9 мин.

Посыпая голову Пепом

Столкнувшись летом 2007 года с огромной белой простыней на трибунах «Ноу Камп», которая всегда символизирует необходимость скорейших перемен, президент клуба Жоан Лапорта решил начать все сначала – пригласил молодого наставника вместе строить «новый проект». Скептиков было много. Для человека, не имевшего тренерского опыта со взрослой командой, вставать за штурвал такого капризного корабля, как «Барселона», – это, мягко говоря, огромный риск. Пока еще рано говорить об успехах новой команды, она еще ничего не выиграла. Но разобрать прогресс в игре, который привел к уверенному лидерству в примере, стоит.

Хосеп Гвардиола не стал трогать главное – схему игры. Заветная 4-3-3, которая несколько лет назад принесла «Барсе» международный успех, не нуждалась в коренных изменениях. Пеп словно учитель в тетради школьника зачеркнул красной (вернее, гранатовой) пастой несколько старых фамилий и вписал туда новые. Вот только на тот момент Гвардиола сам годился только на роль школьника.

Защита

Вчера. Потеря преимущества от игры латералей была одной из главных проблем для «сине-гранатовых» в последние сезоны. В лучшие годы Беллетти справа и ван Бронкхорст попеременно с Силвиньо слева регулярно подтаскивали снаряды футболистам линии нападения. Наличие Дзамбротты и Абидаля (которые пришли на смену вышеуказанным защитникам) подразумевало акцентирование атаки на правый фланг, так как француз не обладал необходимыми для игры в атаке навыками. Увы, Дзамбротта провел оба своих сезона за «Барсу», отыграв ниже своих возможностей. Попытка получить дивиденды от подключений Абидаля ожидаемо не принесла никаких результатов – обороняться Эрик умеет на порядок лучше, чем нападать.

Основной парой в центре была связка Пуйоля и Милито. Они оба играют в одной манере, являясь хорошими персональщиками и прекрасно себя проявляя в силовой борьбе. Но даже если забыть о банальной череде ошибок, которую выдавал то один, то другой, стоит отметить главный их недостаток – отсутствие первого паса. Ни капитан команды, ни аргентинец не способны начать атаку из глубины.

Сегодня. С приобретением Алвеса трансформировалась вся игра линии обороны. Фактически «Барселона» перестроилась на игру в три защитника, поскольку бразильца защитником называть можно только номинально. Контролируя всю бровку, Даниэл постоянно подключается вперед и козыряет голевыми передачами от тура к туру. Таким образом, и Абидаль может спокойно заниматься тем, чем ему и положено – защитой собственных ворот.

Переход на игру в три футболиста в линии обороны позволил безболезненно заменить травмированного француза Пуйолем – играть ведь приходится хоть и слева, но ближе к центру, а не к бровке. Карлес, конечно, совершает периодически забеги вперед, но это от природной неукротимости и тогда, когда позволяет ситуация. Единственный чисто фланговый игрок, Силвиньо, перестал получать игровое время. В Кубке Испании он сыграл и вовсе на позиции левого инсайда.

Важнейшую роль получил вдруг скисший при Райкарде Рафаэль Маркес. Умение мексиканца начать атаку, отдать длинный и точный пас по достоинству были оценены новым наставником, и теперь Рафа бесспорный игрок основы. Не стоит забывать, что Хосеп Гвардиола – ученик Круиффа и Луи ван Гала, для которых наличие защитников подобной формации в команде было обязательным условием. Так что, своих «куманов» Хосеп уже нашёл.

Полузащита

Вчера. Секрет успеха состоял в сочетании Хави-Деку + разрушитель. Два невысоких полузащитника отвечали одновременно за созидание и за «черновую работу», при этом Деку был одним из лучших в чемпионате по отбору мяча. Роль волнореза подразумевала разрушение просочившейся волны чужой атаки, навязывание борьбы за счет хороших атлетических данных – такими были Эдмилсон, Мотта и Яя Туре.

Когда португалец потерял желание играть в футбол в Каталонии, в средней линии начались проблемы. Вице-капитану команды пришлось сосредоточить внимание на «таскании роялей», а Иньеста не был способен на этом «рояле» так филигранно играть. Ситуацию несколько исправлял новобранец Туре, который обладал более качественным набором созидательных умений, нежели его предшественники на позиции волнореза.

Сегодня. Не хочется кривить душой и говорить, что именно Пеп передвинул Хави ближе к чужой штрафной. Еще в середине прошлого сезона это начал делать Райкард, однако шестому номеру потребовалось время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям игры. Он взял на себя все плеймейкерские функции Деку и в данный момент справляется с ними успешно. Пассивное участие каталонца в отборе мяча тренер компенсировал наличием в центре сразу двух атлетичных игроков, благо и выбор теперь есть – Кейта, Бускетс и все тот же Туре. Вся троица многозадачна как Windows – способна не только получить мяч от соперника, но и с умом передать его партнёру.

Нападение

Вчера. Игра «Барсы» Райкарда впереди строилась на таланте Роналдиньо. Бразилец затылком чувствовал, где находятся партнеры, и выдавал им умопомрачительные по точности и красоте передачи. Он был способен на нестандартные действия. Впрочем, вы все это видели сами, и нет нужды лишний раз напоминать о том, что умел делать Р10. Перейдя из каталонского клуба в ночной, он обрек Франка на переосмысление всей философии игры в нападении. Это’О был игроком зависимым от партнеров, Месси – явным апологетом футбольного индивидуализма, а фильмы ужасов про Тьерри Анри на левом фланге впечатляли зрителей, но никак не соперников.

