Константин Сарсания: «Никогда не терпел столько неудач»
– Константин Сергеевич, самый актуальный вопрос касается финансового положения клуба. Говоря прямо, есть, на что рассчитывать во время периода дозаявок?
– Руководство области обещало выделить необходимые средства на покрытие долга Титова, а также деньги на трансферы. У нас есть устные договоренности на переход с пятью футболистами, с одним из которых контракт уже подписан (Андрей Гусин – Прим. АК). С остальными все будет юридически оформлено после поступления денег от руководства области на счет клуба. В пятницу у нас как раз проходила встреча с губернатором по этому вопросу, где он подтвердил готовность оказать необходимую финансовую поддержку.
– Какие позиции нуждаются в усилении прежде всего?
– В первую очередь нам нужна центральная ось, системообразующая линия. Основное усиление необходимо на позиции центральных защитников и полузащитников. Конечно, в идеале, хотелось бы подписать еще игрока линии атаки.
– Упор в селекции делается на опытных футболистов?
– Да, я уже говорил, что мне сейчас важны игроки, способные сразу же влиться в команду, дабы дать мгновенный результат. Такова ситуация, надо брать очки в каждом матче.
– Поиск ведется только среди футболистов с российским паспортом или же вы рассматриваете кандидатуры легионеров?
– «Химки» не попадают под жесткий лимит – у нас с этим не критическая ситуация. Поэтому селекция ведется и за пределами России. Хотя россияне предпочтительнее, потому что им не нужно время на адаптацию.
– Какие качества необходимы футболистам, чтобы адаптироваться в новом чемпионате?
– Нужно иметь сильный характер, быть готовым к трудностям, особенно на первых порах. Если же человек «тепличный», привыкший к комфорту, то ему будет сложно привыкнуть к российским условиям.
– Именно поэтому вы не сторонник приобретения игроков из Южной Америки и стран Африки?
– Если судить по моей работе в «Зените», то да. Покупая иностранного футболиста, надо всегда понимать, что сильно рискуешь: он, словно растение, – может прижиться и пойти вверх, прогрессировать, а может, напротив, угаснуть в моральном плане. Когда климат и культуры двух стран отличаются настолько сильно, как в случае с Россией и, допустим, Ганой, то сложнее вдвойне.
– Какова дальнейшая судьба Виктора Будянского, в котором вы, по собственному признанию, разочаровались после одного из матчей?
– Мы сейчас ведем переговоры с «Удинезе» на предмет возвращения Будянского из аренды обратно в Италию.
– Можно сказать, что за это время в «Химках» подобрался сплоченный коллектив?
– Внутри команды царит хорошая атмосфера: ребята нормально общаются друг с другом, поддерживают дружеские отношения, никакой раздробленности не наблюдается. В межсезонье в клуб пришло много новых игроков – все они отлично вписались в коллектив. Единственное, на первых порах многим было тяжело в психологическом плане, но сейчас все держат удар.
– Что же тогда не хватило «Химкам» в первой трети чемпионата? Ведь на сборах команда выглядела неплохо...
– Это вопрос, который меня мучает по сей день. Дебютная встреча с «Локомотивом» получилась хорошей: мы контролировали мяч, удавались различные комбинации. Что произошло дальше – трудно сказать. Знаете, потеря двух-трех ключевых футболистов становится существенной проблемой, даже для тех же «Зенита» и «Спартака». Так вот, перед второй игрой с «Динамо» в состав пришлось вносить четыре изменения: минус Антипенко и Будянский, травмировался Йованович, голову себе разбил Кожанов. Дальше начался, можно сказать, сущий ад. На следующую игру мы выходим без Цветковича, Максимова. Потом травмируются Тривунович, Стрельцов и повторно Йованович, опять заболевает Низамутдинов... Выходит, что на протяжении десяти игр состав постоянно менялся. Отрезок в целом получился рваным, было тяжело строить командную игру, наигрывать комбинации и связки стало невозможным.
– Какие игроки в составе «Химок» являются ключевыми?
– В начале сезона я равнялся на тех, кто остался в клубе еще с прошлого сезона: Йованович, Тривунович, Блатняк, Антипенко. Я считал этих футболистов костяком команды, плюс присоединившийся Будянский. Но частые травмы заставили меня варьировать состав. Благо, что с вратарской позицией нет никаких проблем – Роман Березовский отлично действует на последнем рубеже.
