футбол?
– Медийный футбол – интересная среда, где задействуется все больше профессионалов, понимающих футбол. Думаю, что со временем мы сможем больше наслаждаться качеством именно футбола. Сейчас там больше эмоций, поэтому сами игры смотреть не так интересно. Там больше интриг, скандалов, расследований. Конечно, это привлекает юных футболистов. Дети ведомы на эмоции. Это нормально. Они это смотрят как сериал. Еще один момент – до медийщиков очень легко дотянуться. Они ездят по России, фотографируются с поклонниками, что дает им преимущество по сравнению с профессионалами. С условным Дзюбой так не поболтаешь, как со звездой медийного футбола.
Влияет ли это как-то на развитие самого футбола? Это расширяет возможности для детей, дает им стимул. даже если они не станут профессионалами, они смогут продолжить заниматься любимым делом и зарабатывать деньги. Порог входа в плане мастерства в медийный футбол гораздо ниже. Он открывает дополнительные возможности.
Единственное, что я хочу, чтобы улучшилось – подача медийного футбола. Есть негатив в том, когда бывшие звезды футбола сидят и рассказывают юной публике, как они бухали и с девочками развлекались, будучи футболистами. Что схватывает юный футболист в первую очередь? Внешний вид и пороки. Надо прививать молодым футболистам хорошие вещи, которые они цепляют с большим трудом, чем плохие. А там мат, драки и истории про гулянки. Это единственный минус медийного футбола.
– Родители видят в футболе социальный лифт для своего ребенка, и поэтому готовы вкладывать средства в развитие. Может наш путь – это, когда каждый родитель (а не команда или академия) будут подготавливать проф футболистов? В хоккее большую роль в развитие играют родители, а не тренер или команды. И эта модель работает.
Здесь сразу надо разделить аудиторию. Наши исследования это подтверждают. Первое – дети: 90% детей, занимающихся футболом, хотят стать профессионалами, но 85% из них ничего для этого всерьез не делает. Для них это так и остается неосязаемой мечтой. Второе – родители: 90% родителей просто поддерживают своего ребенка в его увлечении. Захочет заниматься балетом – его точно так же будут поддерживать. Мало кто из родителей изначально рассматривают футбол как социальный лифт. Сейчас много на чем можно подняться, не только на футболе.
Чтобы стать профи, надо заниматься дополнительно. Не видел ни одного профессионального игрока, который не занимался дополнительно. Сейчас репетиторы и дополнительные тренировки замещают то, что мы раньше получали сами. 30 лет назад такого не было. Юный футболист вместе с папой просто шел во двор и играл в футбол. Это были его дополнительные занятия. Сейчас возможностей больше, но есть проблемы с тайм-менеджментом – много отвлекающих факторов.
Что проще сделать родителям? Гораздо проще просто отдать ребенка к репетитору по футболу – дополнительно к занятиям в футбольной школе. За ребенка начинает думать тренер, который видит все со стороны и быстро исправляет ошибки. Но ребенок не приучается сам исправлять свои ошибки. Это касается не только футбола, но и обычной жизни. Это очень плохо. Так формируется лень в плане познания и саморазвития.
Есть другой формат. Родители приходят, например, к нам в онлайн-школу, получают информацию и под нашим контролем начинают сами развивать своего ребенка. Родители погружены в процесс развития. У таких детей гораздо более качественные результаты и повышается самостоятельность. Плюс – ребенок не зависит от тренера, который может куда-то деться в любой момент. Родители никуда не денутся – это позволит воспитать ответственность в ребенке. Идеальная схема: первое – хороший тренировочный процесс в футбольной школе, второе – дополнительные тренировки под контролем специалиста со стороны, но с вовлеченностью родителей в процесс.
– Считается, что современные дети мало занимаются спортом. В вашей школе уже больше тысячи учеников. Расскажите о масштабах развития детского футбола в России через призму вашей школы.