Райкард пытался выжать максимум из имевшихся под рукой ресурсов – камерунец чаще отходил назад для того, чтобы получить мяч, Месси учился видеть партнеров чаще, чем собственные ноги, а Анри сменил мечты поиграть в центре нападения на работоспособность. Но больше всего голландский наставник надеялся, что к прежним кондициям вернется Роналдиньо. И механизм заработает сам собой.

Сегодня. То, что десятый номер достался Лионелю Месси, – это было очень символично. Аргентинцу предстояло стать не только харизматическим лидером, но и лидером по игре, имеющему такой же солидный набор козырей, как и у Роналдиньо. Не сразу, постепенно Эль Лео стал оправдывать возложенное на него доверие. Он и сейчас порой, беря игру на себя, передерживает мяч и губит атаку. Но прогресс очевиден. Он стал третьим игрообразующим футболистом в команде Пепа Гвардиолы.

Максимальную пользу начал приносить Самуэль Это’О. Едва не покинувший клуб в межсезонье, «девятка» «Барсы» эмоционально стал более стабилен в «ежовых рукавицах» Хосепа. Возможно положительно сказался и отъезд Ронни, с которым у Это’О были отношения приятельские и одновременно сложные.

Совершенно по-новому раскрылся в начале сезона Андрес Иньеста. В отличие от команды Райкарда, в нынешней «Барсе» игроки линии атаки не меняются местами в течение всего матча. Постоянно пасущийся у чужой штрафной Дани Алвес развязывает руки Месси, который в таких условиях отправляется работать «свободным художником». И позиция левого вингера теперь не прикреплена к бровке, она предполагает наличие хорошей технической составляющей, таланта обыграть соперника – это то, чем славится Иньеста, и чего не хватает Анри.

Скамейка запасных

Вчера. До крайности оскудевшая к прошлому сезону скамейка запасных не могла предложить Франку Райкарду большое количество вариантов для изменения рисунка игры. Олегер, Эскерро, Эдмилсон не способны были усилить игру. Гудьонсен пускал корни в центре поля и вызывал грустную усмешку своей неловкостью. Противоречивое впечатление оставлял о себе Джовани. Фактически единственным светлым пятном был юношеский задор Бойана Кркича, которого при этом назвать «запасным» язык не поворачивался. Из-за травмы Это’О сербоиспанцу приходилось появляться на поле довольно часто.

Сегодня. Теперь «Барсе» нужно, по сути, иметь запас защитников, умеющих играть в центре. После травмы Абидаля неплохо зарекомендовал себя в паре с Маркесом экс-манкунианец Херард Пике. А ведь еще и суперталантливый Мартин Касерес, за которого было заплачено летом 17 млн евро, мечтает об игровом времени. И в лазарете поправляется Габриэль Милито. В общем, всерьёз Гвардиоле следует опасаться только за здоровье Алвеса.

В центре широкий ассортимент игроков с различными достоинствами и недостатками. «Атлеты» Бускетс и Кейта, склонный к атакующим действиям Глеб и раскрывшийся по-новому Гудьонсен. Исландца сейчас невозможно узнать, к нему вернулась техника, а уж по работоспособности он и в прошлом сезоне мог многим дать фору. Как и Это’О, он был на грани смены клуба перед этим сезоном, а теперь его потеря была бы воспринята как ослабление состава.

В футболистах Пеп Гвардиола ценит в первую очередь универсальность. Поэтому не так много играет узкопрофильный Бойан. Александр Глеб отсиживается на лавке, поскольку вакантные места тех, кто не участвует в разрушении, занимают Хави и Месси. Выход Глеба в пару к Хави вместо одного из волнорезов означал бы такую авантюрность, при которой «Барселоне» срочно бы потребовалось отыгрываться, полагаясь на удачу при защите собственных ворот. Кстати, те же футболисты, которых за собой Пеп привёл в команду – Серхи Бускетс и Виктор Санчес – в «Барсе-Б» при нем поиграли на всех позициях, кроме вратарской. И в случае чего готовы подменить любого.

Тренерский подход

Вчера. К идеальной схеме Райкард шел полгода. Полгода проб и ошибок, чехарды с позициями подопечных и перманентного пребывания в середине турнирной таблицы. Пробираясь на ощупь, Франк сумел найти оптимальные сочетания во всех линиях, и изобретя для себя формулу успеха, он никогда от нее не отступал. В этом отношении его можно назвать консерватором. Голландец поздно решился на изменения, будучи уверенным, что конструкция его «Барселоны» никогда не сломается. Лишившись сразу всех своих строителей, он проиграл. Оставив руины и чертежи собора романтической игры, который когда-то возвышался над Европой.

Сегодня. У Гвардиолы уже было понимание того, за счет кого и как он будет восстанавливать потерянную игру. Всю свою недолгую тренерскую карьеру в филиале «сине-гранатовых» Пеп провел в экспериментах. Продолжает он это делать и сейчас, возглавляя уже команду главную, иногда с успехом, иногда проваливаясь. Но он находится в постоянном поиске, нет никаких прописных истин вроде «Пуйоль всегда должен играть». Если капитан не справляется, значит, может уступить свое место другому. Это прямое следование заветам Йохана Круиффа.

Пеп стал использовать стандартные положения с большей пользой, заставил оборону работать на атаку, вернул полноценного плэймейкера в середине поля и переложил функции Роналдиньо на Месси. Пусть говорят о «мессизависимости». «Барселона» исторически была командой ярких индивидуальностей, злые языки всегда говорили, что это «команда одного игрока». До Месси таким игроком был Роналдиньо, до него Ривалдо, Фигу, Роналдо, Ромарио и многие другие. Это такая же часть клуба, как его цвета или гимн. Это то, заложником чего ты стал вчера, приверженцем чего ты остаешься сегодня, и благодаря чему ты можешь стать триумфатором завтра.