Какова цена падения в Чемпионшип и что даёт клубам заветный промоушен
Вылет из Премьер-лиги - это всегда самые плохие новости для всех, кто связан с клубом. Не только для фанатов. Но и для менеджеров, руководителей, сотрудников и даже для местных сообществ.
Понижение не красит ваше резюме. Понижение вызывает ярость фанатов. Понижение почти всегда грозит сокращением зарплат раза в два. Менеджеров увольняют, но они получают свои неустойки. Руководители... ну, они руководители. Они и дальше останутся там, чтобы принимать решения. Максимум - клуб ждёт поглощение.
Поэтому это всё пережить можно, это не самое страшное. У этих людей всё более-менее будет хорошо.
Тем не менее, они не единственные, на кого влияет вылет из сильнейшего чемпионата страны. В каждом клубе за кулисами работают сотни людей: кассиры, охрана, стюарды, отдел маркетинга и рекламы, отдел связи со СМИ, продавцы в магазинах, бухгалтера, администраторы и прочий обслуживающий персонал. Именно эти люди всегда с замиранием сердца наблюдают за тем, как их команда сражается за то, чтобы остаться в Премьер-лиге и надеются на лучшее.
Вылет может стоить людям работы и они ни черта с этим не смогут поделать.
Известный в футбольных кругах финансовый эксперт Киран Магуайр говорит: «Вы теряете порядка 60% своего дохода. И это вместе с парашютными».
Премьер-лига буквально купается в деньгах, даже самые скромные английские клубы способны удивить вас на трансферном рынке и превзойти по расходам если не большинство, то многие клубы, играющие в Лиге чемпионов.
Но стоит вам вылететь, придётся затянуть пояс как можно туже. Парашютные, разумеется, смягчают падение. В настоящее время каждая команда АПЛ получает где-то по 94 млн. фунтов за трансляции. Если вы вылетите, в первый сезон Чемпионшипа сумма от трансляций для вас сокращается до 44 млн. фунтов. Если за этот год вернуться не удастся, готовьтесь к очередному сокращению - до 35 млн. на второй сезон. Ну а если вы не вернулись за эти два сезона, сумма падает всего до 15 млн. фунтов за сезон.
Как правило, зарплатная часть клубов является самой большой статьёй расходов. В большинстве случаев у каждой команды есть пункт, который предусматривает сокращение зарплат. Безрассудных вы вряд ли найдёте.
Но даже ради сокращённых зарплат вам придётся кем-то жертвовать. «Это люди, которые работают на кассе, в отделе маркетинга. Именно за таких людей и переживаешь», - признаётся Магуайр.
«Это также касается схем по работе с сообществами», - продолжает Киран. «Клубы Премьер-лиги всегда проделывали фантастическую работу, но по итогу это дискреционные траты. Становится сложнее проводить информационно-просветительские, медицинские, образовательные программы».
Страдают женские команды, программы общественного образования и благотворительной деятельности сокращаются.
За примером далеко ходить не нужно. Известнейший случай был с "Астон Виллой", вылетевшей из АПЛ в сезоне 2015/2016. Тогда почти 130 сотрудников, которые были полностью трудоустроены в клубе, потеряли свою работу. Ещё 400 человек, работавшие не полный рабочий день (это стюарды, продавцы еды в день матчей и пр.) также потеряли свой заработок.
Пару лет назад Стив Холлис, бывший председатель "Виллы", рассказывал, что ему пришлось собрать сотрудников на базе клуба, чтобы донести до них, что ожидает людей. Тогда новым исполнительным директором клуба стал Стив Уайнесс. На его плечи легло создание новой первой команды, а также он должен был решить, кому потерять работу.
«Это ужасная работа», - признаётся Стив. «Обращать внимание необходимо на соотношение затрат с новыми потоками доходов, а также на области, которые не будут приносить столько же денег. Например, кейтеринг или гостиничный бизнес.