– Через нашу школу прошло уже более 1500 детей. Из раза в раз я наблюдаю одно и то же. Со 100-процентной гарантией я могу сказать, что мечтам родителей, что их ребенок будет заниматься сам не суждено сбыться. Дети – прямое отражение родителя. Если родитель ленится качественно уделять ребенку время, ребенок это почувствует. Когда просто отдаешь ребенка репетитору, он чувствует, что его просто спихнули, а с себя сняли ответственность за его развитие. У нас же дети занимаются с родителями – они помогают: морально, фишечки расставить, тренировку снять и нам отправить. Но это вовлеченность. У ребенка формируется дисциплина. Родители, если действуют по нашей методичке, формируют в ребенке чувство опоры – у них идет сближение. Если все делать правильно, не ругать ребенка, не становиться для него надзирателем, то родитель станет для ребенка другом. Это очень важно.
Еще раз подчеркну: родителям необходимо вовлекаться в процесс занятий футболом ребенка. нельзя просто спихнуть его тренеру, а потом прийти на игру с какими-то своими ожиданиями. Если ребенок не оправдает необоснованных ожиданий, родители могут разочароваться в футболе и демотивировать своего ребенка. В этом случае и ребенок разочаруется в футболе, где будет чувствовать себя неуспешным, где его ругают иногда, и выберет телефон с приложениями, которые дают ощущение успешности.
Чтобы дети занимались сами, их надо к этому приучать – ходить с ними иногда, помогать им в индивидуальных занятиях, поддерживать. Тогда ребенок привыкнет и будет тренироваться сам. Нельзя спихивать все проблемы на ребенка. Ленивых детей, которые целыми днями сидят в телефоне воспитали родители, которые все это обеспечили и к этому сами же подтолкнули.
Возвращаясь к вопросу, я вижу, что в России футбол развит очень слабо. У нас в стране огромное количество неадекватных тренеров, которые не развивают детей, а за их счет реализуют какие-то свои хотелки, жертвуя психикой подопечных, их развитием, самими детьми. Это и есть причина, по которой пирамида количества молодых футболистов очень быстро сужается в периоде от 10 до 18 лет. Очень многие бросают футбол в 11-12 лет по двум причинам: неадекватность тренера и слишком сильное давление со стороны родителей. Это убивает страсть ребенка к футболу. Это тот случай, когда дело не в инфраструктуре, а в отношении родителей и тренеров.
– Вы много работаете с детьми из стран СНГ. Как там развивается футбол если сравнивать с нами?
В Казахстане и Белоруссии есть сильные школы и академии. Но из того, что вижу я, в остальных странах СНГ ситуация напоминает российскую. Лучше посмотреть не на похожие страны, а на те, с которыми у нас отличается менталитет – Испания, Германия, Франция… У нас есть русскоговорящие ученики из этих стран тоже. Там есть огромное количество бесплатных футбольных школ – ребенку легко найти команду себе по уровню.
Там для детей футбол – это праздник. Я вижу, как они любят футбол, как горят им. Там проникновение футбола в жизнь гораздо больше. В Аргентине, например, если выйти в парк, куда ни глянь, везде будут играть в футбол. В Испании дети постоянно с мячом – на перемене, на пляже, просто во дворе. Когда ты постоянно с мячом, ты развиваешься – особенно технически.
Разница между нашими странами – именно в менталитете и отношении к футболу. Я уверен, что в наших топовых академиях тренировочный процесс не хуже. У нас просто менталитет другой. У нас дети ходят на тренировки, как на работу – как будто вагоны разгружать. Они замучены не количеством футбола, а давлением, как будто они в 10 лет уже стали профессионалами. Футбол должен быть праздником. Мы в «Зените» ездили в Голландию в 17 лет, проводили там по три игры в день – три игры по 40 минут – считай, полтора полноценных взрослых матча. Это много. Но это все было в очень быстром темпе, с развлечениями между играми. Это был настоящий праздник. Мы кайфовали.
В Европе культура футбола совершенно другая. Для них футбол – развлечение. А когда ты к нему относишься как к развлечению, как он может тебе надоесть? Я общаюсь с такими же русскими ребятами, но живущими за границей, и вижу совершенно другое отношение к футболу и совершенно другие глаза, которые горят игрой. Это – самая большая разница между нашими странами.