Клан Сопрано
«Отважиться – значит сделать» («Audere Est Facere») – клубный девиз исчез с эмблемы «Тоттенхэма» в начале прошлого года, как раз в тот момент, когда он, возможно, стал наиболее актуален. После долгих лет скитаний во мраке табличных глубин «шпоры», кажется, отыскали путь к свету. Отличный состав, сильный тренер и разумное руководство – стрелка компаса, наконец, перестала троиться и приготовилась помочь определить направление движения к былой славе.
Это во времена премьер-лиги «Тоттенхэм» обрел репутацию чудаковатого середняка, за которым порой интересно понаблюдать, но который далек от титулов примерно так же, как Темза от Тихого океана, и по-настоящему полезен лишь тем, что два раза в сезон применяется для создания антуража знаменитого северного лондонского дерби. А когда-то «лилейно-белые» гремели шпорами на всю Европу, выиграв под руководством легендарного Билла Николсона первый в истории Кубок УЕФА (1972), первый для Британии еврокубок вообще (Кубок кубков, 1963) и сделав первый внутрианглийский дубль современности (1961). С тех пор за «шпор» выступали Джимми Гривс, Пэт Дженнингс, Гленн Ходдл, Пол Гаскойн, Гари Линекер, Юрген Клинсманн, Давид Жинола, но вновь выиграть чемпионат «Тоттенхэму» так больше и не удается – космическое во всех отношениях время.
Тогда же, в начале 60-х «шпоры» вышли на пик популярности и пару сезонов становились самой посещаемой командой Англии. С болельщиками клуба в это время произошла совершенно удивительная история. Среди них всегда было много евреев, и фаны «Тоттенхэма» регулярно подвергались антисемитским нападкам со стороны своих «коллег», поддерживающих другие клубы. И тогда болельщики «шпор» сами начали называть себя «жидами» («Yids», «Yid Army») – вне зависимости от национальности. Иронично-остроумный и мужественный шаг озадачил оппонентов и вскоре сформировал традицию, сохраняющую силу до сих пор. Правда сейчас, когда среди фанатов клуба евреев не так много, а история прозвища покрылась полувековой пылью, уже самих болельщиков «Тоттенхэма» порой пытаются обвинить в антисемитизме. Однако те совершенно не собираются отказываться от одиозного именования и многие из них любят повторять: «Я не еврей, но я – жид». Претензии к «шпорам» со стороны общественных организаций и в самом деле могут быть только формальными. «Тоттенхэм» – самый отзывчивый клуб в английском футболе, который тратит на благотворительность в сорок раз больше, чем любой другой.
Больше, чем многие другие, «Тоттенхэм» тратит денег и на трансферном рынке. С 2001 года основным акционером «шпор» стала инвестиционная компания ENIC Group, а ее менеджер Даниэль Леви занял место президента клуба. Выпускник Кэмбриджа и блестящий экономист, он сумел удержать «Тоттенхэм» на плаву в бурном английском финансово-футбольном водовороте последних лет. Совсем недавно доля ENIC в клубе увеличилась до 66%, и «шпоры» по-прежнему более чем конкурентоспособны на трансферном рынке.
Важнейшей селекционной удачей клуба на данный момент является, пожалуй, Мартин Йол. Голландский специалист, в бытность игроком проведший пару сезонов на туманном Альбионе, сделал имя в скромном «Ваалвейке». В «Тоттенхэм» он приехал в 2004-м в роли второго тренера при Жаке Сантини, но быстро выяснилось, что это скорее француз должен ассистировать Йолу. Мартину сразу удалось очаровать публику на «Уайт Харт Лейн» и заслужить многочисленные добродушно-веселые сравнения с киношным мафиози Тони Сопрано, с «Крестным отцом» и даже одним из персонажей «Симпсонов». Отношения голландца с руководством также ныне выглядят безоблачными, хотя после ухода в «Челси» спортивного директора Франка Арнесена казалось, что для Йола наступают тяжелые времена.
Главное, что удалось сделать Мартину Йолу, – это вернуть «Тоттенхэму» яркий атакующий стиль игры, который радует болельщиков даже больше, чем два подряд финиша на пятом месте в звании «чемпиона среди остальных» (они явно рассчитывают на большее). Тренерская концепция голландца сочетает строгость и дисциплину с комбинационной скоростной игрой. Сказать, что Йол уже добился идеального баланса, было бы, конечно, лукавством. Команда продолжает расти и по-прежнему оставляет впечатление не раскрывшей заложенного потенциала и на две трети. Нестабильность – непременный атрибут развития «шпор» и неизбежная плата за задорную молодость состава.
Трансферная политика «Тоттенхэма» чрезвычайно последовательна – клуб не жалеет средств, но в основном на молодых и очень перспективных футболистов. Йол старается собирать сливки как внутри страны, так и за границей. Майкл Доусон, Аарон Леннон, Паскаль Шимбонда, Дэнни Мэрфи, Стид Мальбранк, Даррен Бент, Гарет Бэйл переехали в северный Лондон из более скромных английских клубов, а Димитар Бербатов, Дидье Зокора, Юнес Кабул, Бенуа Ассу-Экотто, Кевин-Принс Боатенг – улов европейской трансферной сети.
