«Спартак» не получил пенальти с «Зенитом», потому что был «неакцентированный наступ». Это что-то новенькое
Это текст бывшего арбитра и автора телеграм-канала «Але, рэф!» Анатолия Синяева.
ЭСК РФС пока публично не оценивал судейские решения в матче прошлого тура РПЛ «Зенит» – «Спартак», но Sport24 уже сообщил: комиссия поддержит арбитра Павла Кукуяна в самом спорном эпизоде – неназначенном пенальти в ворота «Зенита» перед вторым голом петербуржцев.
Формулировка: наступ «был неакцентированный».
«Неакцентированный наступ» – что это значит?
Речь о наступе Роберта Ренана на ногу Кейта Бальде в штрафной «Зенита», который судьи проигнорировали.
Конечно, в правилах игры нет понятия «акцентированный» и «неакцентированный» наступ. Да и ЭСК никогда ранее не использовала подобную формулировку для объяснения решений арбитров в этом контексте.
Да, слово упоминается в разборе почти трехлетней давности, когда поясняли решение не давать пенальти за контакт Ведрана Чорлуки с Сердаром Азмуном в августе 2020-го, но оно употреблено иначе: «Контакт Чорлуки и Азмуна, носивший характер наступания на ногу соперника, являлся неакцентированным, произошел вскользь и с незначительной частью стопы...» И не на нем строилось само решение.
Всегда фигурировало только слово «наступ». Например, о падении полузащитника «Крыльев Советов» Владимира Писарского в матче с «Пари НН» ЭСК писала так: «Каккоев в единоборстве за мяч совершил наступ на стопу соперника, который большинство членов комиссии квалифицирует как фол по неосторожности».
Итак, промежуточный вывод: по мировым судейским стандартам бывают только наступы, их не разделяют на акцентированные и неакцентированные.
Но в трактовке наступов все же есть нюанс – его проговаривали зимой
На февральских сборах арбитров в Турции объявили о повышении планки единоборств.
В частности, говорилось, что наступ не всей стопой (например, носком или краем бутсы) не нужно наказывать желтой карточкой, как мы привыкли. Это должно было сократить количество карточек.
В нашем контексте важно: речь только про предупреждения, фолы за подобные действия никто не отменял – что в середине поля, что в штрафной.
Пенальти на Кузяеве в Самаре – фол, а на Бальде нет. Почему?
Действия Кукуяна может оправдать тезис из образовательного видео, которое департамент судейства выпустил зимой: «Судьи не должны назначать 11-метровые удары при незначительных контактах игроков».
Выходит, что защитник «Крыльев Советов» Гленн Бейл совершил значительный контакт с ногой Далера Кузяева в недавней игре с «Зенитом» (хотя тот уже завершил свое действие).
По этой логике контакт Ренана с ногой Бальде в чемпионском матче был незначительным. Отсюда и неназначение пенальти.
Но почему эти моменты мы вообще сравниваем?
Во-первых, на матчах работали те же судьи. В Самаре главным был Иванов, а ВАР – Кукуян. В Петербурге – наоборот.
Во-вторых, в обоих ситуациях игроки отдали передачи, в обоих произошел «неакцентированный» контакт с использованием шипов. Обоим игрокам, уверен, больно. Но, к сожалению, об оценке эпизода в Самаре мы ничего не знаем: запроса в ЭСК не подавалось, поэтому сравнить формулировки мы не можем.
Однако в ролике РФС ТВ есть еще одна интересная мысль: «Когда атакующий игрок завершил действие, а действие обороняющегося не носят безрассудного характера, высокой интенсивности и усилия, нет контакта с использованием шипов и продавливанием, арбитрам рекомендуется продолжать игру».
Нестыковка: контакт с использованием шипов был и в Самаре, и в Петербурге, большой разницы между эпизодами нет.
Поэтому выход один: признать, что контакт в Самаре был незначительным, как в эпизоде с Бальде, а значит пенальти там назначать не стоило. Однако признать ошибку — равно не допустить бригаду Иванов-Кукуян к матчу «Зенит» – «Спартак». Кто ж знал, что похожий момент произойдет во второй игре «Зенита» подряд?
Мог ли вмешаться ВАР при втором голе «Зенита»?
Момент с голом «Зенита» уникален: кажется, ошиблись все, но исправить это не смогли.
Атака хозяев началась с передачи из глубины на Андрея Мостового, который находился в момент паса вне игры. Ассистент не зафиксировал офсайд, потому что мяч сразу же перешел к игроку «Спартака», который быстро его потерял. Конечно, можно было вернуть эпизод, ведь гости не воспользовались преимуществом, но момент, как говорится, заигран.
В этой ситуации ВАР точно не может отмотать назад и вмешаться: мяч был у «Спартака», а значит голевая атака «Зенита» началась не с вне игры.