Это сложно, так как они хорошие люди, которые многое отдали клубу, но дело в том, что вам необходимо работать в рамках нового бюджета и новой реальности».
"Саутгемптон" - самый свежий пример. Уже известно, что клуб разослал всем 340 сотрудникам письмо с предупреждением о том, что после вылета во всех подразделениях могут произойти увольнения или изменения ролей персонала.
Обычно клубы, всё же, составляют планы на случай вылета. Они должны быть в состоянии предотвратить катастрофу хотя бы на ближайший год-два. Плохая новость в том, что этого придерживаются не все.
К примеру, в феврале 2017 года "Сандерленд" просто взял и уволил ряд сотрудников ещё до того, как вылетел из АПЛ. Этот поступок можно назвать даже не плохим и не ужасным, а грязным и мерзким, поскольку тогда же, в середине сезона, футболисты отправились отдыхать в Нью-Йорк. Это очень не понравилось людям. В итоге "чёрные коты" проиграли 10 из 13 оставшихся матчей.
Стоит отметить, что для "Сандерленда" это стало только началом бедствия. Парашютные выплаты использовали для финансирования поглощения, в команде заменяли уходящих футболистов... другими более скромными новичками, сменили четверых менеджеров в новом сезоне. И всё это для того, чтобы вылететь ещё раз.
Разумеется, после попадания в Первую лигу произошла очередная продажа футболистов и, конечно же, сокращения сотрудников. Ушло чуть меньше 10% штата. И всё это отразили даже в документальном фильме Sunderland ’Til I Die.
Помимо перечисленного, работать в клубах, которые борются за выживание, само по себе тяжело. Закулисный персонал в 99% случаев никак не может повлиять на результат. Однако негатив по ходу поражений или ухудшения результатов только нарастает.
Плохие результаты усложняют работу всем. Взять к примеру команду SMM-щиков, которым придётся делать посты о поражениях и стараться найти что-то позитивное, чтобы отвлечь людей. В ответ вы получаете тонны оскорбительных комментариев под постами. Да, они вряд ли направлены против вас, но настроение от этого лучше не становится.
Медиа-активность практически полностью прекращается за исключением того, чтобы клуб обязан выпускать по контракту. Интерактива с фанатами нет. Это всё не делает атмосферу лучше.
Зачастую персонал ездит на работу в клубной одежде. Это не обязательно должен быть спортивный костюм, но условное пальто с символом клуба. Болельщикам плевать, на кого сорваться. Клубы часто обращаются к своим сотрудникам, чтобы те лишний раз не показывали, где они работают для их же собственной безопасности.
Вылет в Чемпионшип может уничтожить любую команду. И когда некоторые пишут, что какому-то клубу нужно пройти там очищение, они просто не представляют, с чем в этом турнире можно столкнуться.
Чемпионшип одновременно самый страшный и самый замечательный турнир. Наверное, даже можно сказать, что он значит больше, чем чемпионства в АПЛ, а также всеми желаемый требл. Одно неправильное действие и о вашем клубе забудут на десятки лет. Правильный расчёт, расстановка приоритетов и, разумеется, доля удачи, вас встречают невиданные ранее суммы.
Перед тем, как в конце марта этого года была заключена сделка о поглощении "Хаддерсфилда" американцами, Дин Хойл, владелец клуба, обратился к болельщикам "терьеров", чтобы объяснить, в каком положении оказался их клуб. «На кону стояли средства для существования людей, рабочие места, карьеры игроков», - признавался Хойл.
А ведь всего год назад "Хаддерсфилд" находился в одной игре от Премьер-лиги.
Плей-офф - самое опасное время во всём английском футболе. Слава или смерть.
Выиграй они ту самую игру в финале у "Ноттингема", сейчас клуб из Уэст-Йоркшира мог бы свободно потратить не менее 100 млн. фунтов.
Однако, вместо них, летом отрывался "Ноттингем". "Терьеры" же были вынуждены обратиться к услугам Нила Уорнока для того, чтобы избежать вылета из Чемпионшипа. Два клуба, которые боролись за одно и то же, но какой разный финал для каждого.
