Неохота к перемене мест
Марчелло Липпи («Интер» после «Ювентуса»)
Первоклассный либеро «Сампдории» 70-х сошелся со «старой синьорой» летом 94-го на почве двух добротных сезонов с «Аталантой» (7-е место в 93-м) и «Наполи» (6-е – годом позже). На фоне предыдущего кавалера – увешанного лавровыми венками Джованни Трапаттони – седовласый тосканец Липпи смотрелся довольно скромно, но лишь на первый взгляд. Прошло всего 5 лет и, говоря – Липпи, мы уже подразумевали «Ювентус», а, говоря – «Ювентус», подразумевали Липпи: три скудетто, Кубок Италии, Межконтинентальный Кубок, три финала Лиги чемпионов, один из которых – победный. В поисках новых ощущений тренер-победитель связался с Массимо Моратти, но просуществовать с ним под одной крышей сумел немногим более года. Прихватив с собой частичку «Ювентуса» – Анжело Перуцци (19 млн) и Владимира Юговича (2) – Липпи получил в свое распоряжение еще и Вьери (45), Пануччи, Георгатоса (по 9) и Блана (6), к которым зимой добавились Кордоба (16), Зеедорф (24,5) и Муту (6). Начав сезон на высокой ноте, к весне «нерадзурри» сбились на бездарную какофонию, пробившись в зону ЛЧ лишь посредством дополнительной дуэли с «Пармой». Впрочем, лучше бы они туда не пробивались – срамно уступив шведскому «Хельсингборгу» в третьем квалификационном раунде, Рекоба и Ко предопределили скорую отставку своего шефа.
Хавьер Ирурета («Бетис» после «Депортиво»)
Бывший форвард «Атлетико» и «Атлетика» продирался по извилистому тренерскому пути навстречу команде своей мечты целых 14 лет. Ирурета и «Депортиво» определенно были созданы друг для друга: уже на второй год совместной жизни влюбленные разродились первенцем – чемпионским титулом, а в дальнейшем обзавелись еще парой испанских Суперкубков и Кубком Короля-2002. Пик отношений пришелся на весну 2004-го – Ирурета к тому времени уже слыл бывалым еврокубковым ходоком: «Депор» трижды добирался до четвертьфиналов Лиги чемпионов, но преодолеть этот барьер сумел лишь в сезоне-03/04. Умопомрачительную дилогию с действующим победителем турнира (1:4 в Милане, 4:0 – на «Риасоре») вряд ли когда-нибудь забудут те, кто видели ее своими глазами. Однако в течение года былые чувства безвозвратно испарились, и последовавшее летом 2005-го расставание Хавьера с Ла-Коруньей было встречено пусть и с горестным, но пониманием.
Роман с севильским «Бетисом» вышел скоротечным, тусклым и не запоминающимся. Подмахнув в июне 2006-го однолетний контракт, Ирурета не отработал его и наполовину: принципиальное недопонимание с игроками и руководством вынудили Хавьера уже в декабре вновь обрести холостяцкий статус.
Ги Ру («Ланс» после «Осера»)
Ги Ру пришел в «Осер» 15-летним подростком, а покинул Бургундию уже почтенным дедушкой на излете седьмого десятка. Встав за тренерский штурвал в 23, Ги за 19 лет поднял клуб со дна третьего дивизиона в Лигу 1, выпестовал Эрика Кантона и Базиля Боли, взял 4 французских Кубка и чемпионский титул-96, пошалил в Лиге чемпионов, а в 2005-м решил-таки остепениться, пересев с со своего знаменитого раскладного стульчика в мягкое кресло клубного офиса. Однако излишне долго утруждать себя кабинетной возней Ги не желал: в стариковских жилах вновь вскипела кровь, и летом из Франции пришла сногсшибательная весть – старина Ру взялся за «Ланс». В Лиге 1 вообще-то запрещено работать тренером после 65 лет, но, как выяснилось, если очень-очень хочется, то можно. 68-летний Ги взялся за дело с молодецкой энергией, но спекся на удивление быстро – пороха в пороховницах хватило всего-то на полтора месяца. Уже в конце августа, виновато морщась, Ру написал заявление об уходе: «Мне не хватает мотивации руководить командой. Я не могу оказывать давление на игроков. Не могу повысить на них голос. Это, конечно, позорное событие, но мне не хочется, чтобы «Ланс» терял очки. Я уже сказал президенту: «Найдите тренера помоложе».