Ошибся и Кукуян, пропустив фол Кузяева на Зобнине за 20 секунд до второго гола «Зенита». Этот момент вы можете увидеть в самом начале видео – обратите внимание на события недалеко от центрального круга, прямо в поле зрения судьи.
О намеренном толчке в спину точно никто не спорит. Но и здесь ЭСК, как предполагается, поддержит ВАР (Кукуян назначений на следующий тур не получил, в отличие от ВАР Иванова).
Фол Кузяева, как сообщается, «был в другой фазе атаки».
Что это значит?
Все упирается в практические рекомендации, которые недоступны обычному любителю футбола: в протоколе ВАР, который включен в правила игры, нет определения «фазы атаки».
На практике судья сообщает оператору повторов, какие возможные нарушения следует просмотреть в фазе атаки, если произойдет вмешательство. Если же атака не закончилась пенальти, удалением или голом и нет никаких подозрений, ВАР сообщает о сбросе отсечек оператору. Обычно слово «забыли» произносят, когда мяч выходит из игры или когда переходит к другой команде.
Нет уверенности, что были основания для сброса отсечек во время атаки «Зенита», потому что попытка сыграть в мяч или неудачное касание игроком обороны – не равно конец атакующей фазы.
Время тоже не главный показатель. Кроме очевидного перехода владения к другой команде или выхода мяча за пределы поля, ВАР смотрит на передачи: если был очевидный пас назад, звучит слово «забыли».
При голе Мостового ничего из озвученного выше не произошло, поэтому можно говорить: если бы Иванов вмешался в игру, его решение все поняли и приняли бы, ведь нарушивший Кузяев по сути стал одним из тех, кто разогнал голевую атаку и активно в ней участвовал.
Формулировки российских судей меняются слишком часто
Похоже, в этом сезоне департамент судейства запутался сам и запутал арбитров.
Несколько примеров.
1. Осенью ЭСК сообщила, что защитника «Локомотива» Максима Ненахова в матче 11-го тура против «Урала» судья Сергей Иванов удалил неверно, за что его отстранили на четыре тура. Эксперты посчитали, что адекватное наказание за подкат – желтая карточка.
Но! Через четыре месяца – на тех самых февральских сборах – судьям объявили, что в таких эпизодах все же следует показывать красные карточки.
2. Владислав Безбородов в марте не назначил пенальти, когда защитник ЦСКА Виллиан Роша сбил в штрафной площади форварда «Сочи» Владислава Сарвели, несмотря на рекомендацию ВАР пересмотреть решение.
Тогда арбитра поддержали в ЭСК такой формулировкой: «Нападающий завершил действие, а после этого произошел контакт». Если контакт не на желтую карточку, следует продолжать игру.
Это еще больше запутало арбитров, и вскоре мы увидели фол полузащитника «Зенита» Клаудиньо на форварде «Динамо» Константине Тюкавине в кубковом матче.
Бразилец, пытаясь выбить мяч из своей штрафной, попал по ноге форварда «Динамо», и тот упал на газон.
Главный судья Евгений Кукуляк проконсультировался с видеоассистентом, посмотрел повтор и не назначил 11-метровый, что поставило под вопрос его дальнейшую карьеру. Уверен, решение стало следствием новых «рекомендаций».
И это только два ярчайших примера.
Как мы помним, первые пару туров после возобновления чемпионата (после решения Владислава Безбородова в Сочи) творился настоящий ад: никакого единообразия в трактовках, будто и не было февральских сборов.
Тогда департамент судейства выпустил ролик с объяснением моментов в штрафной площади: когда действие завершено, какие фолы нужно свистеть, а где продолжать игру.
Главный посыл: когда в действиях обороняющегося игрока нет безрассудности, следует продолжать игру. В этом же видео признали, что Безбородов в Сочи ошибся, приравняв его решение к действиям Кукуляка в Петербурге.
Через две недели после этого видео появились новые вопросы: и к трактовкам, и к последовательности судей.
Телеграм-канал «Але, рэф» – со всеми деталями о судействе
Фото: кадры трансляции «Матч ТВ» ; РИА Новости/Алексей Даничев; spartak.com/Александр Ступников
Другой момент - судья по регламенту не может работать на двух матчах команды подряд. Но тут даже не один судья, а ОБА работают на двух подряд матчах Зенита, в обоих допускают результативные ошибки в пользу Зенита (пенальти на Бейле не нужно было ставить - ошибка, соответственно, на Бальде тоже, но нельзя было засчитывать второй гол - ещё ошибка). Настолько газовым господам важно было оформить чемпионство именно в матче со Спартаком. Даже в ролике газпрома на матчтв игроки Зенита забивают гол в ворота некоей команды в красных майках с белой полосой. Но не подумайте - никакого комплекса неполноценности. Просто совпало так.