6 мин.

Миланский марафон

Сумрак по-летнему теплого вечера размеренно опускался на величественные Афины и, должно быть, изрядно удивлялся тому, что окружающая жизнь решительно отказывалась привычно поддаваться его усыпляющим чарам. Столице Греции было совсем не до него – на Олимпийском стадионе, носящем имя легендарного марафонца Спироса Луиса, давала прощальный бал Лига чемпионов. Впрочем, олимпийский принцип о примате участия над победой оказался тут совершенно не к месту – «Милан» и «Ливерпуль», два из трех самых титулованных клубов Старого Света, малым отродясь не довольствовались. Да и собираются вместе они эксклюзивно редко и исключительно по судьбоносным поводам. А вот связь с марафоном прослеживалась – матч фактически венчал многотрудный европейский сезон, и до финала добралась лишь пара самых стойких. Или самых хитрых.

Последние отвлеченные мысли развеялись после торжественного выхода команд на изумрудное поле. Во главе итальянской колонны вновь шествовал Паоло Мальдини, который, кажется, бегал по этому стадиону еще с самим Луисом. Капитан «Милана» приурочил к историческому матчу исцеление от травмы колена и вновь занял почетное место в центре обороны рядом с Алессандро Нестой. Состав Карло Анчелотти тайной давно не являлся – единственная загадка, да и то не достойная Сфинкса, решилась в пользу Индзаги и, как позже выяснилось, стала судьбоносной. Супер-Пиппо расположился в авангарде атаки в ожидании помощи от основных ударных сил – Зеедорфа и Кака.

А вот Рафа Бенитес, тонкий ценитель кадровых пасьянсов, карты раскрыл только в самый последний момент. Испанец выбрал сдерживающую оборонительную расстановку 4-4-1-1 со Стивом Джеррардом в роли джокера под единственным форвардом Дирком Кейтом. Что-то подобное, в общем, читалось: основной задачей англичан было связать оппонентов в центре поля и дополнительный игрок для придания уверенности и численного преимущества оказался очень кстати. Чтобы рассчитывать на успех в матче с «Миланом», необходимо лишить Кака и Зеедорфа творческого простора, не давая им спокойно общаться с мячом непосредственно перед четверкой защитников. Ответственным за сложную операцию Бенитес назначил Маскерано, для которого этот матч стал своеобразным вступительным экзаменом в звезды.

Весь первый тайм «Ливерпуль» успешно сдерживал оппонентов и в обороне выглядел тактически безупречно. Да и в атаке мерсисайдцы быстро нащупали потенциально слабое место «Милана» – слева в защите заметно нервничал и терял позицию Марек Янкуловски. Гиперактивность Джермейна Пеннанта, наложенная на неуверенность чеха, стала источником разгона скуки вялотекущего матча. Первый острый момент игры реактивный вингер создал себе сам, ворвавшись по флангу в штрафную. Но не сумел удивить Диду.

Однако ни Пеннанту, ни его партнерам не хватило выдумки, агрессии, смелости, а временами и просто удачи, чтобы извлечь голевую выгоду из собственной находки. Итальянцы защитную пробоину быстро залатали и вернули матч в бессобытийное русло. Сам «Милан» атаковал весьма натужно. Маскерано и Ко исключили из игры Кака и Зеедорфа, а остальные «россонери» отчего-то решили предаться весьма странному занятию – поучить Индзаги на 34-м году жизни играть головой. Ничего, конечно, не получилось – периодические навесы тонули либо в перчатках Рейны, либо в просторах аута.

Выжидательно-осторожный первый тайм катился к концу и, казалось, готов был великодушно оставить все самое интересное на вторую 45-минутку. Однако пожадничал. «Ливерпуль», выглядевший в целом чуть лучше, допустил секундную потерю концентрации и прощен не был. Хаби Алонсо, еще не вернувший ясность ума после столкновения с Гаттузо, очень глупо сфолил на Кака в интимной близости от собственных ворот. Ситуацией воспользовался Андреа Пирло – возможно, самый тонкий опорный полузащитник в мире. Ударом со штрафного он попал в грудь удачно подвернувшегося Индзаги, и мяч, не торопясь, с чувством собственного достоинства влетел в ливерпульские ворота.

Когда-то Хорхе Вальдано, столь обильно цитируемый в последнее время в связи с футбольно-философскими перепалками с Рафой Бенитесом, весьма остроумно отозвался о способностях Ривалдо. Он сказал, что бразилец не ассистирует партнерам, а просто использует их для доставки мяча в сетку, и однажды проделает то же самое с простым зрителем. Пирло воплотил этот фокус в жизнь – весь первый тайм Индзаги смотрелся на поле обычным болельщиком.

