Александр Шешуков: «Позвоню Тарасову и скажу: «Вот так бывает, Дима»
- В вашей биографии между двумя спартаковскими этапами карьеры, кроме «Москвы», значатся Саратов и Владивосток. На вас как-то повлияли эти города?
– По большому счету, в «Спартаке» я играл только за дубль. А что в саратовском «Соколе», что в «Луче» у меня было много игрового времени, и эти периоды, конечно, сыграл важную роль в моем становлении как игрока. Тогда я заметно прибавил.
- А что вам дало это время в плане психологии? Ведь наверняка хотелось доказать, что вы достойны большего.
– Разумеется, хотелось. Но если есть что доказывать, то не имеет особого значения, где ты играешь. Рано или поздно пробьешься.
- Вам это удалось, и вы развеяли трюизм «дважды в «Спартак» не зовут».
– На самом деле, первым его развеял Денис Бояринцев. Конечно, я рад, что удалось вернуться, и надеюсь, что смогу задержаться здесь надолго.
- Между «Спартаком» вашей юности и нынешним есть разница в плане командной ментальности?
– На самом деле, нет. Как и десять лет назад, команда ставит перед собой максимальные задачи. Другое дело, что уже давно не удается их выполнить и занять первое место – всегда не хватает чуть-чуть. Но несмотря на смены тренеров, менеджеров и игроков, дух остается тем же.
- «Нет никаких мест, кроме первого» – такой?
– Да. Сами понимаете, у нас ведь еще и очень требовательные болельщики, которые ждут больших побед.
- Некоторые изменения все-таки произошли. Например, в этом году оборона команды стала выступать стабильнее, и ее все реже называют самой слабой линией «Спартака».
– В последних матчах мы и вправду стали внимательнее действовать в обороне. Это касается как защитников и полузащитников, так и нападающих. Мы начали больше работать на поле.
- Приход Андрея Диканя придал вам уверенности? Со стороны кажется, что защитники стали чувствовать себя спокойнее.
– Да, так и есть. Не сказать чтобы раньше в наших действиях прослеживалась нервозность, но сейчас обороне, безусловно, стало немного легче.
- Помимо этого, часто говорят, что «Спартак» стал командой настроения. Вы согласны с этим утверждением?
– Не знаю, как это назвать, но что точно – нам ощутимо не хватает стабильности. Выиграв два-три матча подряд, мы можем расслабиться, и это приводит к ухудшению игры, неудовлетворительным результатам. Может, поэтому и ходят разговоры про нашу зависимость от настроения.
- Или дело в молодости команды? В болезни роста?
– У нас действительно молодая команда, и, возможно, дело как раз в болезни роста. Но мы работаем над тем, чтобы от нее избавиться – скоро должна появиться стабильность.
- Разговоры о зависимости «Спартака» от настроения также часто упираются в присутствие в составе сразу нескольких бразильцев.
– Но это неправильно! Если происходит определенный сбой, проблему нельзя искать только там, где что-то кажется неладным. Игру «Спартака» нужно рассматривать как систему, где каждый элемент связан с другим. И, кстати, по части взаимопонимания, упорядоченности игры мы по ходу сезона довольно заметно прибавили. Мы становимся более сплоченной командой.
- Но при этом зависимость от игры бразильцев все же очень велика.
– Естественно. Веллитон, Алекс, Ари и Ибсон, по сути, занимают на поле ключевые позиции, они играют огромную роль в созидательной игре. И вполне логично, что без них игра нынешнего «Спартака» немыслима. Просто невозможно представить, кто будет играть вместо них.
- С этим часто связывается то, что вашей команде не удается ярко стартовать в чемпионате. Дескать, бразильцы не в форме, им некомфортно…
– Нет, это неправда. По мне, это никак не связано.
- Когда чемпионат России начнет проходить по системе «осень-весна», подобные предположения, по-видимому, будут иметь все основания.
– Да, с переходом на систему «осень-весна» играть будет тяжело абсолютно всем. Особенно если эти поля будут такими, как в Махачкале.
- Получается, к переходу на данную систему вы относитесь скептически?
– Да, можно так сказать. Все будет зависеть от того, насколько ответственно каждый клуб подойдет к этой проблеме. Ведь нюансы, имеющие непосредственное отношение к футболу в таких погодных условиях, требуют больших финансовых затрат: это и качество полей, и оснащение стадионов, и наличие тренировочных баз с пригодными для тренировок условиями. Если каждый город исполнит свои обязательства, то все может получиться нормально.
- Вы упомянули матч в Махачкале. Слышали, что представители «Анжи» отрицают то, что автобус «Спартака» был закидан камнями?
– Да, как раз сегодня прочитал об этом в газете.
- И что вы по этому поводу думаете? Камни ведь были?
– Камни действительно были. Даже странно это отрицать. Разве мы бы что-нибудь говорили, если бы все было спокойно?
- Вам было страшно?
– Было неприятно, потому что никто не знал, чем это могло закончиться. Могло разбиться стекло, мог влететь какой-нибудь тяжелый предмет. В таких ситуациях бывает всякое. Так что из Махачкалы я привез не самые приятные ощущения.
- Александр, в этом году вы получили две красные карточки и, кажется, стали играть жестче, нежели раньше. А по вам и не скажешь, что вы грубый футболист.
– Есть такое. В начале сезона я чувствовал себя не совсем уверенно. Предсезонная подготовка получилась скомканной, я был не в лучшем состоянии и потому не успевал за оппонентами – приходилось фолить. На самом деле, в моей игре чувствовалась определенная нервозность.
- Сейчас-то вы уже полностью освоились в команде?
