3 мин.

Бытовая техника

Под моими первыми заметками развернулась целая дискуссия относительно технических новаций в судейской работе. Выскажусь на эту тему и сам.

Если вкратце, мое мнение просто: нельзя превращать футбол в его американский аналог, регби или хоккей. Нужно сохранить самобытность, оставить футбол таким, каким он был при рождении. Я рад, что ФИФА придерживается того же мнения и, уверен, будет биться до конца. Я в футболе 31 год. И в принципе эта игра остается такой же, какой была раньше и какой мое поколение ее полюбило. Ведь по большому счету судейские ошибки глобального значения при распределении мест в таблице не имеют. В продолжительных турнирах высокие места все равно занимают те, кто был их достоин изначально.

Теперь конкретнее о различных технических устройствах – уже существующих и только планирующихся к применению.

Видеоповторы

В них, на мой взгляд, нет смысла. Если в спорных ситуациях обращаться к монитору, то игра будет неимоверно затягиваться. И даже если представить независимую комиссию, которая будет оценивать такие моменты и находиться на постоянной связи с арбитром, то и у нее возникнут сложности. Сейчас решение принимает судья и несет за него полную ответственность. А уже потом эксперты  целую неделю анализируют то или иное действие, просматривая повторы съемки из разных точек, но все равно не могут прийти к единому мнению. А что, если такие сложности у них возникнут и во время игры?

Единственный случай, когда российский судья прибег к помощи видеоповтора, был в 2003 году, в Махачкале. В полуфинале Кубка России «Анжи» принимал «Ростов». Форвард гостей Каньенда забил гол - стадион вскипел. И работавший на том матче Валентин Иванов обратился к помощи камеры, чтобы понять, играл ли африканец рукой. Его потом за это серьезно наказали, потому что такие ходы строго запрещены. Но мы, судьи, понимали, что в той ситуации это, скорее всего, было единственным правильным решением. Не забывайте, в каком неспокойном регионе проходила игра. Я и по сей день считаю, что это был мудрый поступок. И далеко не каждый арбитр на такое способен.

Переговорные устройства

Ими снабжают всех судей, которые работают на матчах еврокубков. Для главного арбитра это пояс, похожий на тот, что используют при болях в спине. 25 сантиметров шириной, плотная ткань, множество карманов, куда вставляют различные датчики. У боковых арбитров есть маленький микрофончик, а на боку – специальная кнопка, что-то вроде звонка. Чтобы связаться с главным, они накладывают руку на кнопку и могут голосом задать любой вопрос или дать консультацию. Такие комплекты делают во Франции и продают по 5 тысяч евро за каждый. В ближайшее время их планируют купить для всех российских судей. Конечно, ко всему можно привыкнуть. Но пояс очень уж неудобный. Было  бы здорово, если бы со временем придумали что-нибудь покомфортнее.

Бип-система

Это то, чем мы оснащены сейчас. У судей есть два электронных флажка, а у главного арбитра – пейджер, который вибрирует или издает звук, если его помощники фиксируют «вне игры» или другое нарушение правил.

Телемикрофоны

В некоторых телетрансляциях за рубежом – регби, например, - зрители могут слышать все диалоги судьи с игроками. В принципе в России уже есть нечто подобное: микрофоны ставят так близко к полю, что некоторые фразы можно расслышать. Но до целенаправленного применения телевизионных микрофонов мы еще не доросли. Почему? Потому что материмся. В одночасье изменить российский менталитет невозможно. К тому же, если в прежние времена еще была цензура, то сейчас ее и близко нет. В телевизоре матерятся, называя эти слова литературным матом. Но вреда от него не меньше, чем от обычного.

Всех поздравляю с началом футбольного сезона!