В результате на данный момент в «Тоттенхэме» собрана целая россыпь высококлассных игроков, которые и сами еще не до конца понимают, на что способны. Очередной трансферный заход весом примерно в 40 миллионов фунтов этим летом принес на «Уайт Харт Лейн» новую порцию потенциальных и реальных звезд, готовых решить прошлогодние игровые проблемы «шпор».
Таковых было по большому счету две, и жили они в центре поля и на левом фланге. Разница мячей, забитых и пропущенных «Тоттенхэмом» в прошлом сезоне в премьер-лиге (57:54, в совокупности больше, чем у кого бы то ни было), красноречивее визуальных впечатлений говорит о том, что желанный баланс пока не найден. Ключевые игроки в достижении этого баланса – центральные полузащитники. Не сказать, что Дженас, Зокора или Хаддлстоун сезон провалили. Однако всем им вместе и по отдельности необходимо добавлять – в регулировании ритма, в ведении комбинационной игры, в способности оперативно накрыть контратаку соперника. И если роль диспетчера без потери качества частенько брал на себя проведший гениальный дебютный год Бербатов, то оборонительные дыры залатать было некому, тем более что и в центре обороны время от времени возникали сложности (Лэдли Кинг в последнее время основательно подорвал здоровье). В итоге даже такие команды, как «Уиган», умудрялись порой забивать «шпорам» по три мяча за матч.
Теперь центральная ось «Тоттенхэма» выглядит более солидно. В обороне на подстраховку Кинга (а то и с покушением на место в основе Доусона) появился Юнес Кабуль, капитан французской молодежки и один из наиболее перспективных центральных защитников Европы. Атакующие недоработки средней линии готов поправить самый яркий игрок молодежки немецкой – мощный атлетичный хавбек с ганскими корнями и роскошным именем Кевин-Принс Боатенг. Параллельно должны добавить и освоившийся в Англии Зокора, и возмужавший универсал Хаддлстоун, и рвущийся в сборную Дженас.
Еще одна головная боль Мартина Йола – левый фланг. И если в защите недостатки корейца Ли Юн Пьо и француза Ассу-Экотто призван искоренить ирландский вундеркинд Бэйл, то в полузащите, по-видимому, на непрофильном месте вновь придется трудиться Стиду Мальбранку, Теему Тайнио или Аарону Леннону. А вот на противоположном фланге дуэт Леннона и Шимбонда, пожалуй, лучший в лиге. Вполне вероятно, такой перекос Йолу удастся превратить в изюминку клуба. Пространство же левого вингера можно использовать для тактических маневров – например, выпускать сюда по ходу неудачного дела третьего форварда. Особенно с учетом того, что все дееспособные нападающие «шпор» на поле одновременно ну никак не помещаются, и даже вице-капитану и символу Робби Кину придется частенько начинать матчи на скамейке запасных.
Воодушевленный проблемами заклятого соседа – «Арсенала», – «Тоттенхэм», кажется, имеет все, чтобы с третьей попытки нарушить монополию «Большой четверки» на лигочемпионские радости. «Крестный отец», латинский девиз, славная история, уникальные болельщики и отличная команда – в любом другом месте такой набор гарантировал бы успех. А вот в Англии это – конкурс на общих основаниях.
Пикантная подробность истории «Тоттенхема», которую Дмитрий назвал славной. В 1935 году в Англии прошел поединок между родоначальниками и Германией. Фашистской Германией, понятно. Решение провести этот матч вызвало бурю недовольства среди мирного населения. Тем не менее, обошлось без серьезных эксцессов. Немцы даже запретили своим использовать нацистскую символику, но англичане сами вывесили стяг со свастикой. Действие проходило на «Уайт Харт Лейн». А болельщики «Тоттенхема» называют себя «Yids»...
Фабрегас: 175/70 нормально
Росицки: 179/68 неплохо (а кто сказал, что он опорник)
Глеб: 182/72 вообще идеально (тоже самое)
Да Силва: 177/70
Адебайор: 190/75
Ван Перси: 183/72
Ну и где тут легковесные? У всех нормальные соотношения. Наш военкомат :) только так забрал бы в армию. Нафиг быть таким, как Роналдо, Гудьёнсен или Хассельбаинк?
зы. а Бендтнер мне по Эмиратс Кап понравился - такой колоритный персонаж :) жду уже дебюта Эдуардо... должен этот хорвато-бразилец выстрелить, должен...
данни мерфи и стид малбранк те еще юнцы :)
Мерфи вообще исключение во всех смыслах - не туда попал, а Мальбранк помещается в оговорку «в основном». Кроме того, на этих аксакалов денег потратили совсем мало по сравнению с «юнцами» - а речь как раз о вложенных средствах.