– Сейчас, да, чувствую себя более уверенно и спокойно.
- Из бывших игроков «Москвы», которые в связи с расформированием клуба перешли в другие команды, вы играете едва ли не стабильнее всех.
– Не мне судить, тем более, для оценки действий игроков всегда очень сложно подобрать объективные критерии.
- И все же, если в итоговой таблице «Спартак» окажется выше «Локомотива», у вас появится отличная возможность напомнить Дмитрию Тарасову про знаменитое хрюкание в трубку. Воспользуетесь случаем?
– Если мы опередим «Локо», то я, наверное, позвоню ему и скажу: «Вот так бывает, Дима».
«Что именно здесь является голословным утверждением? Является ли голословным утверждение, что в москве белых больше, чем негров? Является ли голословным утверждение, что иномарок на дорогах Владивостока больше, чем русских машин?»
Это и есть голословное утверждение, т.е. не подкрепленное фактами. Разница лишь в том, сколько людей готовы поверить в это утверждение. Я например конечно же уверен, что белых в Москве больше, чем негров, но от этого мое утверждение так и останется голословным.
Теперь о фактах. В 2003-2004 гг. московский «Спартак» имел среднюю посещаемость домашних игр около 9 тыс. зрителей. Однако в этом сезоне занимает 1 место. ЭТО ФАКТ. При этом именно 1 место спартак занимает лишь с прошлого сезона, т.е. всего 2 год подряд.
Далее для примера возьмем Аланию. «Алания» традиционно входит в число отечественных лидеров по посещаемости стадионов, но в последний раз на первом месте этот клуб был в 2002 г. (22 тыс. человек). А, например, в 2007 г. (первый дивизион) средняя посещаемость падала до 6,5 тысячи. Правда в прошлом году (накануне выхода в Премьер-Лигу) она составила уже почти 12 тыс. человек – и это лучший показатель для подэлитной лиги в двух предыдущих сезонах.
Хорошим примером являются Крылья Советов. В новом столетии клуб пять раз (2001, 2003, 2004, 2005, 2008 гг.) становился лучшим по посещаемости в российском чемпионате.
Все это я веду к тому, что посещаемость у клубов довольно сильно прыгает. На посещаемость влияет очень много факторов, вплоть до вместимости стадиона. ПОЭТОМУ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО КЛУБ САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ В СТРАНЕ ЛИШЬ ПО ПОСЕЩАЕМОСТИ НЕЛЬЗЯ, ВПРОЧЕМ КАК И ПО ТВ-РЕЙТИНГУ.
Думаю нашу дискуссию можно прекращать. Она мне уже порядком поднадоела. Я же остаюсь при своем мнении.
предлог «в» пропущен, м?
Да ничего похожего. Голословный - это не подтвержденный фактами. А нет более значимых фактов, чем факты установленные на личном опыте. Когда личный опыт многих людей совпадает, это уже опыт коллективный, а, точнее говоря, совокупный (то есть ваш, мой, дяди Васи, тети Маши и т.д.). В результате, случае с неграми мы можем, основываясь на многолетних наблюдениях, принять это как факт.
По поводу посещаемости.
Аланию и Крылья можно сразу отбросить, если разговор ведется о популярности с масштабах страны - за эти клубы болеют только и только у себя.
То есть для того, чтобы применять критерий посещаемости нужно иметь популярность за рамками своего региона, а этим, кроме мяса и коней никто похвастаться не может. Крылья, Алания и прочие тупо отсекаются рамками своих географических границ. Все их болельщики - на стадионах, больше им быть негде.
Поэтому, речь можно вести только о московских клубах. Питер, Казань, некогда Волгоград - не прокатят.
Ну, в Москве, понятно, что за наибольшее число болельщиков могут поспорить только Спартак и ЦСКА. И вот здесь уже при споре между двумя, бесспорно, самыми популярными клубами уже можно использовать перечисленные ниже аргументы (про посещаемость, про форумы, про гугл итд).
Что значит последнее? Это место для разруливания споров, оно ничем не хуже других мест, хотя и применяется в последнюю очередь, ну так и что?
Пренебрежительное отношение к суду - это когда обращение в суд называют «стыдобой». Вот это реально - стыдоба =)
«То что люди стали чаще обращаться в суд - не нормально. Это говорит о несовершенстве законодательства.»
Причем здесь законодательство? Функция суда - не исправлять косяки законодательства. Более того, идеальное законодательство как явление недостижимо, ввиду различия самих людей. Закон - это чисто техническая фишка, служит для регуляции стандартных (простых) ситуаций.
Там, где это не срабатывает используется разбирательство, где отвечают на вопросы кто, как, зачем, почему и прочие, где нужно приводить доводы и доказывать. Можно использовать для подобного разбирательства утюги и провода высокого напряжения, а можно суд.
Если две стороны не могут самостоятельно договориться - это нормально, это бывает, это жизнь.
«А с чего ты взял что болельщиков спартака больше всего по стране? Опрос проводил? То что спартак известен в стране согласен. Но это не означает автоматически что у него больше всего болельщиков и что это самый «народный» и популярный клуб.»
Элементарно. Чисто математически об этом говорят посещаемость матчей, посещаемость форумов, число запросов в гугле, число болельщиков Спартака из местных в глубинке. Много ли народу болеет за коней или зинид в Казани? В Воронеже? В Новосибирске? За Спартак - хоть отбавляй. В
Другое дело, что меряться этим у меня нет ни малейшего желания, я не за этим за Спартак болею, чтобы осознать свою принадлежность к наибольшей армии болельщиков.
Шэшукоф - валейбалист.