5 мин.

Фаер-плей

Заседание РФПЛ длилось больше 2 часов. Оказывается, за это время можно успеть обменяться взглядами с телохранителем Ольги Смородской, прочитать регламент премьер-лиги и с его помощью выяснить, что каждый клуб платит РФПЛ 10 миллионов рублей за участие в чемпионате (все это знали?).

Когда ожидание стало утомительным, в зал неожиданно вбежал Сергей Прядкин.

– Мы рассмотрели выступление руководителя отдела лицензирования УЕФА господина Треверсо, который рассказал о планах по внедрению финансового фаер-плея, – уверенно произнес Прядкин и через несколько секунд повторил слово «фаер».

Игры с финансовым огнем привлекли серьезное внимание журналистов, поэтому генеральному директору ЦСКА Роману Бабаеву пришлось выдать по этому поводу целый монолог.

– С 2012 года эта концепция вводится во всей Европе, представители УЕФА будут внимательно мониторить бухгалтерскую отчетность клубов. Дефицит бюджета каждого клуба за три года в общей сложности не должен превышать 45 миллионов евро. С каждым годом эта сумма будет уменьшаться и в итоге дойдет до 5 миллионов евро. Этот новаторский проект был известен давно, так что для большинства клубов премьер-лиги новых факторов открыто не было. В этом есть здравое зерно. Конечно, проект немного наивен, но ничего не делать тоже неправильно. УЕФА неоднозначным образом пытается повлиять на сложившуюся ситуацию.

Журналисты внимательно выслушали Бабаева и тут же поинтересовались, готовы ли российские клубы к таким резким изменениям.

– Клубы могут более внимательно относиться к своим расходам. В первую очередь речь идет об уменьшении расходов на трансферы и зарплаты. Это 70% расходной части любого клуба. Если все умерят свои аппетиты, все вполне достижимо. 15 миллионов евро в год, на мой взгляд, очень большие деньги для России. Наверняка это для кого-то размер годового бюджета. Иногда случаются трансферы, которые могут перекрыть эту сумму. Но надо будет более дисциплинированно относиться к этому.

В этот момент очень хотелось увидеть на месте Бабаева Германа Чистякова – генерального директора клуба, который летом потратил на трансферы больше 50 миллионов евро. Поэтому гендиректор ЦСКА рассказал об отношении УЕФА к богатым владельцам и спонсорам.

– Не совсем понятно, как в УЕФА будут относиться к релевантным доходам – те, которые получаются от спонсоров. Как нам пояснили, будет создана экспертная группа, которая будет оценивать доходную деятельность клубов. Они могут счесть, что доход не имеет рыночного характера, но это всегда спорный вопрос.

В общем, сегодня в России fire play считают спорной и сомнительной идеей.

* * *

Оказывается, УЕФА ежегодно выделяет клубам премьер-лиги деньги на развитие детско-юношеского футбола. Вполне возможно, что удивиться этому могут даже в детских академиях.

– УЕФА ежегодно выделяет российским клубам на развитие детско-юношеского футбола 1,5 миллиона... – сказал Прядкин и сделал паузу.

– Евро, – шепнул Бабаев.

– Евро, – согласился Прядкин и продолжил. – Они распределяются между клубами, которые участвуют в Лиге чемпионов и Лиге Европы.

Но главной темой дня, разумеется, стал календарь второй части чемпионата.

– Достаточно жаркая дискуссия прошла. Наметили определенные сроки. Могу сказать, что в этом году пройдут не 33, не 34, а 32 тура чемпионата. Старт следующего этапа намечен на 3 марта, – быстро прочеканил Прядкин и передал слово спортивному директору РФПЛ Игорю Мещанчуку.

– Второй этап начнется матчами 31-го тура, матчи состоятся 20 ноября. Эти даты я говорю для того, чтобы вы понимали, что наши туры проходят с пятницы по понедельник. 20 и 27 – основные даты, – выступление Мещанчука было не очень понятным, но более-менее информативным.

Когда речь зашла о весенней части чемпионата, все сразу заговорили о тяжелом графике.

– Загруженность клубов будет очень высокой – Кубок России, чемпионат, еврокубки, сборные. У нас даже резервных дней нет, – Сергей Прядкин сразу перечислил отговорки, которыми будут пользоваться игроки столичных команд примерно через полгода.

– Boxing Days, как в Англии, – перебил его Бабаев. – Только на протяжении 2,5 месяцев, а не двух недель. На протяжении этого времени мы будем проводить по два матча в неделю.

Необходимость разнесения матчей московских команд, климатические условия, еврокубки, сборные – когда компьютер получил столько факторов для составления календаря, он, видимо, перегрелся и выключился. Поэтому РФПЛ решила проводить жеребьевку первой восьмерки вручную, а не вслепую, как раньше.

– Было непросто определиться, жеребиться мы будем вслепую или нет, – используя специфичную лексику, прояснил ситуацию Роман Бабаев. – Элемент случайности приветствуется, но в данной ситуации мы пришли к выводу, что это будет очень затруднительно. Уж слишком много условий, которые необходимо предусмотреть. Мы не хотим повторять ошибок, которые были допущены ранее.

Сергей Прядкин тут же пояснил, что на самом деле все зависело от компьютерного скелета чемпионата.

– Возможно, в будущем, когда мы выйдем на, так сказать, европейский уровень проведения соревнований, вернемся к тем наработкам, которые были в прошлом году. Мы создали компьютерный скелет нашего чемпионата, а в итоге от него мало что осталось. В будущем будет легче подстроиться под еврокубки и матчи сборных.

– А во второй восьмерке будет компьютерная жеребьевка? – поинтересовались у Прядкина.

– Нет, не компьютерная. Ручная. Ой, прошу прощения. Слепая. Шары, да.

Вне зависимости от того, какими будут результаты слепой жеребьевки, можно не сомневаться, что качество полей за день до президентских выборов будет отвратительным. Когда Сергей Прядкин бодро шел из конференц-зала в свой кабинет, его неожиданно спросили про весенние барахтанья на некачественных газонах.

– Сейчас принимаются все меры, чтобы то, что случилось на матче «Крылья Советов» – «Динамо», не повторялось. Чтобы никто не играл на болотах.

– А вы слышали, что некоторые активисты уже начали собирать деньги, чтобы разобраться с делом, о котором написала «Новая газета»?

– Людей вводят в заблуждение.

И к этому трудно что-то добавить.