4 мин.

Спрут-2010

В 2006 году расследование провели быстро, охотно и щедро скостили провинившимся их наказания и, вроде бы, зажили счастливо, хоть и по-футбольному бедно. Со временем появлялись новые подробности, а главный обвиняемый, Моджи, собрал улики с желанием либо оправдать себя, либо утянуть с собой и остальных. В этом году первоначально его делом занялся гражданский суд, но итальянская федерация футбола уже по ходу процесса увидела там и свой интерес — так официально начался кальчополи 2.0.

Команда Моджи до зубов вооружилась тем же оружием, которым была бита в 2006 году — записями телефонных разговоров, насобирав таковых, если это не приписка, 171000 файлов. Впрочем, на рассмотрение в суд передали лишь гораздо меньше, а итоговое число, с которым дальше будут плотно работать, сузилось до сотни. Расшифровывать ее поручили специальному человеку, дав на работу месяц — процесс теперь возобновится аккурат во время чемпионата мира.

Выше других после моджигейта поднялся «Интер», поэтому естественно, что главный удар адвокаты Моджи захотели нанести именно по этому клубу, чтобы подчеркнуть, насколько несправедливым было, говоря футбольным языком, судейство в том кальчополи. Самая серьезная из представленных ныне записей — звонок тогдашнего (2004 год) президента «Интера» Джачинто Факкетти координатору Паоло Бергамо, назначавшему арбитров на матчи. В версии Моджи Факкетти прямым текстом просит Бергамо поставить на одну из важных встреч Пьерлуиджи Коллину. Но в СМИ появилась и другая запись этого разговора, в которой кандидатуру Коллины предлагает сам Бергамо. По правде говоря, из текста разговора не стопроцентно очевидно, что Факкетти делает это со злым умыслом. С таким же успехом можно посчитать, что президент «Интера» просит на матч беспристрастного арбитра, чтобы защититься от «ошибок» — репутация Коллины как высококлассного рефери известна, и даже сам Моджи в одном из разговоров называл его «слишком объективным». Кстати, к 2006 году дело дошло до того, что глава федерации футбола Франко Карраро лично просил судей не «ошибаться» в пользу «Ювентуса» — видимо, потому, что накопилось слишком много всяких претензий.

В защиту Факкетти встал сын, назвав вариант, предложенный Моджи, фальшивкой. Он же передал следствию дневник отца, в котором есть такие пометки: «Интер» должен что-то предпринять, чтобы укрепить свои позиции относительно «Милана» и «Ювентуса», более влиятельных и агрессивных, безраздельно управляющих итальянским футболом... «Интер» должен быть ведущим клубом в системе, основанной не на высокомерии или влиятельности, а на корпоративном духе и следовании общим целям. Политические рычаги в ней должны использоваться не так, как сейчас». Замешан «Интер» и еще в одном разговоре: тот же Факкетти интересовался арбитром на матч полуфинала Кубка Италии сезона 2004-05 — к тому моменту «Интер» уже давно ничего не выигрывал.

Услышав о новых подробностях, воспряли духом «Ювентус» и остальные пострадавшие от первого кальчополи — туринцы хотят вернуть переданное «Интеру» скудетто, а «Лацио» с «Фиорентиной» подумывают о встречных исках и компенсации.

Новый виток кальчополи прихватил с собой не только «Интер» — отыскались записи с голосами и других клубов. С учетом новичков и участников прошлого кальчополи под подозрение попали 13 команд тогдашнего состава серии А. Из крупных добавились еще «Рома» с «Палермо». Президент сицилийского клуба Маурицио Дзампарини ответил быстро: да, звонили три раза, но только чтобы обжаловать судейство. Со стороны «Ромы» звонки были от спортивного директора Даниэле Праде — вице-президенту федерации со словами «Мы рассчитываем на вас», и от Антонио Кассано — тому же персонажу по поводу вызова в сборную. Эту историю до сих пор вспоминают: тогда приглашение Кассано получил, но сказался больным, а через пару-тройку дней вышел себе против «Интера». Возможно, как раз после такого «хода конем» отношения форварда с Марчелло Липпи окончательно и крепко испортились.

А вот что добавляет Бергамо: «Действительно, я допустил ошибку, сделав слишком много конфиденциальных звонков, но тот кальчополи получился таким потому, что никто не хотел мне верить. Им нужен был лишь один результат». Речь о том, что рассказу Бергамо об участии в первом кальчополи, среди прочих, и «Интера», значения не придали, как и расшифрованным записям звонков из этого клуба на телефоны судейских координаторов.

Фактов по новому кальчополи пока что немного. Единственное, что понятно — контактировали с координаторами многие, и среди них были представители почти всех сильнейших на тот момент клубов, но именно Моджи, судя по всему, выстроил самую прочную и хитроумную систему общения (вспомним швейцарские сим-карты для общения с судьями), наверняка приносившую нужные плоды. Еще любопытно, что второй координатор, Пьерлуиджи Пайретто, открыто заявил: федерация поддерживала идею сотрудничества судейского комитета с клубами во избежание последующих конфликтов. Если посмотреть со стороны — отличная, продвинутая, интеллигентная идея. Но это Италия, символ которой наряду со спагетти, пиццей и Колизеем — знаменитая мафия и сопутствующая ей коррупция. Комиссар Каттани в свое время с экрана честно боролся со спрутом, и такого отношения хотелось бы от суда сейчас, пусть со второй попытки. Хотя, по итогам настоящих разбирательств правда может оказаться неприятной, а серия В — сильнее и интереснее по составу, чем элитный дивизион. А это вряд ли кому-то нужно в итальянском футболе.