Нет никаких оснований думать о том, что кого-то из пары "Лутон" - "Ковентри" ждёт та же участь. Но ясно одно. Кому-то из них после финала придётся полностью или частично, но переоценить ситуацию.
Из 23 последних финалов плей-офф Чемпионшипа, только 6 проигравших тогда команд смогли добиться промоушена год спустя ("Брентфорд" 2020, "Астон Вилла" 2018, "Мидлсбро" 2017, "Рединг" 2011, "Вест Бромвич" 2007 и "Вест Хэм" 2004).
Для других же поражение на "Уэмбли" становится моментом, когда жизнь начинает рушиться. С 2005 года подобная участь постигла 8 клубов. И их было бы 9, не приди Уорнок спасать нынешний "Хаддерсфилд".
Ещё одним известным неудачником является "Рединг". После того, как 6 лет назад они проиграли всё тому же "Хаддерсфилду" в финале плей-офф, "роялс" падали всё ниже и ниже. В этом сезоне они вылетают в Первую лигу.
Это напоминает судьбы "Шеффилд Уэнсдэй" и "Дерби Каунти", которые также проигрывали в финалах на "Уэмбли" в 2016 и 2019 годах соответственно.
Поражения приводят к расформированию команд и пересмотру амбиций. Как и "Хаддерсфилд" сегодня, "Суонси" также резко изменился после финала 2021 года. К тому моменту истёк срок парашютных для "лебедей" и они стали просто очередной командой в этой толпе желающих дотянуться до невозможного.
"Астон Вилле", чтобы пережить поражение от "Фулхэма" в 2018-м, пришлось познать поглощение Савирисом. Только это позволило "бордовым" пережить потери в 69 млн. фунтов в сезон их триумфа на "Уэмбли".
"Дерби" с этим не повезло. Это они были той командой, что в 2019-м уступили "Астон Вилле" в финале плей-офф, после чего с них сняли 21 очко и им пришлось пройти долгий путь перехода под административное управление.
Без денег во второй английской по силе лиге делать нечего. Почти все клубы принимают это правило, чтобы оставаться конкурентоспособными с теми, кто получит парашютные выплаты из-за вылета из АПЛ. "Бёрнли", "Уотфорд", "Норвич", "Шеффилд Юнайтед", "Вест Бромвич" - все эти клубы за последние 2 года получили от 38 до 45 млн. фунтов после вылета из высшего дивизиона. Эта сумма почти в 4 раза превышает то, что получают команды Чемпионшипа за телевизионные права.
И такое неравенство становится только очевиднее.
До 2005 года не было никаких парашютных. Но доходы за последние 20 лет в Премьер-лиге очень сильно изменились, в Чемпионшипе же - нет. В 2010 году парашютные выплаты составляли какие-то 10 млн. фунтов, сейчас же сумма в среднем составляет 45 млн. фунтов. А с каждым новым сезоном цифра будет только расти.
Поэтому каждый год мы всё чаще и чаще видим, как команды неизменно штрафуют - будь то очки или финансы - так как владельцы идут ва-банк. Согласно последним отчётам, совокупные убытки "Рединга" составляют 191 млн. фунтов.
Сегодняшние счастливчики "Фулхэм", "Борнмут" и "Ноттингем", они получили повышение прошлым летом, но за это им пришлось заплатить 158 млн. фунтов. Да, на троих. Но это всё ещё невероятная сумма.
19 команд из 24 предоставили свои отчёты за сезон 2020/2021, который завершился для них затратами в 125% на зарплаты игрокам от своих общих доходов. Для сравнения, все 20 клубов АПЛ в том же сезоне потратили 71% своих доходов.
Киран Магуайр подсчитал, что операционные затраты за прошлый сезон в среднем составляют 476 тыс. фунтов в неделю для каждого клуба.