«Милан» повел и, довольный собой, ушел на перерыв. Ход перешел к Бенитесу, чей тактический план продолжал работать, но волею обстоятельств потерял былую актуальность. Спешить с перестановками испанец не стал, и второй тайм потек в русле первого. В обороне «Ливерпуля» по-прежнему царил порядок – вдохновенно играл Маскерано. Сидя осенью в сумрачных окопах «Вест Хэма», он, верно, и мечтать не мог о том, что увидит слепящие огни Афин.

Впереди своего Маскерано у англичан не нашлось. На исходе часа игры поле покинул бледный, как собственная тень, Зенден. Если лет пять назад говорили, что его правая нога только для ходьбы, то теперь, кажется, она исключительно для лежания на диване. Вышедший Кьюэлл мало что изменил, однако почти сразу после его появления «Ливерпуль» едва не отыгрался. Стиви Джи все сделал сам – перехватил, обыграл, ворвался в штрафную, а дальше сам все сделал Дида. По такому матчу этот упущенный момент значил многое.

Время риска для «Ливерпуля» настало минут за пятнадцать до конца. Бенитес убрал вместе с Маскерано с поля осторожность и перешел на игру в два форварда. И тут же с пугающей логичностью «Милан» забил второй гол – прямо не футбол, а шахматы. Разлученный с Маскерано Кака получил мяч в излюбленной позиции, разогнал атаку и вывел Индзаги один на один с Рейной. В этот раз Супер-Пиппо пришлось-таки слегка потрудиться и своими силами придать мячу голевое ускорение. Человек, «рожденный в офсайде» и «вообще не умеющий играть в футбол», стал героем финала Лиги чемпионов. Его игра – это интуиция. Его интуиция – это игра.

А дальше обрели, наконец, силу ассоциации с эпическим матчем двухлетней давности. «Ливерпуль» забил – голевой ток был пущен по цепи угловой флажок – Пеннант – Аггер – Кейт. Однако что же делать дальше, англичане вспомнить не успели – прозвучал свисток нефартового для них Фанделя. Повторения стамбульской истории не получилось. Как никто пока не смог воспроизвести, например, развязку финала «Бавария» – «МЮ». Такие вещи – ручная работа. Они не для конвейера и даже не для копировального аппарата.

Победа «Милана» не стала феерией, но клуб ее заслужил. В этом матче в итоговый результат словно воплотился весь совокупный многовековой опыт «россонери». Итальянцы сыграли исключительно прагматично и добились своего. Пусть им чуть-чуть повезло, но футбольные боги еще многое должны «Милану» за тот, стамбульский финал. «Ливерпулю» грех жаловаться. Бенитесу почти не в чем себя упрекнуть.

Этот кубок стал для команды Карло Анчелотти своеобразным финишем многолетнего марафона. Паоло Мальдини теперь может со спокойной совестью пересчитывать на ночь собственные достижения и гарантированно засыпать, не дойдя до конца, Билли Костакурта – отправляться нянчить внуков, Кларенс Зеедорф – пытаться по два раза выиграть Лигу в составе трех разных клубов, а Пиппо Индзаги – баловать себя симуляциями в офсайде, заслужил. А вот марафон Кака лишь начинает новый круг. Даже хорошо, что в этом финале у него не все получилось, – будет возможность ускориться на следующем витке.

Вечерний афинский сумрак сменила полноценная ночь, но и ей не под силу успокоить вырвавшиеся наружу человеческие чувства. Миланские болельщики будут до утра шумно отмечать свой триумф, бередя тонущие в слезах и вине раны безутешных мерсисайдцев. Два года назад все было ровно наоборот. Кажется, эта игра называется жизнью.

Милан Италия – Ливерпуль Англия – 2:1 (1:0)

Голы: 1:0 – Индзаги (45), 2:0 – Индзаги (82), 2:1 – Кейт (89).

МИЛАН: Дида, Оддо, Янкуловски (Каладзе, 80), Мальдини, Неста, Амброзини, Гаттузо, Пирло, Кака, Зеедорф (Фавалли, 90+2), Индзаги (Джилардино, 88).

ЛИВЕРПУЛЬ: Рейна, Финнан (Арбелоа, 87), Аггер, Каррагер, Зенден (Кьюэлл, 59), Пеннант, Хаби Алонсо, Маскерано (Крауч, 78), Риисе, Джеррард, Кейт.

Предупреждения: Гаттузо (42), Янкуловски (54), Маскерано (59), Каррагер (60).

23 мая. Греция. Афины. «Спирос Луис».

Судья: Х.Фандель (Германия).