– У вас перед матчем со «Спартаком» выдался большой перерыв из-за участия «Рубина» в финальном матче Кубка России. Сейчас опять четырехнедельная пауза. Как используете появившееся время?
– Здесь я хочу немного нелестно прокомментировать действия составителей календаря. После матча с «Тереком» важно было не растерять физическую форму, а тут в самый разгар сезона нам переносят ключевую встречу с «Рубином». Потом ставят матч с сильным соперником – «Спартаком». Сейчас, как и во всей Европе, у нас перерыв, а период дозаявок начинается с 1-го августа. Хорошо было бы в эту самую паузу усилить команду и наигрывать состав. Однако 6-го июля у нас перенесенная игра с казанцами, потом, 10-го числа, «Сатурн», 14-го кубковая встреча, затем 25-го матч с «Амкаром». А эти пять важных игр мне придется играть старым составом: я же не могу использовать незаявленных футболистов. Раз уже перерыв, так откройте хотя бы внутреннее трансферное окно. Равнялись на Запад, хотели как лучше, получилось, увы, как всегда.
– Теперь поговорим о вас лично. В чем ключевые отличия тренерской работы в премьер-лиге и первом дивизионе?
– Главное отличие в том, что надо учитывать каждую мелочь. Если в первом дивизионе тебе может что-то проститься, то здесь в работе требуется не оставлять без внимания ни один из аспектов. Например, у нас в «Химках» нет специалиста по физической подготовке. В первом дивизионе отсутствие такого тренера никак не сказывалось, все-таки я имею элементарные знания в том, как построить какой-либо микроцикл тренировочного процесса. Однако специальный человек должен что-то подсказывать, помогать, ведь я не знаю всех тонкостей его работы. В определенный момент эта самая неучтенная мелочь может выйти на первый план, поставив тем самым на чашу весов победу.
– Будучи самым успешным российским агентом, занимая серьезную должность в структуре питерского «Зенита», вы в одночасье бросили все, перебравшись на работу в скромный клуб. Не жалеете по прошествии времени о таком решении?
– Меня часто об этом спрашивают. Знаете, что ни делается – все к лучшему. Я ни о чем не жалею. Достигнув потолка в своей предыдущей работе, мне захотелось совершенствоваться в тренерском плане. Тем более что свои агентские качества я не растеряю. Единственное, жаль, что в подмосковном клубе, ввиду отсутствия должного финансирования, меня лишили главного козыря, того, что я умею лучше всего: скомплектовать команду. Были бы хоть какие-нибудь средства, а также увеличилась бы планка зарплаты, я бы создал боеспособный клуб, который мог бы выполнить поставленную перед ним задачу.
– Ваш селекционный талант сомнений не вызывает. А что для вас самое сложное именно в тренерском процессе?
– Особых трудностей не испытываю. Я уже не первый год на тренерском мостике: до этого был получен немалый опыт работы в «Спортакадемклубе». Правда, был такой момент, когда я не чувствовал команду. Когда у меня постоянно из-за травм выбывали футболисты, я просто не знал за счет чего строить игру. На круги своя все вернулось после матча в Санкт-Петербурге. Хоть мы и проиграли дружине Дика Адвоката 2:4, действуя вдесятером, но команда уже почувствовала свою силу, ребята проявили характер.
– Тем не менее, в последнем матче против «Спартака» у ваших подопечных мало что получилось, особенно в атаке...
– Опять же, все говорят о потерях красно-белых (Веллитон, Быстров, Баженов – Прим. АК), но ведь у нас тоже было много, а Блатняк и Антипенко не набрали еще должную игровую форму, чтобы провести на поле все девяносто минут. Не спорю, мы создали лишь один опасный момент под занавес встречи, но и у «Спартака», по сути, не было ни одной по-настоящему голевой ситуации. А мяч был забит после аута, а это всегда легче – офсайд же в таком случае не считается.
– Всегда тяжело долго не выигрывать. Как боретесь с возникающим психологическим напряжением?