Поль Ле Гуэн («Рейнджерс» и ПСЖ после «Лиона»)
Тренерская карьера экс-хавбека ПСЖ и сборной Франции завертелась в столице его родной Бретани. В «Ренне» Ле Гуэн вылепил толковых мастеров из малоизвестных африканцев – Шабани Нонда и Эль-Хаджи Диуфа, но, повздорив с руководством клуба, на целый год оказался отлучен от профессии. Нежеланные каникулы прервались летом 2002-го, когда еще не пресыщенный трофеями владелец «Лиона» Жан-Мишель Оля позвал Ле Гуэна развивать позитивные начинания Жака Сантини. Сплоховав на старте (лишь 3 победы в 9 дебютных матчах), Поль сумел-таки набрать обороты и выдал на-гора три чемпионских сезона, два из которых были украшены участием в четвертьфиналах главного евротурнира. Лидеры той превосходной команды разлетелись впоследствии по суперклубам, словно горячие пирожки: «Барса» отхватила себе Эдмилсона и Абидаля, «Челси» – Эссьена и Малуда, «Реал» – Диарра. Их примеру, казалось, должен был последовать и Ле Гуэн, за которым приударяли все европейские гранды, искавшие себе новых тренеров, – от того же «Реала» до киевского «Динамо». Простившись с «Лионом» и посвятив целый год задушевным беседам с добрым десятком потенциальных работодателей, перспективный тренер не смог отказать владельцу «Рейнджерс» Дэвиду Мюррею, человеку с непростой судьбой и миллиардным состоянием. Однако, отпустив «Селтик» аж на 17 очков и разбранившись с капитаном клуба – Барри Фергюсоном, Ле Гуэн решил последовать знаменитому бретонскому девизу «Лучше смерть, чем позор» и уже в январе 2007-го ушел в отставку. Проработав с «Джерс» всего-то 7 месяцев, Поль стал самым недолговременным тренером в истории клуба. В погоне за ускользающей славой Ле Гуэн ухватился за первое же предложение – от ПСЖ – и завершил 2007-й год на … 16-м месте в Лиге 1.
Юрий Семин (сборная и «Динамо» после «Локомотива»), Олег Романцев («Сатурн» и «Динамо» после «Спартака»)
Отечественные примеры представляются едва ли не наиболее хрестоматийными. Пикантности карьерным завихрениям Юрия Павловича и Олега Ивановича придает тень Алексея Федорычева, нависающая над самыми провальными участками их славных тренерских путей. Ведь если неудачный поход Семина на ЧМ-2006 и неказистое всплытие Романцева в «Сатурне»-2003 еще не так сильно замарали их репутации, то сотрудничество с великим динамовским комбинатором надолго вышибло мэтров из топ-обоймы, породив дискуссию о необходимости решительного омоложения тренерского корпуса. В результате, сегодня и «Динамо», и «Локо» со «Спартаком» тренируют те, кто в начале 90-х выступали у Романцева с Семиным в клубах и сборной.
Сэм Эллардайс («Ньюкасл» после «Болтона»)
Ну и, наконец, сам Биг Сэм. В конце семидесятых, будучи центральным защитником, он на своих могучих плечах втащил «Болтон» в первый дивизион, а спустя два десятка лет обуздал «рысаков» уже в статусе главного тренера. В сезоне-00/01 Эллардайс повторил свой фирменный фокус, вновь выведя «Болтон» в элиту. Доблестно выдержав двухлетнюю борьбу за выживание, парни Биг Сэма в 2004-м дорысачили до финала Кубка Лиги, где, правда, уступили (1:2) маклареновскому «Мидлсбро». Ну а в следующем сезоне и вовсе завершили чемпионат шестыми, квалифицировавшись в Кубок УЕФА. При этом «Уондерерс» тратили на трансферы сущие гроши, ставя на матерых старичков и выжимая из них последние соки. Джоркаефф, Н’Готти, Окоча и Йерро обрели на «Рибок Стэдиум» второе дыхание, и не беда, что определенный процент от трансферных сделок оседал в карманах предприимчивого отпрыска Сэма – Крейга, – зато скольким людям семейство Эллардайсов скрасило старость!
В свое время Биг Сэм уверял, что, отработав свой контракт с «Болтоном», завершит тренерскую карьеру, однако занимательная беседа с владельцем «сорок» Фредди Шефердом, случившаяся в мае 2007-го, заставила 52-летнего тренера отложить уход на пенсию – как минимум на три года, прописанные в соглашении с «Ньюкаслом». Пока суд да дело, «сороки» сменили собственника – на смену 65-летнему Шеферду пришел энергичный 44-летний миллиардер Майк Эшли, и Эллардайс, заступив на новый пост, получил даже более широкие возможности, чем ожидал. Бартон, Смит, Хосе Энрике, Бейе, Файе обошлись клубу в 36,8 миллионов евро, а Касапу, Жереми и Видуку удалось заграбастать бесплатно. Однако ничего вразумительного из имеющегося материала Биг Сэм сварганить так и не смог, начисто завалив рождественско-новогодний отрезок и подбредя к экватору сезона во втором десятке. Пришла пора и честь знать.