Только 2 из 19 клубов, опубликовавших свою отчётность, за прошлый сезон получили прибыль до налогов. 13 отчитались в убытках свыше 10 млн.
Сама EFL признала, что так больше не может продолжаться. Они настояли на пересмотре модели распределения денег от АПЛ. Лига считает, что даже можно отменить парашютные выплаты, но увеличить выплаты солидарности. «Зло, которое необходимо искоренить», - так председатель EFL Рик Пэрри назвал эти самые парашютные.
Премьер-лига же сопротивляется этому, но признаёт, что её богатство вредит остальным лигам. Одно из авторитетных лиц Чемпионшипа на условиях анонимности однажды сказал The Athletic следующее: «Если вы посмотрите на зарплаты в Премьер-лиге, а затем на игроков, которые вам нужны, чтобы туда попасть, если хотите заработать промоушен, у вас должны быть игроки, которые соответствуют более высоким стандартам.
Вы противостоите по крайней мере 5 клубам с парашютными, также есть клубы, которые разбрасываются деньгами, ваш зарплатный фонд должен составлять не менее 100% от оборота.
Вы можете спросить: «Почему клубы Чемпионшипа просто не откажутся платить такие деньги»? Но это так не работает. Всегда найдётся тот, кто это сделает и чтобы конкурировать мог любой клуб, вы должны смириться с потерей денег».
И так будет дальше.
Следующий сезон для "Вест Бромвича" станет первым в Чемпионшипе без парашютных денег. Хотя их отчётность показала в этом сезоне прибыль в 5.4 млн. фунтов до налогов, руководство выступило с заявлением, что в следующем году их ждёт неопределённость.
Многие клубы, такие как "Престон", "Сток", "Бристоль Сити" "Блэкберн", "Кардифф", зависят от финансовой поддержки своих владельцев. В прошлом сезоне каждый понёс убытки порядка 11 млн. фунтов. Отрубите эту руку и клубы просто перестанут существовать.
В Чемпионшипе есть 3 типа команд: лифтёры, как "Норвич", (но таким образом он заработал себе на новую базу и академию), клубы, которые готовы рискнуть, а также, те, кто смирился с положением и старается выжить.
Как показывает практика, рисковать готовы почти все. Если вы выиграете, все ваши финансовые проблемы растворятся. Но если нет, проблемы только начнутся. Поэтому зарплаты игроков вызывают самое больше беспокойство. И именно на примере Чемпионшипа это видно лучше всего.
"Ротерхэм" как редкий тип клуба в Чемпионшипе.
"Ротерхэм" - единственный клуб Чемпионшипа, который не согласился идти на подобную авантюру. В последний раз они вылетали из второго по силе английского дивизиона в сезоне 2020/2021. Тогда у них тоже были проблемы с зарплатным фондом, который составлял 8.2 млн. фунтов, что равнялось 2/3 от их оборота. Они могли бы избежать убытков в размере 800000 фунтов, не проводись тот сезон без зрителей.
В следующем сезоне они вернулись, заняв вторую строчку в Первой лиге. Сезон 2022/2023 они закончили на комфортном для себя 19 месте. Тони Стюарт, владелец команды говорит: «Я возглавил клуб, который попадал под административное управление дважды за 18 месяцев. Единственное, чего я не хочу, пока руковожу клубом, повторения этой ситуации. В Чемпионшипе есть клубы, жившие не по средствам.
Ставить клуб под угрозу - это не то, чем мы должны заниматься. Вы всегда должны быть уверены, что ваш клуб доживёт до завтрашнего дня».
Но и такой подход тоже усложняет жизнь. Они не могут конкурировать с соседями "Шеффилд Юнайтед", который вернулся в АПЛ, но также теряют своих лучших игроков, как, например, центральный защитник Майкл Ихиекве и нападающий Майкл Смит. Оба ушли в "Шеффилд Уэнсдэй", который, между прочим, находился в лиге рангом ниже. Причиной их ухода, разумеется, было более выгодного предложение по контракту.