– Это, естественно, тяжело. Тем более, я по своей натуре лидер и вообще не привык терпеть поражения. Я никогда не терпел столько неудач, сколько в этом году. Однако это тоже часть тренерской работы. В прошлом году в «Спортакадемклубе» также были неудачные отрезки, я научился бороться с нервами и заставлять себя двигаться дальше.
– Некоторые после поражений бросаются пересматривать DVD с записью игры, другие садятся за руль автомобиля и давят на газ, что есть мочи, бывает, просто ложатся спать. Как вы переживаете неудачный матч?
– Каких-то экстраординарных действий не совершаю. Чтобы не зацикливаться, надо побыть с семьей, отвлечься. Но это не всегда получается. Самое плохое, когда разочарование от результата матча сочетается с разочарованием от качества игры. В таких случаях стараюсь поставить DVD с игрой, дабы поскорее разобраться с причиной неудачи, хотя порой лучше бывает побыстрее забыть те девяносто минут и начать готовиться к следующему туру.
– Во время матча вы ведете себя не слишком эмоционально, лишь во время остановок подзывая к себе отдельных футболистов. Не считаете, что иногда надо крикнуть с бровки или как-то отреагировать на действия своей команды?
– Это мой стиль работы. Считаю, что при полных трибунах сложно докричаться до игроков. Удобнее подозвать футболиста и подсказать или попросить его передать партнерам необходимые сведения. Что же касается эмоций, то я не сторонник их резкого проявления. На тренерской скамейке стараюсь придерживаться здравой мысли, не давая воли чувствам.
– А можете устроить разнос в раздевалке?
– Стараюсь держать себя в руках, никогда не оскорбляю игроков. Иногда могу кому-нибудь «напихать», но это должно быть по делу, подкреплено фактами. Каждый временами совершает ошибки, поэтому мы должны относиться к промахам других по-человечески.
– Оценивая первую треть чемпионата в целом, можете сказать, что вас удивило?
– Как я уже говорил, в России любая команда может обыграть любую, извиняюсь за тавтологию. Разве что у нас это еще не получилось. Отдельно хочется отметить ФК «Москва», где Миодраг Божович провел большую работу и сейчас заслуженно, вопреки мнению экспертов, занимает первое место. Стоит выделить «Ростов»: сохранив прошлогодний состав и чуть усилившись, команда снимает скальпы с признанных лидеров. Правда, хорошую игру от ростовчан я ожидал. В целом же, как и в прошлом году, в таблице все идут очень плотно, по сути, все только начинается.
– Что станет главной тенденцией на открывающемся трансферном рынке, учитывая кризис?
– Для группы команд, собирающихся представлять страну на европейской арене, несмотря на кризис, придется изыскивать средства на усиление состава, если они, конечно, собираются хорошо выступить. Более скромные клубы будут действовать по средствам, делая лишь точечные покупки за небольшие трансферные суммы. Думаю, громких приобретений не предвидится, если, конечно, «Зенит» не подпишет игрока топ-класса. Отток футболистов из России в Европу возможен, но он не будет носить массовый характер.
– Говорят, что только волшебник способен вытащить «Химки» со дна турнирной таблицы. Но ведь у вас в прошлом году получилось нечто подобное в «Спортакадемклубе», не так ли?
– Да, но там была несколько другая ситуация. Во-первых, тогда я работал с командой, с ее костяком не первый год, здесь же, в «Химках» к нам присоединилась большая группа новых ребят, которые только-только начинают привыкать к требованиям. В первом дивизионе в тот года вылетало семь команд, что делало борьбу за выживание сложнее, это два. Плюс команды в подвале таблицы шли плотно, разрыв составлял одно-два очка, поэтому все решалось в последних турах. Например, подольский «Витязь», с которым у нас разница была в одно очко, одержав в заключительном матче волевую победу, поднялся сразу на 12-е место. А проиграй «Витязь» – занял бы 16-ю позицию и вылетел. В принципе, думаю, семь побед в оставшихся 19 матчах должно хватить для выполнения задачи минимум – сохранить прописку в премьер-лиге. Семь очков отыграть возможно, верно?
Мда, видно, он сам не верит в хоть какой-то успех своей команды... И походу не знал в какую команду идёт.