Вратарь как состояние души
«Хотел бы — ушел. Поверьте, никто мне камень в огород не бросил бы. Знал, на что иду. Дело даже не в том, что я подписал контракт. Я пообещал, пожал руку. Для меня это значит гораздо больше, чем какая-то подпись. Так что буду работать, как раньше. Ругаться, кричать, ошибаться...».
Как вы думаете, когда Станислав Черчесов произнес эти слова? Не вчера и не позавчера. Это было сказано в октябре 2002 года, как раз между поражениями от «Валенсии» и «Ливерпуля». В том сезоне вратарь-ветеран приехал из Австрии, где уже успел стать живой легендой, помогать Романцеву в Лиге чемпионов — и остался с командой до конца, словно капитан на тонущем корабле. Десять из исторических восемнадцати мячей пропустил Черчесов, прежде чем пост в воротах «Спартака» перешел к Левицкому.
Вратарь — это особенное состояние души. Вратарь должен уметь переживать поражения и собственные ошибки. Конечно, в определенной степени это относится ко всем футболистам и спортсменам вообще, но для голкиперов применимо в первую очередь. Их ошибки заметнее, очевиднее; в конце концов, каждый гол пропускает именно вратарь, как бы бездарно при этом ни сыграли полевые игроки. Нельзя же заканчивать карьеру или просить выставить себя на трансфер после первой же «бабочки». А Черчесов был хорошим вратарем, хладнокровным и уверенным в себе. И он умел проигрывать с достоинством.
Возможно, это не самая нужная черта для тренера. Нападающие привыкли чувствовать, что несколькими движениями способны решить судьбу матча в пользу своей команды, что они в ответе за результат. Те, кто раньше дирижировали партнерами, продолжают руководить и из технической зоны. Вратарь же всегда действует несколько обособленно; он может повлиять только на одну цифру в счете (если, конечно, речь не о Чилаверте). Конечно, любой тренер знает, что нужно убивать в себе игрока — между профессиями тренера и футболиста различий куда больше, чем сходств — но люди редко меняются столь радикально и столь быстро. Спасать полулюбительский «Куфштайн» — это как-то более по-вратарски, не находите? Хотя все это лишь некоторая умозрительная теория, а Станислав Саламович заявлял когда-то, что терпеть не может теоретиков и оппозиционеров.
Так или иначе, у Черчесова в «Спартаке» не получилось. Относительно притязаний команды, конечно: как-никак, он успел завоевать серебро чемпионата России, пальцев на руках хватит, чтобы пересчитать тренеров, добивавшихся подобного. С другой стороны, Лига чемпионов осталась к тренеру не менее недружелюбной, чем была в 2002 году. Между поражениями от «Селтика» и киевского «Динамо», конечно, есть разница, но итог-то одинаков — еще один сезон вне главного турнира Европы. Зато с уходом Черчесова в «Спартаке» не останется людей, причастных к пресловутым 1:18; именно при нем покинули команду Торбинский, Титов и Калиниченко. Может, так и нужно. Может, в каком-то метафизическом смысле очищение «Спартака» должно логически завершиться, чтобы произошла перезагрузка и новый тренер мог работать с чистого листа, без проклятий и скелетов в шкафу. Лучше бы даже, чтобы он о них и не слышал никогда — просто в силу того, что до нынешнего сезона и не интересовался нашим чемпионатом. Судя по именам, фигурирующим в слухах, так оно и планируется.
Очень интересно, где и в какой роли Черчесов будет работать дальше. Многие молодые тренеры, которых в последние годы бросали на амбразуру в клубах премьер-лиги, после неудач куда-то исчезали, выпадая из обоймы. Поколесив по ближнему зарубежью, остановился в Брянске Андрей Чернышов, в шестом итальянском дивизионе работает Алейников, после нескольких лет светской жизни переключился на работу с женщинами Шалимов. Конечно, есть пример Слуцкого, но Леонид Викторович вообще исключение в нашем тренерском корпусе, и не только в этом плане. Черчесов — обеспеченный человек, которому всегда найдется работа в спокойной Австрии, где не нужно будет ругаться с собственными болельщиками, а поражения будут просто поражениями, после которых можно собраться и работать дальше. Можно, между прочим, оттуда и в Лигу чемпионов попасть. Вопрос в том, чего хочет сам Станислав Саламович. Сможет ли он выкинуть из головы обидное поражение в «Спартаке» — а когда тебя увольняют за неудовлетворительные спортивные результаты, это именно поражение, — чтобы начать заново? История-то беспощадна: никто из тренеров, покинувших «Спартак» в нынешнем тысячелетии, не добивался сколько-нибудь заметных успехов после этого.
Вновь вернемся в 2002 год, к интервью Черчесова. «Неужели у вас никогда не было ситуаций, когда делаешь все, чтобы добиться определенного результата, а получается из рук вон плохо? Это же не значит, что вы не старались. Где-то ошиблись, где-то не рассчитали. Надо сделать выводы и забыть. Я бы хотел думать о периоде, который переживает «Спартак», именно с этой позиции».
О том периоде, впрочем, пока не забыли. Вряд ли забудут и о нынешнем пребывании Черчесова в роли тренера — у него есть все шансы стать в итоге «тем, кто выгнал Титова», как Чернышова вспоминают почти исключительно в связи с бромантаном. Значит, нужно доказывать все заново, восстанавливать подорванную репутацию, давать новые, более положительные поводы говорить о себе. Это очень трудно, но Черчесов считает, что порядочному человеку не пристало сдаваться при виде трудностей, — и в этой ситуации с ним нельзя не согласиться. Так что ждем возвращения и новых успехов, Станислав Саламович. Тех, у кого не получилось, в футболе хватает и без вас.
Dead End
а ты добрый, умный пенсионер ?
а павленко?
Спартак в 5 очках от лидера! До конца 13 туров! Вы чего все, озверели?!
Какие блин низкие спортивные показатели? Да он бы еще чемп выиграл, может быть!
Зачем не дали человеку доработать, изверги?!
Anpasale
не , он дома играл с Ливером и с Базелем дома