У Стюарта нет ответов на то, как исправить ситуацию, но он предлагает начать с зарплат: «Должно быть правило, согласно которому вы не можете тратить на игроков более 60%-65% своего оборота. Если всё, что вы делаете, это бросаетесь в футбол деньгами, в течение 2-3 лет игроки станут получать больше денег.
Речь не только о том, чтобы Премьер-лига выделяла больше денег низшим лигам. Должна быть введена дисциплина. Нужно контролировать затраты, а если нарушаете правила, то теряете очки.
Меня задевает это, так как люди покупают себе игроков, которых не могут позволить и они играют против нас, а мы живём по средствам. Это оказывает нокаутирующий эффект.
Клубы считают, что им нужны высококлассные игроки и им приходится платить деньги. "Дерби" тому пример. Они поставили на это все свои деньги. Всё, что они делали, платили игрокам, которые не смогли добиться промоушена».
К какому решению пришли в данный момент?
Средство от этой проблемы пока не нашли. Да, в общем-то, даже не особо и стараются искать. Поэтому очень многие сталкиваются со штрафами. Даже "Шеффилд Юнайтед", вернувшийся в АПЛ, успел в этом сезоне получить трехмесячный бан за то, что не рассчитался по трансферным платежам. Дисквалификацию сняли только накануне полуфинального матча Кубка Англии против "Манчестер Сити".
Начиная с сезона 2017/2018, в Чемпионшипе каждый год всплывают какие-либо финансовые нарушения. Споры между EFL и Премьер-лигой продолжаются.
Возможно, ситуацию спасёт пересмотр сделки, в рамках которой АПЛ делилась примерно 15% дохода каждый сезон. Ежегодно АПЛ зарабатывает около 3.5 млрд. фунтов, порядка 500 млн. уходит к клубам Английской футбольной лиги. Теперь же АПЛ будет отчислять более 20% своего ежегодного дохода.
Председатель "Кристал Пэлас" Стив Пэриш был одним из тех, кто активно участвовал в пересмотре договора. Месяц назад на заседании он сказал следующее: «Вылет из Премьер-лиги является, наверное, самой большой финансовой угрозой в мировом футболе.
Если посмотреть на оборот "Кристал Пэлас", он равен 175 млн. фунтов стерлингов. За первый сезон в Чемпионшипе это будет порядка 70 млн. Никакие сокращения зарплат игрокам не покроют такую потерю.
В третьем сезоне всё ещё хуже, а к четвёртому, когда уже нет парашютных, цифра опускается до порядка 20 млн. фунтов».
Даниэл Пламли, преподаватель Университета Шеффилд-Халлам и соавтор материала «Parachute Payments in English Football: Softening the Landing or Distorting the Balance» считает, что сейчас парашютные выплаты больше, чем когда-либо стали наградой за спортивные неудачи, а не механизмом поддержки клуба.
Какая награда ожидает победителя сегодняшней пары?
Сегодняшние финалисты, "Лутон" и "Ковентри" также хорошо известны, как команды, которые в своё время пострадали от финансовых проблем. Чтобы восстановиться, им понадобилось очень много лет. Они знают, насколько безжалостна эта лига, поэтому каждый постарается отдать всего себя, чтобы вырваться из лап Чемпионшипа.
По данным Deloitte Sports Business Group, выход в высший дивизион через финал плей-офф принесет победителю не менее 170 млн. фунтов стерлингов в течение последующих трёх лет. Эта цифра может вырасти и до 290 млн. фунтов, если клуб избежит вылета после первого же сезона.
Также Deloitte Sports Business Group оценивает, что всего один сезон в АПЛ принесёт кому-то из этой пары дополнительные 90 млн. фунтов.
Такие суммы позволяют отстроить полностью стабильный футбольный клуб. Выход в АПЛ и последующее сохранение прописки в Премьер-лиге - это лучшая награда для любой команды. Наверное, это всё стоит того, что владельцы клубов Чемпионшипа идут на постоянные риски и нарушают финансовые правила.